Цели:
- Продолжить работу по теме "Фонетика".
- Выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.
Задачи урока:
- Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких - два.
- Продолжить работу по формированию навыка транскрибирования.
- Развивать умение применять теоретические знания по теме "Фонетика" в практике письменной речи.
- Работать над развитием речи учащихся.
- Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.
- Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.
ЗНАТЬ: буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 1 или 2 звука.
УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Обучающие структуры (Educare): МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН.
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
II. Проверка домашнего задания. (1-3 мин.)
III. Актуализация опорных знаний. (10 мин.)
1) Блиц-опрос.
– Какой раздел науки о языке мы изучаем?
– Что изучает "Фонетика"?
– В какой речи используются звуки?
– А в письменной речи?
– Что такое буквы?
– Подберите синоним к слову "алфавит" (азбука).
2) Используем структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН – «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают ответ на вопросы, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
Расположить слова в алфавитном порядке:
Буря, буран, мороз, вьюга, метель, снежинка.
– Указать, что общего в записанных словах. (Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").
Взаимопроверка. Обсуждение.
– Сколько букв в русском алфавите?
– На какие группы они делятся?
– Сколько гласных букв?
1 ученик отвечает стоя.
Словарная работа:
1. Повторяем орфоэпию слов: конечно (шн), скучный (шн), пустячный (шн), скворечник (шн), яичница (шн).
2. Орфоэпическая работа.
– Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.
– Обратите внимание, что произносится оно по-другому "яи(ш)ница"!
– Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)
– Составляем словосочетание.
– Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!
– Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос).
Следующее задание: записать предложение и разобрать.
– Как называется этот разбор? (Синтаксический)
сущ. гл. прил сущ.
Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
3. Проверка знаний.
Выполнить синтаксический разбор предложения, дать его устную характеристику, начертить схему предложения. Записываем предложение.
(Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – снежинки падают, во втором – все застилается. Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи интонации и союза и, разделены запятой. [ , и ].)
IV. Объяснение нового материала. (10 мин.)
1. Орфографический диктант
Ярко сия...т (е)
Пушистый сне.. (г)
Н..вогодняя ёлка (о)
Тёплые варе..ки (ж)
2. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.
– А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (например, осень) (Нет). Почему?
Учитель: Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.
В русском языке: 10 гласных букв, и 6 гласных звуков. Посмотрите таблицу.
(Таблица а э о у ы я е ё ю и) [а], [э], [о], [у], [ы]
– Почему так?
– Запишите транскрипцию слов: тема, нёс, люк, мята
– Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я? (После согласных).
– Сколько звуков они обозначают? (Один).
– Сделайте вывод.
– Всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?
– Определите, в каких позициях буквы е, ё, ю, я дают два звука?
Ель, ясно, вьют, поём, дают, подъём.
3. Записываем слова и транскрибируем их. Ученики по очереди выходят к доске.
- Мера [м`эра]
- Полёт [пал`от]
- Клюв [кл`уф]
- Сяду [с`аду]
(обозначают 1 звук, когда стоят после согласных)
- Ёлка [й`олка]
- Боец [бай`эц]
- Каюта [кай`ута]
– Подведите итог этой работе: если буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова или после гласных, то обозначают 2 звука.
- съёмка [сй`омка]
- вьюга [в `й`уга]
- обезьяна [аб`из`й`ана]
– Где стоят в словах этого столбика буквы Е, Ё, Ю, Я ( после Ъ или Ь знаков)
– Сколько звуков они обозначают? (2)
– Подведём итог этому исследованию: если буквы Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука. Заполняем все это в таблицу:
4. Таблица "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Обозначает 1 звук | Обозначает 2 звука |
После мягких согласных (люк) | В начале слова (яма) После гласных (баян) После Ъ и Ь (съел, вьюга) |
V. Закрепление материала. Работа с таблицей. (3 мин.)
Используется «Модель Фрейер», помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают понятие «Двойная роль букв е, ё, ю, я», записывая его определение и характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
Каждая группа выполняет 1 работу. Ученики обсуждают понятие и записывают в таблицу. После 1 ученик зачитывает выполненную работу. Оценивание работы товарища.
Определение
|
характеристика | |
Двойная роль букв е, ё, ю, я
|
||
Примеры
|
антипримеры |
VI. Физкультминутка. (1 мин.)
VII. Проверка усвоения материала. (2 мин.)
1. Упражнение-загадка.
Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.
А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).
2. Работа с учебником (если есть время). Упр. 305, 307.
3. Фонетический анализ слов .(5 мин.)
– Назвать слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
I вариант: юг, баян, льёт, поезд.
II вариант: юноша, вьюн, поёт, маяк.
4. Тест.(3 мин)
I вариант
- Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.
а) мёл; б) ёжик; в) щётка - Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) ель; б) если; в) въезд - В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) город; б) скользкий; в) трое - Сколько звуков в слове разъяснить?
а) 8 б) 9 в) 10 - В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) проехать; б) фиолетовый; в) лает - В каком слове есть звук [й]?
а) позёмка; б) каёмка; в) осина
II вариант
- Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята - Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём - В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют - Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9 - В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять - В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Правильные ответы | |
I вариант | II вариант |
1. б) ёжик | 1. в) мята |
2. б) если | 2. в) приём |
3. б) скользкий | 3. а) пень |
4. б) 9 | 4. а) 7 |
5. б) фиолетовый | 5. а) кроить |
6. б) каёмка | 6. в) армия |
"5" – 6 баллов. "4" – 4-5 баллов. "3" – 3 балла. |
Взаимопроверка.
VIII. Домашнее задание. (3 мин.)
Упражнение 308. Списать, оформляя разговор двух мальчиков как диалог и расставляя знаки препинания.
IX. Подведение итогов урока. (4 мин.)
– Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?
– С какой темой мы сегодня познакомились?
– Сколько выводов сделали (3)
– Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука)
– При каких условиях обозначают 2 звука?
– При каких условиях 1 звук?