Программные задачи: (Слайд 2)
- Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [т], [д]. Формировать умение различать звуки [т] и [д] в слогах и словах.
- Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
- Активизировать лексический запас. Вырабатывать орфографическую зоркость. Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, зрительно-моторные координации.
- Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развивать личностные качества.
Оборудование: тетради, ручки, касса букв, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Оргмомент
1.Правило речи. (Слайд 3).
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.
2. Знакомство со звуками занятия. ( Слайды 4 )
Логопед: Посмотрите, кто к нам пришёл. Назовите их. С какого звука начинается имя героя, который мяукает? А с какого имя второго героя? Давайте подумаем, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии?
Правильно, сегодня на занятии мы потренируемся различать звуки [д]- [т] между собой.
II. Основная часть
1 .Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайд 5).
Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия. Чем похожи и чем отличаются?
[д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный.
[т] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
2. Соотнесение с буквами д и т.
Логопед: Найдите в таблице буквы Д и Т (таблицы на карточках у каждого ребенка), посчитайте и запишите в тетради столько же прописных букв Т и Д, сколько найдёте печатных. ( Приложение 1)
У К Е Д Н Т Г Т Д Ю Б Т И М Д Т Я Т Ч М Д П Т Д Р О А В Н Ш З П Р Т Л Д Д Т Л Г А Б Т Д П В Д Р Д Э Ж Х М Т Д А В Ы Ф Я Ч С |
Логопед: А теперь найдите букву Т в норке Джерри. (Слайд 6)
3. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Поднимите букву Д, если в слоге или в слове звук [д], поднимите букву Т, если в слоге или в слове звук [т].
Да, та, ту, ды , зда, сто, еда, кто, три, трактор, подарок, батон, дорога, доктор, друг, дрова, трава, стройка.
4. Графический диктант. (Слайд 7)
Логопед: Вместо названия картинки запишите букву Д или Т и укажите её место в слове.
Картинки: утка, трактор, ведро, ландыш, топор, душ, удочка.
Логопед: Проверте себя (т-2, т-1,5, д-3, д-4, т-1, д-1, д-2)
5. Дифференциация[д] –[т] в слогах. (Слайд 8).
Логопед: Прочитайте слоги вместе с Томом столько раз, сколько крутится слог ТА – ТО – ТУ - ДА – ДО – АТА - ОДО – ДЫ – ТЫ - ДУ.
Какие звуки занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги со звуком [д], затем со звуком [т].
6. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 9)
Логопед: Составь слова из слогов: поменяй слоги местами, чтобы получились всем понятные слова.
- ПОР ТО
- ГА РО ДО
- ЛО МО ТОК
- ЛАЗ ВО ДО
- ПОЧ ТА КИ
- ДЫ Я ГО
- ВОЗ ДО ВО
- ЗЕ ТА ГА
Ответы: топор, молоток, тапочки, водовоз, дорога, водолаз, ягоды, газета.
7.Физминутка. Отдыхаем вместе с друзьями Тома и Джерри. (Слайд 10-11)
8. Дифференциация[д] – [т] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 12-16)
Логопед: Разгадай загадки вместе с Томом. Запишите отгадки, подчеркните букву Д одной чертой, а букву Т - двумя.
Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. (тыква)
В чёрном небе светлячки
Не дотянешь к ним руки. (звёзды)
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелек. (одуванчик)
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (напёрсток)
9. Дифференциация[д] –[т] в словах. (Слайд 17)
Логопед: Распределите слова в два столбика, раздав картинки Тому (уточка, тарелка, тетрадочка) и Джерри (удочка, дыня, тетрадочка).
III. Итог занятия
Логопед: Дайте характеристику звукам занятия. Вставьте на листочках буквы Д или Т вместо трёх точек, а на обратной стороне придумайте и нарисуйте свои подарки: один для Тома, другой для Джерри. (Приложение)