Формирование ИКТ-компетентности на уроках и внеурочной деятельности с учебно-лабораторным оборудованием

Разделы: Начальная школа


Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в новых образовательных Стандартах. Чтобы подготовить такого ученика, необходима новая образовательная среда, которая позволит обеспечить решение этих задач. Целью формирования современной информационно – образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и повышение качества образования. На нашу параллель было получено учебно-лабораторное оборудование.

Начиная работать с новым оборудованием, я столкнулась с большими трудностями. Тех знаний, которыми я владела оказалось недостаточно. Приходилось изучать специальную литературу, совместными усилиями разбираться в работе полученной техники. Я и коллеги обучали друг друга, делились опытом работы. Кроме этого, пришлось поработать и самостоятельно.

Первый год работы по новым Стандартам показал, что учителю надо перестраиваться, так как в перспективе мы надеемся получить нового ученика с качественными знаниями.

Планируя свою урочную и внеурочную деятельность, я включаю в работу современное учебно-лабораторное оборудование такое, как ноутбук. Его я использую для поиска, сбора, обработки и хранения данных, при работе с системой контроля и мониторинга качества знаний. Это и разработки уроков, и презентации к урокам, и иллюстративный материал, материалы для проведения классных часов.

Необходим для моей работы принтер. Я его использую для тиражирования на печатных носителях, что помогает при проведении уроков и курсов внеурочной деятельности. Тиражирование комплексных работ, контрольных работ, при проведении курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» (шаблоны выкройки и т.д).

Ноутбук и принтер использую не только я, но и обучающиеся. Я увидела, что современные дети владеют компьютером, (могут выйти в интернет, скачать игры, слушать музыку и т.д.), но элементарно вывести на печать какой-либо документ для них становится проблемой. Поэтому например для распечатки исследовательских и проектных работ я предлагаю детям самим выводить документы на печать используя принтер и ноутбук.

На курсе внеурочной деятельности «Мир геометрии» Использую Набор геометрических тел. Каждый ученик может увидеть, потрогать ту или иную объёмную фигуру, определить что находится в основании фигуры и т.д. Этот набор помогает детям отличать объёмные фигуры от плоских. Нравится работать детям на курсе «Мир геометрии» и с Конструктором нового поколения для объёмного моделирования ТИКО (геометрия. 143 д.). Основным девизом ТИКО является «обучаемся играя». Дети с интересом собирают объёмные геометрические фигуры – прямоугольные и косоугольные призмы, пирамиды, выпуклые и вогнутые многогранники и даже знаменитую звезду Кеплера.

На курсе «Мир профессий мы знакомились с профессией инженер-конструктор. Для практической работы нам пригодился Конструктор металлический для уроков труда. Дети попробовали собрать модели самолётов, автомобилей и решили, что труд инженера-конструктора требует огромных усилий, точных знаний, усидчивости.

Незаменимой в моей работе является Интерактивная доска – это доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с интерактивными тренажёрами, используя электромагнитный маркер. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет интерес учебному материалу и к курсам внеурочной деятельности. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и знаний. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы.  Интерактивная доска также позволяет мне показывать слайды, видео, даёт возможность работать с рисунком, схемой, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи.

На новых мультимедийных досках есть возможность работать сразу двум ученикам и пользоваться чертёжными инструментами (циркуль, угольник, линейка, транспортир).

Я имею возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для обучающихся, что позволяет снизить глазное напряжение, снять эмоциональную нагрузку.

А как показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре для всего класса? Муравья или географическую карту так, что на экране её со всеми подробностями увидит большая аудитория. Незаменимая вещь - документ-камера на гибком штативе. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты, все что угодно... Документ-камеру я использую на уроках технологии, окружающего мира и на уроках обучения грамоте и письму, когда в реальном времени пишется новая буква или слово мною или учеником.

Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.

Для этого я использую находку нашего оборудования Нетбуки. А как радуются ребята работе на нетбуках в урочной и внеурочной деятельности! И в рабочей и игровой форме проходят занятия интелектуального развития, тестирование, обмен информацией. На 1 и 2 кабинеты нашего здания установлен вайфай. Поэтому у учащихся есть возможность выйти в интернет не выходя из класса и получить нужную информацию, поделиться ей с одноклассниками и учителем. Например на уроке окружающего мира мы проходим тему «степи». Класс делится на группы. Каждая группа получает своё задание. (1 группа. Климат степи. 2. Растительный мир степи. 3. Животный мир степи. 4. Деятельность людей в степи. И т.д.). Ученики находят информацию в различных источниках, в том числе и интернете, и проводится урок-конференция. На курсе «Я исследователь» дети могут зайти в интернет и найти интересующую их информацию. Так же ребята работают с текстовым документом, учатся оформлять работу в печатном виде. Для защиты исследования ребята учатся работать в программе составления презентаций. При этом находят различные картинки в интернете и вставляют их в свои презентации. На нетбуках установлена программа «Академия младшего школьника». Этот учебно-методический комплекс мы широко используем на различных уроках и во внеурочной деятельности. Например, выбираем игру АНАГРАММА и в ней задание №5 Питание человека. Эту игру я использовать на курсе «Здоровое питание». Выбираю игру КРОССВОРД, в ней «Старинные ремёсла». Использую эту игру в курсе «Мир профессий». Игра «ПРОДОЛЖИ УЗОР», в ней геометрические фигуры. Использую эту игру на курсе «Мир геометрии».

Так же в своей работе я использую для общения с детьми и родителями электронную почту. Мы посылаем друг другу например материалы различных конкурсных работ, исследовательских работ для корректировки, обмениваемся фотографиями и т.д.

В рамках новых образовательных Стандартов авторы многих учебных программ в том числе и программы Л.В. Занкова, по которой я работаю, предлагают электронные учебники, которые дают уникальные дополнительные возможности. Их можно использовать как программное приложение для электронной доски, наглядное пособие для проектора, интерактивный тренажер. Родители могут в любое время вместе с ребенком в интерактивном режиме оценить уровень усвоения пройденного материала и подготовленности к изучению нового. Школьники в увлекательной игровой форме смогут выполнить различные творческие и самостоятельные задания, предложенные в учебниках. 

 Используя современное учебно–лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мои занятия становятся более ярким, насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на занятиях. Но для более качественной организации работы хотелось бы чтобы нетбук имел каждый ученик в каждом классе и занятия проходили в одну смену. В целом, работа с учебно-лабораторным оборудованием даёт возможность для формитрования ИКТ компетентности у обучающихся и позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.