Буквы Т-Д. Звуки [т] [д]

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Программные задачи: (Слайд 2)

  1. Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [т], [д]. Формировать умение различать звуки [т] и [д] в слогах и словах.
  2. Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
  3. Активизировать лексический запас. Вырабатывать орфографическую зоркость. Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, зрительно-моторные координации.
  4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развивать личностные качества.

Оборудование: тетради, ручки, касса букв, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Оргмомент

1.Правило речи. (Слайд 3).

Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.

2. Знакомство со звуками занятия. ( Слайды 4 )

Логопед: Посмотрите, кто к нам пришёл. Назовите их. С какого звука начинается имя героя, который мяукает? А с какого имя второго героя? Давайте подумаем, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии?

Правильно, сегодня на занятии мы потренируемся различать звуки [д]- [т] между собой.

II. Основная часть

1 .Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайд 5).

Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия. Чем похожи и чем отличаются?

[д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный.

[т] – согласный, глухой, твёрдый, парный.

2. Соотнесение с буквами д и т.

Логопед: Найдите в таблице буквы Д и Т (таблицы на карточках у каждого ребенка), посчитайте и запишите в тетради столько же прописных букв Т и Д, сколько найдёте печатных. ( Приложение 1)

У К Е Д Н Т Г Т Д Ю Б Т И М Д Т

Я Т Ч М Д П Т Д Р О А В Н Ш З

П Р Т Л Д Д Т Л Г А Б Т Д П В Д

Р Д Э Ж Х М Т Д А В Ы Ф Я Ч С

Логопед: А теперь найдите букву Т в норке Джерри. (Слайд 6)

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Поднимите букву Д, если в слоге или в слове звук [д], поднимите букву Т, если в слоге или в слове звук [т].

Да, та, ту, ды , зда, сто, еда, кто, три, трактор, подарок, батон, дорога, доктор, друг, дрова, трава, стройка.

4. Графический диктант. (Слайд 7)

Логопед: Вместо названия картинки запишите букву Д или Т и укажите её место в слове.

Картинки: утка, трактор, ведро, ландыш, топор, душ, удочка.

Логопед: Проверте себя (т-2, т-1,5, д-3, д-4, т-1, д-1, д-2)

5. Дифференциация[д] –[т] в слогах. (Слайд 8).

Логопед: Прочитайте слоги вместе с Томом столько раз, сколько крутится слог ТА – ТО – ТУ - ДА – ДО – АТА - ОДО – ДЫ – ТЫ - ДУ.

Какие звуки занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги со звуком [д], затем со звуком [т].

6. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 9)

Логопед: Составь слова из слогов: поменяй слоги местами, чтобы получились всем понятные слова.

  • ПОР ТО
  • ГА РО ДО
  • ЛО МО ТОК
  • ЛАЗ ВО ДО
  • ПОЧ ТА КИ
  • ДЫ Я ГО
  • ВОЗ ДО ВО
  • ЗЕ ТА ГА

Ответы: топор, молоток, тапочки, водовоз, дорога, водолаз, ягоды, газета.

7.Физминутка. Отдыхаем вместе с друзьями Тома и Джерри. (Слайд 10-11)

8. Дифференциация[д] – [т] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 12-16)

Логопед: Разгадай загадки вместе с Томом. Запишите отгадки, подчеркните букву Д одной чертой, а букву Т - двумя.

Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. (тыква)

В чёрном небе светлячки
Не дотянешь к ним руки. (звёзды)

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелек. (одуванчик)

На пальце одном
Ведерко вверх дном. (напёрсток)

9. Дифференциация[д] –[т] в словах. (Слайд 17)

Логопед: Распределите слова в два столбика, раздав картинки Тому (уточка, тарелка, тетрадочка) и Джерри (удочка, дыня, тетрадочка).

III. Итог занятия

Логопед: Дайте характеристику звукам занятия. Вставьте на листочках буквы Д или Т вместо трёх точек, а на обратной стороне придумайте и нарисуйте свои подарки: один для Тома, другой для Джерри. (Приложение)