Формирование эмоционально-образного, творческого мышления у первоклассников на уроках ИЗО согласно ФГОС

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Во ФГОС начального общего образования отмечено, что курс изобразительного искусства является базовым для начальной школы. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел­лектуальной и духовной деятельности растущей личности. В полной мере требованиям ФГОС соответствует новый учебник С.Г.Ашиковой, входящий в УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова». В нём дети знакомятся с видами изобразительного искусства, творчеством известных художников, всемирно известными музеями, уникальными памятниками культуры. Данный учебник расширяет кругозор и дает представление о разнообразии художественного восприятия окружающей действительности.

Изобразительное искусство в 1 классе является мощной базой для духовного, нравственного и эстетического воспитания младших школьников. Знакомство с видами изобразительного искусства и яркими представителями искусства расширяет кругозор и дает представление о разнообразии художественного восприятия окружающей действительности. Программа учебника построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Взращивание духовности человека может быть работой неустанной, творческой, напряженной, но и в то же время радостной. Я вижу предназначение уроков изобразительного искусства именно в создании радостной атмосферы урока: радость от сопереживания увиденного, радость от сотворения художественного образа в разных техниках (рисование, лепка, конструирование и др.), радость от высокого эмоционального накала восприятия произведений искусства, радость от общения с учителем и сверстниками.

Цели:

образовательная

  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта творческой деятельности.

развивающая

  • Развитие личности учащегося средствами искусства.

воспитательная

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение творческого опыта; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран мира.

С помощью нового учебника С.Г.Ашиковой веду поиск инновационных средств преподавания изобразительного искусства по нескольким направлениям:

  • выстраивание драматургии урока ИЗО;
  • использование широких ассоциативных связей изобразительного искусства с другими видами искусства;
  • проведение монографических уроков по творчеству художников разных направлений и стилей;
  • мониторинг эффективности различных видов и форм изобразительной деятельности учащихся;
  • активное использование компьютерных технологий в преподавании ИЗО;
  • соединение обучения с жизнью.

Основная идея уроков ИЗО по учебнику С.Г.Ашиковой такова, что при изучении изобразительного искусства формируется у учащихся ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью, творческая активность, воспитание нравственно – эстетического восприятия прекрасного в жизни и искусстве. Решается одна из важнейших педагогических проблем – соединение обучения с жизнью.

Приложение 1 Результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» по учебнику С.Г.Ашиковой в 1 классе.

Приложение 2 Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс к учебнику С.Г.Ашиковой

Приложение 3 Работы детей

Литература:

  1. С.Г. Ашикова учебник «Изобразительное искусство 1 класс» Издательский дом Федоров 2012;
  2. С.Г. Ашикова Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству 1 класс «Лаборатория искусств» Издательский дом Федоров 2012
  3. С.Г. Ашикова методические рекомендации к курсу «Изобразительное искусство» 1 класс Издательский дом Федоров 2012;
  4. Программы начального общего образования Система Л.В. Занкова Издательский дом Федоров 2011;
  5. Журнал «Практика образования» № 4 2012, стр 25 – 29