Пояснительная записка.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу - связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Цель: развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально-игровую деятельность.
Задачи:
- развивать речь детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность;
- активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
- улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.
- развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
- углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
- совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей.
Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.
Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изодеятельности.
Продолжительность: долгосрочный – учебный год.
Ожидаемые результаты:
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Структура проекта
1 этап – поисковый.
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.
2 этап – констатирующий.
Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач, связанных с развитием речи, их готовность к работе.
3 этап – формирующий.
Цель: изучение педагогической литературы: разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.
4 этап – аналитический.
Продуктами проектной деятельности являются:
- показ сказки «Репка»;
- презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта«Развитие речи детей старшего дошкольного через театрально-игровую деятельность»
№ п/п |
сроки | Содержание работы | Ответственные |
1-й этап – Подготовительный этап | |||
1 | сентябрь 2013г. | Разработка перспективного плана на учебный год детей старшей группы и детей подготовительной к школе группы. | воспитатели, учитель-логопед |
в течение года | создание театрально-игровой среды (фрагменты и предметы-носители природных качеств, различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски), в каждой групповой комнате свои театральные уголки с масками, настольными театрами) | учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изодеятельности | |
2 | октябрь 2013г. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | учитель-логопед, воспитатели |
Оформление информационного стенда для родителей, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по теме проекта:
|
учитель-логопед, воспитатели | ||
3 | октябрь 2013г. | Мастер-класс для родителей: «Играя, развиваем речь детей». | воспитатели, музыкальный руководитель |
4 | ноябрь 2013г. | Практикум с элементами тренинга «Сказкотерапия» | учитель-логопед, муз.руков. |
2-й этап – основной | |||
1 | октябрь 2013г. | КВН «Сказочная карусель» | музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели |
2 | декабрь 2013г. | Конкурс «Что за прелесть эти сказки» на лучшую театрализованную инсценировку | музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели, родители |
3 | март 2014г. | Конкурс рисунков и поделок «Любимые сказки нашей семьи». Инсценировка пьесы «Бабушка Яга» | воспитатели ДОУ, педагог доп.образования, учитель-логопед |
3-й этап – заключительный | |||
1 | май 2014г. | Подведение итогов реализации проекта:
|
музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели учитель-логопед |
Приложение:
- План-программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность;
- Инсценировка пьесы для детей старшего дошкольного возраста «Бабушка Яга».
- CD-R диск с театрализацией по сказке «Репка».
1. План-программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
- Речевое развитие:
- расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- обогащать речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами – антонимами и словами синонимами;
- расширять представления о переносном значении и многозначности слов, учить использовать эти слова;
- закрепить понятие слово и умение оперировать им.
- Совершенствование грамматического строя речи:
- совершенствовать навык образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
- совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами;
- формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами;
- сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных;
- совершенствовать навыки составления сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненых предложений с придаточными времени, следствия, причины;
- закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
- продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи;
- учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика;
- учить произвольно менять силу голоса;
- развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
- активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата;
- уточнить произношение согласных звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности;
- завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех группвсвободной речевой деятельности;
- закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов;
- упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Обучение грамоте:
- познакомить с буквами;
- совершенствовать навык осознанного чтения слогов;
- научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
- Развитие связной речи и речевого общения:
- стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
- совершенствовать навык ведения диалога;
- сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
- Развитие мелкой моторики:
- через конструирование, рисование, лепку, аппликацию;
- через сопряженную пальчиковую гимнастику.
- Музыкальное развитие:
- совершенствовать ранние певческие навыки ( навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования);
- учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животного.
- Игровая и театрализованная деятельность:
- совершенствовать умение творчески выполнять роли, импровизировать в играх – драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам.
- Физическое здоровье и развитие:
- совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку;
- содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений;
- продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы.
2. Инсценировка сказки «Бабушка Яга»
(по стихотворению В. Дробиз «8 Марта»)
Действующие лица: Рассказчик, бабушка Яга, Леший.
Картина 1
Комната. На столе стоит блюдо с пирогами.
Рассказчик.
На 8 Марта
У бабушки Яги
На столе румянятся
Горкой пироги.
Прибрано в избушке,
Для куриных ног
Есть в чулане пара
Новеньких сапог!
Бегала бабуся
В бигудях с утра.(Появляется бабушка Яга. Бегает по комнате)
И гостей встречала
Посреди двора. (Яга убегает)
Картина 2
Лес. Леший собирает подснежники.
Рассказчик.
Леший все подснежники
Оборвал в лесу
И кричит мне радостно.
Леший Бабушке несу. (Уходит.)
Картина 3
Бабушка Яга стоит у избушки. К ней подходит Леший с букетомцветов.
Леший.
Здравствуй, дорогая!
С праздником тебя! (Отдает букет.)
Рассказчик.
Чмокнула Ягуся
В щечку старичка.
Бабушка Яга целует в щечку Лешего.
Рассказчик.
К ней с букетом тянется
И моя рука.
Если будет круглый год
Доброй, нежной, милой,
Перестанем звать ее
Мы нечистой силой.
3. Театрализованная инсценировка с музыкальным сопровождением с детьми старшего дошкольного возраста и взрослыми по сказке «Репка» (CD-R диск у автора)
Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.
Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.
Список литература:
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
- Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
- Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
- Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.
- Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».
- Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры» // Методические пособия.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
- Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.
- Программа «Театр - творчество - дети: играем в кукольный театр» / Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.