Цели урока:
- Отрабатывать знание табличных случаев умножения с числом 9.
- Проверить усвоение смысла умножения, терминологии, табличных случаев умножения с числом 9.
Задачи урока:
- Образовательные: Закреплять навыки табличного умножения числом 9;
- Развивающие: Развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку, умение слушать;
логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся. - Воспитательные: Воспитывать культуру математической речи, чувство дружбы, коллективизма, бережное отношение к окружающей среде, повышать мотивацию к изучению математики.
Формирование УУД:
Познавательные:
- Читать выражения, используя математическую технологию.
- Сравнивать выражения (произведение и разность).
- Выявлять закономерности в изменении данных выражений.
- Устанавливать аналогии.
- Строить логическое рассуждение.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
- Различать способ и результат действия; контролировать процесс и осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
- Адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные:
- Выражать в речи свои мысли.
- Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Тип урока: комбинированный урок (закрепление + текущий контроль).
Форма урока: урок-путешествие, поиски клада.
Оборудование: Презентация; проектор; интерактивная доска; 2 компьютера (для учителя и учеников); таблички со словами сравнивать, использовать, рассуждать, наблюдать, вычислять; раздаточный материал для работы в парах; индивидуальный раздаточный материал; бумажные цветы с числами в середине, для разминки; жетоны; зачётные книжки Мудрой совы; жетоны – совы; 2 листа белой бумаги для работы в группах; клад.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация | |
I | Оргмотент. Создание ситуации успеха. | 1 мин. |
II | Мотивационный этап (работа в парах) | 3 мин. |
III | Подготовка внимания. | 2 мин. |
IV | Работа с геометрическим материалом (Тропинка) | 6 мин. |
V | Физкультминутка | 2 мин. |
VI | Закрепление знания таблицы умножения с числом 9 (Болото) | 3 мин. |
VII | Развитие логического мышления (Дремучий лес) | 7 мин. |
VIII | Работа в группах (Луг) | 7 мин. |
IX | Открытие новых знаний (Смайлик) | 7 мин. |
X | Поиск клада. | 2 мин. |
XI | Подведение итогов. Определение самого активного ученика Рефлексия |
5 мин. |
Ход урока
I. Оргмотент. Создание ситуации успеха.
II. Мотивационный этап.
СЛАЙД 2
– Ответим на вопрос: Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Работаем в паре. Покажите готовность пары. Расшифруйте слово. Если пара готова, сигнализируйте. Приложение.
– Оцените свою деятельность.
– Какие слова у вас получились? Как вы оценили свою деятельность?
(На доску прикрепляю слова наблюдать, вычислять, сравнивать, рассуждать, использовать).
III. Подготовка внимания.
– Возьмите последнюю букву в слове уроК. Добавьте к ней 5 букву в слове испоЛьзовать, 3 букву в слова срАвнивать и 6 букву в слове наблюДать. Какое слово получилось? (КЛАД)
– Как называются люди, которые ищут клад? (Кладоискатели)
– Ребята, вы бы хотите стать кладоискателями? Что для этого нужно? (Клад, Карта).
– Клад уже есть, а вот карту заколдовал хитрый волшебник АКИТАМЕТАМ. СЛАЙД 3
Чтобы вернуть карту, надо преодолеть разные препятствия. Вы готовы использовать свои знания, чтобы пройти по тропинке через луг, не заблудиться в дремучем лесу и не утонуть в болоте. Тогда ВПЕРЁД НА ПОИСКИ КЛАДА.
СЛАЙД 4
Вперёд мы отправим разведчика, который будет выполнять тест № 59. (Выполнив тест, ученик продолжает работать с классом, за компьютер садиться другой ученик. В урока учитель выставляет в дневники готовые оценки за тест).
– Куда отправимся в первую очередь, подумайте. Логичнее всего отправиться по тропинке.
IV. Работа с геометрическим материалом . Тропинка.
СЛАЙД 8
– Какая ломаная длиннее? Кто считает по-другому? А я с вами не согласна. Я считаю, что длиннее 1 линия и могу это доказать. Догадайтесь, как я смогу доказать своё утверждение.
– Длину ломаной линии нашли выражением 9х7. Чему равна длина каждого звена ломаной? Спасибо!
– Прочитайте выражение по-разному.
- По 9 взять 7 раз,
- 9 умножить на 7,
- Произведение чисел 9 и 7,
- Первый множитель 9, второй множитель 7,
- 9 увеличить в 7 раз.
– Ой, ребята, я так переволновалась, что забыла, чему будет равно значение произведения 9 и 7, помогите мне, пожалуйста, какие действия мне нужно выполнить, чтобы найти значение выражения.
- подсмотреть,
- 7х10-7
- пальцы
- 72-9
- 54+9
- 81-18
- 9+9+9+9+9+9+9
- 7+7+7+7+7+7+7+7+7
- спросить у друга.
– А теперь давайте проанализируем, какими способами действий не воспользуется Ольга Александровна (не подходящие, стираю, остаётся 7х10-7) По стрелочке возвращаемся обратно.
V. Физкультминутка
(по принципу снежного кома)
По тропинке мы идём (4 удара по коленям)
Не боимся ничего (нет-нет-нет-нет грозим пальцем)
Выше ноги поднимаем
Вместе дружно мы шагаем. (Раз-два, раз-два шагаем, высоко поднимая колено)
Смело ветки раздвигаем,
Путь свой дальше продолжаем. (Вжих-вжих, вжих-вжих работаем локтями)
А по кочкам мы вприпрыжку,
Словно малые зайчишки. (Прыг-скок, прыг-скок руки на пояс, прыгаем на двух ногах)
С горки У-УХ
Захватывает ДУ-УХ. (волна рукой сверху вниз)
VI. Закрепление знания таблицы умножения с числом 9. Болото.
СЛАЙД 5
По-очереди, пройти через болото.
– Чтобы пройти через болото, какие знания вам потребовались. (Знания таблицы умножения девяти). Спасибо! Аплодисменты! По стрелочке возвращаемся обратно.
VII. Развитие логического мышления. Дремучий лес.
СЛАЙД 6
Задание 1.
Верно ли утверждение, что значения выражений в столбце одинаковые?
1)
- 9х7+9
- 9х6+18
- 9х(5+3)
- 9х8
2)
- 9х7+18
- 9х9
- (15-6)х9
- 9х5+9+9+9+9
Задание 2.
Не выполняя вычислений, ответь на вопрос: «На сколько больше в каждой паре одно произведение, чем другое? »
1)
- 5х9
- 9х8
2)
- 9х7
- 3х9
3)
- 9х2
- 4х9
Задание 3.
Высота берёзы 4 метра. Чему равна высота сосны, если она выше берёзы на 9 метров.
Измените условие задачи так, чтобы её решением было равенство 4х9=36 м
VIII. Работа в группах. Луг.
СЛАЙД 7
– Как красиво на лугу. Пусть эта красота радует нас, мы не будем её трогать, а соберём цветы, которые вы видите вокруг себя. (Дети встают с мест и перемещают по 1 цветку на доску).
– Работаем группами. Покажите, что группа готова работать.
Задание: за 3 минуты придумать как можно больше заданий с числами, которые вы видите на цветочках. Я желаю вам удачи, время пошло.
– Аукцион заданий.
– Озвучьте, пожалуйста, поочерёдно какие задания вы придумали? Чья группа назовёт последнее задание, она станет победителем Спасибо!
– Задание для 1 группы – увеличить двузначные числа в 2 раза, для 2 группы – однозначные числа увеличить в 9 раз.
– Самопроверка (на слайде допущена ошибка, которую дети должны заметить)
– Командир 1 группы, кто в вашей группе должен получить жетон или может быть все? Командир 2 группы, твоё мнение.
IX. Открытие новых знаний. Смайлик.
СЛАЙД 9, 10
– Прочитайте высказывание великого педагога Яна Амоса Коменского.
«Можно считать несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового». Как вы его понимаете?
– Сравните выражения
1)
- 9х6 … 9-6
- 10х4 … 10-4
- 8х5 … 8-5
- 21х1 … 21-1
2)
- 9х7 … 9-7
- 8х3 … 8-3
- 8х2 … 8-2
- 9х5 … 9-5
– Проверьте свою работу.
– Прочитайте любое неравенство, как учёный.
– Ответьте на вопрос:
- В чём сходство и различие выражений, записанных слева и справа?
- Верно ли утверждение, что произведение двух любых чисел всегда больше их разности?
- Сравните свой ответ с ответом Миши и Маши.
Маша: «Можно, не вычисляя, сказать, что произведение двух чисел всегда больше разности этих чисел».
Миша: «Я не согласен. Произведение двух чисел может быть меньше, чем их разность, и я могу это доказать».
X. Поиск клада.
СЛАЙД 11
– Все испытания пройдены. Волшебные чары Китаметама сняты. Вот карта. Это же наш класс. Внимательно посмотрите, где спрятан клад.
(Дети идут искать клад и находят. Ура!)
– Ребята, а вы догадались кто же этот хитрый волшебник Китаметам?
XI. Подведение итогов.
- Определение самого активного ученика. СЛАЙД 13
– Считаем жетоны. На компьютере отмечается количество набранных жетонов, (вывести из режима показа слайдов) Определяется «степень активности» учащихся во время урока. Победителю – аплодисменты.
- Рефлексия. СЛАЙД 13
– Продолжи предложение.
СПАСИБО ЗА УРОК. СЛАЙД 14
Список источников:
- 900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Soobschestvo-luga/0003-003-Lug-prirodnoe-soobschestvo.jpg
- go.mail.ru/search_images?q=болото
- go.mail.ru/search_images?q=дремучий
- chat.himki.net/4gallery/data/media/814/1518.jpg