Особенности видеоматериалов в обучении аудированию учащихся старших классов

Разделы: Иностранные языки


Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку базируется на одном из старейших и основных методических принципов – принципе наглядности.

Целесообразность использования видео в учебном процессе объясняется:

  • доступностью видеоматериалов, которые могут быть записаны с различных источников;
  • наличием определенного опыта пользования видеотехникой и видеопродукцией;
  • возможностью более активной творческой деятельности учителя. [2]

На начальном этапе обучения аудированию кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание обучающихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении к увиденному.

Уровень языка обучающихся старших классов – Intermediate, но задания по аудированию следует предлагать уровня Pre-Intermediate, т.к. уровень развития рецептивных навыков обучающихся зачастую ниже продуктивных. Далее следует постепенно повышать уровень сложности упражнений, тем самым обогащая словарный запас и развивая коммуникативную подготовку обучающихся.

Можно предложить обучающимся следующие задания:

  • дать характеристику персонажей;
  • ответить на вопросы по содержанию;
  • верны или ошибочны утверждения;
  • вставить пропущенные слова в отрывок текста;
  • расставить предложения в правильном порядке;
  • назвать запомнившиеся фразы, выражения, идиомы;
  • воспроизвести диалог между участниками.

Все вышеперечисленные задания дают возможность переноса учебного материала в новую языковую ситуацию. Также, не менее важными заданиями являются творческие – например, самостоятельная разработка мини комплекса упражнений по нескольким фрагментам фильма.

Использование видеоматериалов в процессе обучения аудированию способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным [3]. Но презентация учебного материала при помощи видео характеризуется рядом определенных особенностей, к ним относятся:

1) использование видео на занятии способствует возникновению “эффекта соучастия и сопереживания героям”, что в свою очередь создает на занятии условия реальной мотивированной коммуникации;

2) информация подается динамично, что усиливает результативный аспект обучения, увеличивает плотность общения и повышает эффективность всей обучающей деятельности;

3) информация, передаваемая при помощи видео, обладает высокой степенью авторитетности, что порождает высокий уровень доверия к воспринимаемой информации со стороны обучающихся. [1]

Следует подчеркнуть важность использования фильмов в учебном процессе при обучении аудированию звучащей речи. Во-первых, экранные средства для современной молодежи являются привычными. Во-вторых, само использование указанного средства помогает учителю раскрывать свои творческие способности. В-третьих, использование экранных средств значительно расширяет номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое, вызывающее интерес у обучающихся и дающее импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно осуществлять коммуникативную направленность процесса обучения.

Библиография:

  1. Комаров Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в средней школе // Методики обучения иностранным языкам в школе / Отв. Ред. М.К. Колков. – СПб.: КАРО, 2006. – С.188–203.
  2. Рожкова Ф.М. Kинофильмы на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 1967. – С. 111.
  3. Щербакова И.А. Кино в обучении иностранным языкам. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 93.