Пожар – опасная чрезвычайная ситуация

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения: классный час.

Цель: знать основные причины возникновения пожара и меры предосторожности при пожаре.

Задачи.

  1. Познакомить с основными причинами возникновения пожара.
  2. Выработать алгоритм действий в случае возникновения пожара.
  3. Воспитывать навыки самозащиты в опасных ситуациях.
  4. Активизировать творческий потенциал учащихся.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, прошу внимания!
Важная тема нашего заседания.
Пожары – опасная чрезвычайная ситуация.
К этой теме не можем мы быть безучастными.
Огонь сметает все на своем пути -
Вовремя эту опасность предотврати!
Для этого нужны умения и знания,
Родителей и взрослых послушание.

II. Введение в тему занятия.

Учитель. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Я расскажу вам легенду о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным другом и помощником людей. Трудно представить себе, где бы не использовался человеком огонь (приготовление пищи, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов (стекло, кирпич), обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.). Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде.

Блиц-опрос:

1. Можно ли играть со спичками? Почему?

2. Почему детям не разрешают включать газовую плиту?

3. Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра?

4. Можно ли открывать окна, двери при возгорании предметов в жилище?

5. Где следует укрываться при возникновении пожара?

6. Что будете делать, как поступите, увидев пламя из квартиры, дома, мимо которого проходите?

III. Рассказ учителя “Пожар – опасная чрезвычайная ситуация”.

Причинами пожаров могут быть:

• неосторожное обращение с огнем (непотушенные спичка, сигарета, горящая свечка, не выключенная газовая горелка);

• нарушение правил электробезопасности;

• нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся жидкостей (керосина, бензина), которые не только мгновенно загораются, но при горении выделяют еще ядовитые вещества, и др.

Почувствовав запах дыма, обязательно выясните, откуда он идет, не горит ли что-нибудь в квартире.

Если в вашей квартире произошло возгорание и дома нет взрослых, в первую очередь вызовите пожарную охрану по телефону 01. При этом сообщите дежурному:

– причину вызова (что горит);

– точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);

– свою фамилию и номер телефона.

Обязательно запишите или запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов. Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы.

Если огонь еще невелик, попробуйте справиться с ним сами, используя подручные средства для тушения: плотную мокрую ткань и воду. Если горение продолжается, срочно покиньте квартиру.

Помните: не следует распахивать окна и двери в горящем помещении – кислород способствует горению.

При пожаре опасен не только огонь, но и дым. Глупо прятаться от пожара на кухне или в своей комнате. Дым заполнит комнату, кухню, и вы можете задохнуться в нем. Поэтому скорее покиньте горящее помещение. Постарайтесь предупредить соседей. Уходя из квартиры, закройте дверь в горящую комнату и в квартиру, чтобы не образовался поток воздуха, который будет раздувать огонь. По задымленному коридору необходимо передвигаться на четвереньках или ползком (так как внизу меньше дыма) и дышать через влажную ткань, прикрыв ею нос и рот. Чтобы уберечься от огня, накиньте на себя мокрое одеяло, пальто, ковер.

Если вы убедились, что в квартире все в порядке, а дым проникает с лестничной площадки, постарайтесь выяснить, где его источник. Если есть возможность – выйдите на улицу. Ни в коем случае не спускайтесь в лифте, так как при пожаре он может отключиться в любую минуту.

Если вы живете выше второго этажа, а в подъезде густой дым и огонь перекрыли выход и не позволяют покинуть здание, возвращайтесь в квартиру и вызывайте пожарных. Постарайтесь связаться с соседями. Воспользуйтесь черным ходом или пожарной лестницей (если вы живете в многоэтажном доме, узнайте, где находится эвакуационная лестница или люк на балконе), а при ее отсутствии выйдите на балкон, лоджию, кричите, зовите на помощь прохожих.

Игра “Если возник пожар”

Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику. Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Ведущий. Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет...

Участник. Злой пожар. (Передача шара.)

Ведущий. Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в ... ?

Участник. Квартире. (Передача шара.)

Ведущий. Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ... ?

Участник. Утюг. (Передача шара.)

Ведущий. Красный отблеск побежал.
Кто со спичками ... ?

Участник. Играл. (Передача шара.)

Ведущий. Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ... ?

Участник. Газом. (Передача шара.)

Ведущий. Столб огня чердак объял.
Кто там спички ... ?

Участник. Зажигал. (Передача шара.)

Ведущий. Побежал пожар во двор.
Это кто там жег ... ?

Участник. Костер. (Передача шара.)

Ведущий. Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег ... ?

Участник. Траву. (Передача шара.)

Ведущий. Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ... ?

Участник. Предметы. (Передача шара.)

Ведущий. Помни, каждый гражданин,
Этот номер ...

Участник. “01”. (Передача шара.)

Ведущий. Дым увидел – не зевай.
И пожарных ...

Участник. Вызывай. (Передача шара.)

Ведущий. Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем ...

Участник. Опасно. (Передача шара.)

IV. Закрепление по теме.

– Знаете ли вы, где в вашем доме и школе находятся черная, пожарная лестницы, эвакуационный люк (если они есть)?

– Как вы думаете, может ли загореться искусственная елка?

– Где вы будете устраивать новогодние фейерверки и зажигать бенгальские огни?

– Чем опасен дым?

Задания для учащихся.

1) Составьте и произнесите друг другу (соседу по парте) сообщение о пожаре дежурному в пожарную часть.

2) Изобразите на рисунке, как можно спастись в случаях пожара в вашем доме, квартире, школе. Обсудите свои рисунки с одноклассниками.

V. Итог занятия.

Учитель. А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку “Как вести себя при пожаре”.

Дети и учитель составляют памятку и вклеивают в дневник.

Учитель. На этом наше занятие закончено. Будьте осторожны с огнем, неукоснительно соблюдайте правила пожарной безопасности.