Цель: закрепить учебный материал по пройденным темам с помощью заданий, связанных с развитием творческих способностей, и стандартных типовых задач.
Класс делится на четыре группы. Урок проводится в несколько этапов. Выполненные письменные работы и устные ответы каждой группы проверяют члены жюри.
Ход урока
I . Разминка. (10 баллов)
-
Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить слово медь
По-латыни ……. (медь-купрум) -
Одинокий, безымянный
Я солдатик оловянный,
Но стоять я не устану,
Так как сделан я из …….. (станнум-олово) -
Новую эру
Миру дал феррум,
Очень полезно
Людям ……. (железо-феррум) -
Ах, какая аура
Окружает аурум,
Символ власти-кольца
Золота и Солнца (Au – солнце) -
Горит лиловым в кислороде.
Свободным нет его в природе,
Но соль находит примененье,
Как для растений удобрение. (калий) -
Ослепительным пламенем ярким
Как звездочка, вспыхнув, горит,
Металл и белый и лёгкий
В 12 клетке стоит. (Mg – магний) -
Портит сера атмосферу,
А верней – её оксид.
Пожелтели листья в сквере
Дождь кислотный моросит. (сера) -
В технике сплав нашел примененье,
Как стойкий и лёгкий металл.
И в самолетостроении
Важное место занял. (Al – алюминий) -
«Аш» в формуле читайте
И хорошо запоминайте.
Он – в основании, кислоте,
Он во всей земной воде. (водород) -
В формуле читаем «эн»,
С воздухом его вдыхаем.
Он в животных и растеньях,
А также содержится он в генах. (азот) -
Из вулканов появляюсь
И в воде не растворяюсь,
Кожу тела очищаю,
Даже в спичках я бываю. (сера)
II. Цифровой диктант. (10 баллов)
При правильном утверждении ставится цифра «1», при неправильном «0»
- Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксильных групп.
- Кислоты – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород.
- Металл с валентностью I, II образует соединения, проявляющие основные свойства.
- Оксид серы (VI) SO3.
- Оксид бария – оксид металла.
- Оксиды – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.
- Сера – металл.
- Хлор – металл.
- Соляная кислота – это хлороводородная кислота.
- Периодическая система имеет 8 периодов.
(правильные ответы – 1, 0, 1, 1, 1, 0, 1, 0, 1, 0)
III. Классификация (оксиды, основания, кислоты, соли).
Тренировочное упражнение.
Задание сделано в виде распечатки. Оцениваются 10 баллами.
I группа – оксиды и их названия.
II группа – основания и их названия.
III группа – кислоты и их названия.
IV группа – соли и их названия.
K2O | HCl | Cl2O7 | HNO3 | KOH | Cu(OH)2 | |
KNO3 | CuCl2 | NaOH | H2SO4 | CuO | PbO2 | Al(OH)3 |
Na2SO4 | H2CO3 | ZnCl2 | ZnO | Mg(OH)2 | H2SiO3 | MgSO4 |
IV. Составить формулы веществ. (Оценивается 8 баллами)
- Оксид натрия
- Оксид серы (IV)
- Оксид хлора (VII)
- Гидроксид цинка
- Сульфат железа (II)
- Хлорид магния
- Гидроксид натрия
- Нитрат натрия
V. Блиц-опрос для капитанов.
- Общее название солей азотной кислоты (нитраты).
- Название оксида водорода (вода).
- Формула серной кислоты (H2SO4).
- Валентность натрия (единица).
- Реакция взаимодействия простых веществ (соединение).
- Химическое название углекислого газа (оксид углерода (IV)).
- Какой состав соляной кислоты? (раствор HCl в воде).
- Валентность кальция (два).
- Соли угольной кислоты (карбонаты).
- Техническое название гидроксида кальция (гашеная известь).
- Какого газа больше всего в воздухе (азота).
- Химическая формула воды (H2O).
- Валентность водорода (единица).
- Формула азотной кислоты (HNO3).
- Соли соляной кислоты (хлориды).
- Техническое название оксида кальция (негашеная известь).
- Формула бромоводородной кислоты (HBr).
- Валентность алюминия (три).
- Какой газ нужен для дыхания? (кислород).
- Растворимое основание (щелочь).
- Формула снега (H2O).
- Какой газ выделяется при дыхании? (CO2).
- Смесь, состоящая из растворителя и растворенного вещества (раствор).
- Соли серной кислоты (сульфаты).
- Формула гидроксида натрия (NaOH).
- Формула газа кислорода (O2).
- Самый легкий газ (водород H2).
- Сероводородная кислота имеет формулу… (H2S).
- Серная кислота по агрегатному состоянию… (жидкость).
- Оксид магния представляет собой… (белый порошок).
- Валентности железа в соединениях (два и три).
VI. Открытия химиков.
Слово учителя:
Гляжу в таблицу, ряд, период и
Группы элементов в нем,
И днем и ночью цинк учёный
Все ходит с кислотой кругом.
Пойдет направо, рядом галлий, налево -
Медь пред ним стоит.
Там чудеса. Там кремний бродит, и
Углерод над ним сидит.
Там на неведомых оксидах следы
Несбыточных вещей
И Менделеев над таблицей сидит,
Задумался над ней.
И кислород там, мимоходом, пленяет
Углерод-царя,
А аммиак перед народом летает в небе,
Травит зря.
Давно аргон в темнице тужит
А хмурый фтор здесь верно служит.
Там лантаноиды грядой идут-бредут
Сами собой.
Там цезий-царь над златом чахнет, там водород
И хлором пахнет.
И я там был, растворы пил,
И видел химиков ученых, и этот стих им подарил.
Ученик 1:
Запомните, ребята, в кабинете химии нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики этого не знали и многие из них отравились ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия вещества по вкусу:
Кислоты – кислые;
Соли – соленые.
Ученик 2:
К сожалению, погибали ученые и во время открытий новых веществ, свойств которых они не знали. Так, открытие фтора связано с гибелью нескольких ученых, среди которых великий химик Гемфри Дэви, открывший хлор, натрий, калий. Фтор – ядовитый газ, в переводе его название означает «всеядный».
Ученик 3:
Сравнительно молодыми умерли Нобелевские лауреаты – супруги Мария Склодовская и Пьер Кюри, которые работали с радиоактивными элементами и не знали, что невидимка радиация медленно разрушает живые клетки. Они открыли два элемента: полоний и радий.
Ученик 4:
Но открытие некоторых элементов было курьезным. Его помогла сделать кошка. Она забежала в лабораторию и опрокинула кислоту на настой морских водорослей. Когда Бернар Куртуа (французский химик) забежал в комнату, она вся была заполнена фиолетовыми парами. Он назвал это вещество «Йод» (с греческого фиолетовый).
VII. Эксперимент с индикаторами.
Приготовлены пробирки под номерами. Три пробирки под №1 с гидроксидом натрия и три пробирки под №2 с соляной кислотой. К ним добавляют индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж. По изменению окраски индикаторов ребята определяют щелочь и кислоту. Делают свои выводы. Высший балл – 5 баллов.
Подведение итогов урока. Объявлены победители.
Вот и закончился наш необычный урок.
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Вот уже совсем закончен
Интересный наш урок.
Дернув серу за косичку
Мимо магний пробежал,
Йод из класса испарился
Вроде вовсе не бывал.
Спасибо за урок! Заключительное слово учителя.