Цели урока:
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
- Познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру.
- Учить бережно относиться к природе.
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений. Понятие: высотные пояса.
Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Педагогическая технология: проблемно-диалогическое обучение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, карточки “Пищевые связи”, карточки “Животные и растения Красной книги”, карточки – памятки “Зелёный Кодекс туриста”, фильм “Вулканы”, карточки для рефлексии, индивидуальные наборы “Природные зоны”, сигнальные круги, листы самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Учитель:
Прозвенел весёлый звонок,
Начинается урок.
- Здравствуйте, юные натуралисты-исследователи. Сейчас урок окружающий мир. Давайте настроимся на урок.
Я настрой себе нашёл,
Чтобы быть везучим:
У меня всё хорошо,
А будет ещё лучше.
Повторяю сто раз его –
Разойдутся тучи:
У меня всё хорошо,
А будет ещё лучше!
Учитель: Каким вы хотите видеть наш урок?
Учитель:
Пусть будет урок познавательным,
И каждого ждёт лишь успех!
II. Актуализация знаний.
Блиц-опрос
Учитель: На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша земля поделена на пояса освещённости. Перечислите их.
Дети: 2 холодных пояса, 2 умеренных пояса, тропический пояс.
Учитель: Что расположено внутри тепловых поясов?
Дети: Природные зоны.
Учитель: Что такое природные зоны?
Дети: Природные зоны – это крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром.
Учитель: Попробуйте по определению догадаться, о какой природной зоне идёт речь и выбрать цвет её обозначения на карте природных зон:
- природная зона холодного пояса с суровым климатом, расположенная вокруг полюсов (зона ледяных пустынь);
- безлесна природная зона в умеренном тепловом поясе, покрытая травянистой растительностью (зона степи);
- безлесная северная природная зона с суровым климатом и многолетней растительностью (зона тундры);
- природная зона умеренного и жаркого теплового пояса с сухим климатом и очень редкой растительностью (зона пустынь);
- природная зона умеренного теплового пояса с ярко выраженными сменами времён года (лесная зона).
Учитель: Расположите природные зоны по порядку с севера на юг. Проверьте, так ли вы сделали. Отметьте в листе самооценки свою работу. Приложение 1
Работа в парах - игра “Засели природные зоны”
Учитель: Что мы изучаем в каждой природной зоне?
Дети: Экосистему.
Учитель: Что такое экологическая система?
Дети: Это такое содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.
Учитель: Поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки “Засели природные зоны”. Распределите обитателей природных зон по месту их проживания, закрасьте цветными карандашами кружок около животного. Приложение 2
Индивидуальная работа у доски
Учитель: 5 человек будут работать у доски. Составьте цепи питания, характерные для природной зоны Арктики, тундры, лесной зоны, степей и пустыни.
Проверка работ
Учитель: Проверяем парную работу по экрану. Встаньте, кто сделал правильно. Молодцы.
Учитель: Проверяем работу детей. Приготовьте вееры.
Учитель: Оцените свою работу на листах самооценки.
III. Постановка проблемы.
Проведение опыта
Учитель: Ребята, кто из вас может сказать, почему природные зоны распределяются на планете в такой последовательности? От чего это зависит?
Дети: От наклона земной оси, наклона солнечных лучей, закон природной зональности.
Учитель: Ребята, солнце очень горячее?
Дети: Да.
Учитель: Представим солнце – источник тепла в виде свечи.
- Где теплее: ближе к свече или дальше от неё?
Дети: Ближе к свече.
Учитель: Значит, чем ближе к Солнцу, тем теплее?
Дети: Да.
Проблемная ситуация
Учитель: Хорошо. Тогда прокомментируйте данную ситуацию: “Самолёт совершает перелёт на огромной высоте. Стюардесса объявляет пассажирам температуру воздуха за бортом”.
- Как вы думаете, за бортом холодно или тепло?
Дети: Наверное, холодно.
Учитель: Хорошо. Отгадайте загадку:
Эти чудо – великаны
Носят каменные кафтаны.
Белые шапки на макушках
До облаков достигают верхушкой.
- Рассмотрите изображения гор. На что обратили внимание?
Дети: На вершинах горы лежит снег. Значит, там холодно.
Учитель: Покажите самое холодное место.
Дети: Вершина горы.
Учитель: Правильно я вас поняла, что самое холодное место на вершине?
- Не вы ли говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее?
Учитель: Какое противоречие у нас возникает?
Дети: Вершины гор ближе к Солнцу, но там холоднее.
Учитель: На какой вопрос мы должны ответить?
Дети: Почему на вершине горы холодно?
Учитель: Изучение, какой экосистемы поможет нам найти ответ?
Дети: Экосистема гор.
Учитель: Назовите тему урока.
Дети: Горные экосистемы.
Учитель: Девиз нашего урока: “Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты”.
IV. Совместное “открытие” знаний
Работа с атласами - определителями
Учитель: Горы. В Древнем Китае люди верили, что всё вокруг живое. Живые не только человек, животные и растения, но и камни, и реки, и облака, и звёзды, и сама Земля. Всё в природе пронизано единым дыханием или силой. Там, где это дыхание наиболее сильно, - на поверхности поднимаются горы. Горы тянутся к небу и к звёздам со всей силой своих огненных сердец.
“Горы похожи на смеющихся детей, протягивающих руки к небу, чтобы поймать звезду”, - сказал человек, влюблённый в горы.
Учитель: Каким цветом на карте обозначены горы?
Дети: Коричневым.
Учитель: Работаем с атласами – определителями:
- Самые высокие горы мира. (Гималаи)
- Самые длинные горы Южной Америки. (Кордильеры)
- Горы Евразии, которые протянулись с севера на юг. (Уральские)
- Горы, расположенные между Чёрным и Каспийскими морями. (Кавказ)
- Самая высокая горная вершина на Земле. (Джомолунга)
Проверка, рефлексия.
Работа в парах – решение проблемы
Учитель: Откройте учебник на с. 42. Найдите ответ на проблемный вопрос: “Почему в горах с подъёмом становится холоднее”. Обоснуйте свой ответ.
Дети: Воздух прозрачен. Солнечные лучи проходят сквозь прозрачный воздух, почти не нагревая его, но нагревая землю. От земли нагревается воздух. Чем выше в горы, тем дальше от земли, значит, земля отдаёт воздуху мало тепла и там холодно.
Учитель: Одинаковое ли количество тепла получают склоны гор?
Дети: Нет, чем выше в горы, тем холоднее.
Высотные пояса
Учитель: Может ли быть в горах одна экосистема?
Дети: Нет.
Учитель: Предположите, какие экосистемы могут быть в горах?
Учитель: Только в горах, стоя на одном месте, можно сразу увидеть и тундру, и степь, и лес, и даже вечные снега.
Они расположены поясами, окружающие горы на определенной высоте – высотными поясами.
- Рассмотрим, где находятся Уральские горы на карте природных зон?
- Какие природные зоны пересекают эти горы?
- Рассмотрим юг Уральских гор. У подножия горы, какая зона?
Дети: Степная.
Учитель: Поднимаемся вверх. Что происходит с воздухом?
Дети: Он становится холоднее.
Учитель: Какая зона приходит на смену степной?
Дети: Лесная.
Учитель: Поднимаемся ещё выше. Какая зона будет?
Дети: Тундра.
Учитель: В тундре всегда избыток воды, там много болот и рек. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов. Кстати, в тундре есть полярный день и полярная ночь, в горах этих явлений природы нет.
- И, наконец, мы приближаемся к вершинам гор, где очень холодно. Какая природная зона расположена на вершине гор?
Дети: Зона ледяных пустынь.
Учитель: По-научному, это ледники – огромная толща льда, которая располагается на вершине гор.
Высотный пояс – закономерно сменяющиеся друг друга при подъёме в горы экосистемы, повторяющие смену природных зон.
План работы над горной экосистемой
Учитель: Какие вопросы – ключики мы можем задать, изучая данную тему?
Дети: Климат, растения, животные, экология.
Учитель: Какой же климат?
Дети: Изменчивый, зависит от высоты, силы ветра, нехватки кислорода.
Филворд “Растения гор”. Приложение 3
Учитель: Так как в горах вода стекает по склону и уносит с собой питательные вещества, то растения упорно цепляются за скалы: у них ползучие стебли с корнями, пушинки на стеблях, чтобы переселять семена, растут они группой, имеют длинные корни.
- У вас на столах лежат карточки “Растения в горах”. Возьмите цветные карандаши и найдите, какие растения можно встретить в горах.
(Дети работают в парах)
Учитель: Проверяем работу. Оцените свою работу на листах самооценки.
м | к | о | в | ы | л | ь | д | е |
г | щ | ё | м | я | т | л | и | к |
с | о | с | н | а | ю | ж | й | у |
ю | ь | ъ | с | з | д | у | б | ш |
з | ч | е | р | н | и | к | а | ч |
м | л | и | ш | а | й | н | и | к |
Учитель: Давайте познакомимся с горными растениями, которые занесены в Красную книгу России.
1 ученик: Эдельвейсы — однолетние или многолетние травянистые растения высотой 12—25 см, которые растут на высоких горах.
Узкие листья снизу ворсистые, что предохраняет растения от излишнего испарения влаги; сверху листья серебристые.
Соцветие конечное, сложное, состоит из нескольких скученных в плотные комочки корзинок из белых или желтоватых цветков. Корзинки окружены линейными листочками.
Учёные обнаружили, что растение полностью поглощает ультрафиолет.
2 ученик: Арника горная - многолетнее травянистое растение с прямостоячим стеблем 15--80 см высотой. Розеточные листья широкие, овальные, корзинки одиночные, верхушечные. Растет в Карпатах, Белоруссии.
В настоящее время площадь зарослей арники сокращается в связи с неумеренными заготовками ее в лекарственных целях и из-за разрушения местообитаний при выпасе скота.
Групповая работа “Животные гор”. Приложение 4
Учитель: А сейчас мы поговорим о животных гор. Поработаем в группах.
- Посмотрите на свои карточки. Что нужно сделать?
Ученики: Нужно вписать пропущенные слова в текст, пользуясь информацией в учебнике.
Учитель: 1 группа: изучает животный мир в горах.
2 группа: выясняет, как животные приспособились к жизни в горах.
- Приступайте к выполнению задания.
(Учащиеся самостоятельно работают в группах на карточках с использованием информации в учебниках.)
Учитель: Пожалуйста, выходите по – одному человеку от каждой группы и представьте нам свои выполненные задания.
Ученики: Представитель 1 группы: В горах обитают многие из животных, которые живут на равнинах. Но есть и особые виды, которые лучше приспособились к жизни в горах. В горной степи живут суслики, сурки; в горных лесах обитают медведь, снежный барс, лама, як; в горной тундре прекрасно себя чувствуют архары, куропатки, грифы, серны.
Ученики: Представитель 2 группы: Горные животные хорошо приспособились к жизни в горах. Зимой можно не впадать в спячку и не улетать в дальние страны, достаточно спуститься в другой высотный пояс, где теплее и больше корма. У животных длинная густая шерсть или плотные перья позволяют жить рядом с вечными снегами. Горные козлы и бараны, благодаря особым копытам, могут взбираться на невероятные кручи, а также могут прыгать со скалы на скалу. Не отстаёт по ловкости и крупная кошка – снежный барс. У птиц мощные крылья и зоркие глаза для выслеживания добычи.
Игра “Животные гор”
Учитель: Поиграем в игру “Есть ли этот зверь?”. Если это животное живёт в горах, то вы показываете карточку пояса, в котором оно обитает.
Суслик, кобылка, медведь, морж, пингвин, волк, черепаха, бабочки, сова, волк, орёл, кит, мышь, рысь, слон, змеи, сороки.
Учитель: Давайте познакомимся с животными, которые по вине человека попали в Красную книгу.
1 ученик: Калифорнийский кондор – огромная птица: длина самца около 1 м 15 см, размах крыльев до 3 м. Окраска взрослых птиц кондора черная с белым воротничком из листовидных перышек. Голая кожа головы и горла черновато-серая, шеи и зоба — красная. Ноги кондора темно-серые. Клюв черный с желтой вершиной. Распространен кондор в горах Южной Америки. Гнездится кондор на скалах, иногда устраивая небольшую подстилку из веточек. В кладке 2 яйца. Кондор кормится в основном падалью. Изредка кондоры нападают и на живых животных. Занесён в международную Красную Книгу.
2 ученик: Снежный барс или ирбис - это хищник из семейства кошачьих. У него тонкое, длинное, гибкое тело, невысокие ноги, небольшая голова и очень длинный хвост. Взрослые ирбисы от 100 до 130 см длиной и до 40 кг весом. Хвост достигает 105 см.
Ирбис - высокогорный зверь. Основная добыча барса - горные козлы и бараны, косули, кабаны, иногда - сурки, зайцы. За добычей выходит в сумерки и ночью. Занесён в Красную книгу России.
3 ученик: Архар красивое стройное животное. Длина тела 120–180 см, высота в холке до 120 см, вес 60–200 кг. Отличительная особенность архара, это его рога, которые закручены в спираль. Они могут вырастать в длину до 180см, и весить около 30 кг. Голова архара вытянутая, глаза овальные, темные, нос широкий с большими ноздрями, уши маленькие. Зрение у архара отличное, слух чуткий. Тело архара покрыто густой шерстью. Зимой шерсть барана гуще и длиннее, чем летом. Линяют архары два раза в год. Архары быстро и резво бегают, хорошо прыгают.
Они предпочитают каменистые возвышенности, степные склоны гор, скалистые ущелья с кустарниковой растительностью и альпийские луга. Питаются исключительной растительной пищей, в основном это клевер, шиповник, смородина. Врагов у архаров много: волки, росомаха, рысь. Архары занесены в Международную Красную книгу.
4 ученик: Живет красноклювая сероватая птица высоко – гнездовья встречаются и в двух тысячах метров над уровнем моря, и в трех, и в трех с половиной. Выбирает для жизни небольшие долины горных рек, усыпанных мелкой галькой. Серпоклювы недолюбливают себе подобных, поэтому, организовав пару, сооружают гнездо не менее чем в километре от родственников. Гнездо – небольшая ямка в камнях, в которую откладывается 3-4 яйца. Серпоклювы хорошо плавают, у них прекрасная защитная окраска. Серпоклюв внесен в Красную книгу.
Экология в горах
Учитель: Горы всегда манили человека. Многие стремятся попасть туда, полюбоваться их красотой. После людей остаётся “горы” мусора.
Брошенная бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка - до 100 лет, стекло - 1000 лет, а полиэтиленовые пакеты - более 200 лет.
Вот почему был принят “Зелёный Кодекс” туриста. Давайте с ним познакомимся.
(Выходят дети – экологический патруль)
1 ученик: Правило 1. Идёшь на маршрут – не сори!
2 ученик: Правило 2. Видишь мусор – подними и забери!
3 ученик: Правило 3. Всегда бери с собой пакет для мусора!
4 ученик: Правило 4. Есть время – убери мусор вокруг лагеря!
5 ученик: Правило 5. Освоил сам – научи другого!
Учитель: Если каждый не выбросит хотя бы одну бумажку и вывезет за собой свой мусор, а ещё лучше и чужой, который оказался на месте вашей ночёвки, то как приятно будет приходить в это место после Спасибо.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Что нового и интересного узнали на уроке?
- Оцените свою работу. Если вам было всё понятно, и вы хорошо работали, то прикрепите флажок на вершину горы. Если вы недостаточно всё усвоили или работали, мало приложив старания, то… выберите место, где вы остановились.
Учитель: А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую – всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний. Похлопайте себе и соседу по парте. Молодцы!
VI. Домашнее задание.
Учитель: Спасибо за урок. Дома подготовить сообщения о животных или растениях горной экосистемы. Всего вам доброго!