Занятие внеурочной деятельности по физике на тему "Игра "Карусель знаний". 5-й класс

Разделы: Физика

Класс: 5


Цель: Ученики получат возможность повторить, закрепить и углубить знания по изученной теме: «Физические приборы. Измерение физических величин».

Задачи:

  1. Повторить физические термины (названия приборов).
  2. Закрепить алгоритм определения цены деления прибора.
  3. Закрепить навыки измерения массы тела с помощью весов, объёма – с помощью мензурки.
  4. закрепить навыки измерения размеров малых тел способом рядов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы знаний для команд.

На доске находится большая открытка с изображением мозаики «Карусель знаний», на дополнительной доске – листы каруселей знаний для каждой команды с наклеенным первым листком «Старт», на «Волшебном столе знаний» – лепестки разного цвета, соответствующего данной станции, на которых написаны ответы.

На столах команд: конверты с названиями станций: «Приборная», «Ты, я, он, она – вместе сила, это да!», «Экспериментальная», «38 попугаев», приборы для выполнения экспериментальных заданий.

Ход занятия

I. Самоопределение к деятельности

Ребята! Какой деятельностью мы с вами занимались на прошлых занятиях? (знакомились с приборами и с их помощью учились измерять физические величины). Повторить ТБ при выполнении измерений.

С какими приборами мы познакомились? (весы, мензурка, линейка, термометр, часы).

А как вы думаете, зачем нам нужно знакомиться с приборами и учиться правильно пользоваться ими?

Проведём эксперимент. В трёх стаканах налита горячая, тёплая и холодная вода. Опустите один палец левой руки в горячую воду, немного подержите, и опустите в тёплую. Тёплая вода покажется вам…(холодной). А теперь опустите палец правой руки в холодную воду, а затем в тёплую. Какой покажется вода?... (горячей). Но ведь вода не изменилась? Что нужно сделать, чтобы абсолютно точно определить, какая же всё-таки вода в стакане? (в процессе беседы приходим к выводу):

Вывод: Иногда наши чувства могут нас обманывать, и поэтому просто необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения каких-то величин.

Эти величины называются физическими, и многие уже знакомы нам (например: длина, масса, площадь, скорость и т.д.). Измерения чрезвычайно важны и в науке, и в окружающей жизни.

Великий русский учёный Д.И. Менделеев говорил так: (Слайд 1 Презентация) “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес – суть главные орудия познания”.

Мы завершили изучение первой темы курса «Занимательная физика». Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? Возможно, чтобы ответить на этот вопрос, вам подскажет оборудование, которое находится на столах. (мы сегодня будем повторять, углублять демонстрировать, обобщать, свои знания по пройденной теме).

Действительно, сегодня на занятии мы будем демонстрировать, углублять обобщать, свои знания по теме «Физические приборы. Измерение физических величин».

Наше итоговое занятие мы проведём необычно – в виде игры «Карусель знаний». Наша карусель сделает 5 остановок (перечисляем). Каждая станция имеет свой цвет и выполнив задание, каждая команда наклеивает соответствующий цветной лепесток на свою маленькую «Карусель знаний». В конце игры она должна получиться похожей на большую, что на доске. Значит, что будет являться результатом нашей деятельности сегодня?

Цель для детей: если мы правильно выполним задания на станциях, то мы сможем собрать мозаику «Карусель знаний».

II. Формирование групп (игра «Молекулы»)

Дети стоят в кругу. Представим, что все мы – атомы. Атомы выглядят так (руки на пояс). Атомы постоянно двигаются (хаотично).

Атомы время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным (оно будет определяться числом, которое я назову). Начинаем двигаться по классу, а как только я назову число, вы должны объединиться в молекулы (показать как объединиться в молекулы).

Садитесь за столы (класс разбит на 4 группы по 4 человека).

– Вы получили заряд бодрости?

– Вы готовы двигаться дальше?

III. Ход игры. Технология сотрудничества. «Снежный ком».

1. Станция «Старт» и «Финиш» (желтая)

Дидактическая задача: познакомить детей с правилами игры.

На станции «Приборная» мы окажемся все вместе, выполним задания, чтобы получить допуск к дальнейшей игре. Затем получим конверты с заданиями следующих станций. Далее каждая команда движется по станциям самостоятельно. После выполнения каждого задания с разрешения учителя найдите на «Волшебном столе знаний» лепесток соответствующего цвета и прикрепите его к своей «Карусели знаний». Если вы не нашли лепесток нужного цвета с полученным вами ответом, значит вы допустили ошибку. Найдите её и исправьте. После того, как мозаика собрана, все члены команды поднимают руки вверх. Встретимся на станции «Финиш».

Напомним правила работы в группе.

В группе должен быть организатор обсуждения.
Каждый может высказать свою версию решения.
Один говорит, а остальные слушают.
Каждая версия обсуждается в группе.
В группе согласуется общее решение.
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Выбираем капитанов команд. Если команде требуется консультация, капитан поднимает руку. Договоритесь, кто будет представлять работу вашей группы.

Я буду наблюдать за вашей работой, как вы

  • слушаете друг друга
  • помогаете друг другу
  • вместе решаете возникшую проблему

Начинаем игру.

2. Станция «Приборная» (сиреневая)

Дидактическая задача: повторить физические термины (названия приборов).

Откройте конверт с надписью «Приборная», ответьте на 4 (по количеству детей) предложенных вопроса. Из каждого слова – ответа взять указанную букву и из них составить слово – пароль. Команда, получив право вступить в игру, приклеивает сиреневый лепесток

Задание. В каждом конверте находятся картинки (по количеству детей в команде) с изображением приборов. Как называется прибор, изображённый на картинке? Из каждого слова – ответа взять указанную букву и из них составить слово – пароль.

Название прибора 1 команда 2 команда 3 команда 4 команда Запасной вариант
мензурка 4 буква 8 буква 1 буква 2 буква 1 буква
термометр 5 буква 3 буква 3 буква 9 буква 1 буква
линейка 3 буква 6 буква 7 буква 7 буква 7 буква
весы 1 буква 2 буква 2 буква 1 буква 2 буква
звон река мера вера тема

3. Станция «Ты, я, он, она – вместе сила, это да!» (зелёная)

Дидактическая задача: закрепить алгоритм определения цены деления прибора.

Задание: Определить цену деления прибора (4 прибора по количеству детей в группе). Обсудите и проверьте полученное решение в парах, затем в четвёртках. Найдите сумму полученных вами чисел. После разрешения учителя найдите на «волшебном столе знаний» зелёный лепесток с этой цифрой и приклейте его на свою «Карусель».

Название прибора 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
мензурка 1 мл 1 мл 0,5 мл 10 мл
термометр 1°С 0,2°С 1°С 5°С
линейка 1 мм 1 мм 1 мм 1 мм
Амперметр
10 А
Барометр
0,1 Па
Вольтметр
0,2 В
Амперметр
20 А
Общее число цифр 13 2,3 2,7 36

 

Физминутка (проецируется на экран) videouroki.net/view_post.php?id=226

4. Станция «Экспериментальная» (розовая)

Дидактическая задача: закрепить навыки измерения массы тела с помощью весов, объёма – с помощью мензурки.

Задание для 1 и 3 групп:

С помощью весов определите массу тела (измеряют массу 10 руб. и 5 руб.) и выразите её в граммах. Помните, от вашего результата зависит результат команды. Найдите сумму всех ответов. Найдите на «волшебном столе знаний» розовый лепесток с этой цифрой и приклейте его на свою «Карусель».

Задание для 2, 4 групп:

С помощью мензурки определите объём тела неправильной формы и выразите его в см3. Помните, от вашего результата зависит результат команды. Найдите сумму всех ответов. Найдите на «волшебном столе знаний» розовый лепесток с этой цифрой и приклейте его на свою «Карусель».

1 группа (10 рублей) 5,3 гр. Σ 21,2 гр.
3 группа (5 рублей) 6,2 гр. Σ 24,8 гр.
2 группа 4 см3 2 см3 Σ 12 см3
4 группа 6 см3 2 см3 Σ 16 см3

5. Станция «38 попугаев» (синяя)

Дидактическая задача: закрепить навыки измерения размеров малых тел способом рядов.

Посмотрите фрагмент любимого всеми мультфильма «38 попугаев». В каких единицах измеряли длину удава герои мультфильма? Вашей команде нужно измерить длину стола, за которым вы сидите в горошинах. Подумайте и обсудите, как это можно сделать? После выполнения задания поднимите руку и объясните, как вы это сделали. После разрешения учителя найдите на «волшебном столе знаний» синий лепесток с этой цифрой и приклейте его на свою «Карусель».

Группа Что измерять? Размер, мм Длина ряда из 10 горошин, мм Измеренное расстояние в горошинах
1 группа Длина демонстрационногостола 2200 65 ≈ 338
2 группа Длина контейнера ноутбуков 850 66 ≈ 129
3 группа Длина ученического стола 1200 65 ≈ 185
4 группа Ширина ученического стола 700 67 ≈ 104

6. Дополнительная станция «Эврика» (для тех, кто сделает задания раньше других)

Дидактическая задача: закрепить названия приборов, физических величин.

Задание: разгадайте кроссворд, ребус. Найдите на «волшебном столе знаний» оранжевый вымпел и прикрепите его к своей «Карусели».

IV. О физике с улыбкой (разрядка, отдых).

V. Рефлексия: эмоциональная.

Какую цель мы поставили перед собой сегодня? Все ли команды собрали мозаику «Карусель знаний»? Мы сегодня хорошо трудились и заслужили подарок (демонстрация фонариков из чайных пакетиков).

У вас на столах лежат смайлики. Перед тем. Как вы уйдёте с занятия, я прошу вас прикрепить на доску тот смайлик, который отражает ваше настроение. Спасибо вам ребята за занятие!

Для желающих Д/З.

Изготовьте мензурку для проведения домашних опытов. Для этого возьмите любой прозрачный сосуд (банка, пластиковая бутылка, стакан и т.д.), наклейте на внешнюю сторону его стенки полоску белой бумаги. Проградуируйте шкалу т. е. нанесите на полоску деления. Подумайте, как это можно сделать, чтобы ваша мензурка правильно измеряла объём жидкости. Определите цену деления шкалы вашей мензурки.