Применение простых и сложных веществ в быту и народном хозяйстве

Разделы: Химия


Задачи урока:

обучающая: сформировать представление у школьников о взаимосвязи свойств веществ с их применением; повторить классы неорганических веществ, их свойства; упражнять составление формул, уравнений реакций;

воспитательная: формировать навыки групповой работы, взаимопроверки;

развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить формирование практических и общеучебных умений и навыков.

Формы урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения:

по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий.

Оборудование: мультимедийная установка или индивидуальные рабочие листы с заданиями, коллекции “ Алюминий” и “Чугун. Сталь”, для демонстрационного опыта-спиртовка, медная проволока, соли бария, натрия, спички, для лабораторного опыта – штативы с пробирками, растворы карбоната натрия и хлорида кальция, учебники Е.Е. Минченкова “ Химия 8”, тетради.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

Вещество —> свойство —> применение

Демонстрационный опыт. Окраска пламени соединениями бария, натрия.

Где применяется свойство некоторых веществ окрашивать пламя? (В пиротехнике).

3. Благодаря разнообразным полезным свойствам вещества имеют широкое применение.

Короткие выступления заранее подготовленных учащихся по темам:

а) Применение алюминия (сопровождается парной работой с коллекциями);

б) Применение железа (сопровождается парной работой с коллекциями).

4. Даны формулы веществ: Fe, Ag, C, NaCl, H2O, SO3, HNO3, HCl, BaSO4, AgCl, CO2, CaO.

Используя формулы данных веществ и свои знания, заполните пропуски в таблице.

Формула вещества Класс Название Применение
Fe Простое вещество, металл железо Производство чугуна и стали.
Ag     Ювелирное дело, производство зеркал.
C Простое вещество, неметалл   Алмаз – драгоценный минерал,

Графит – производство грифелей,

Сажа – наполнитель резины

    хлорид натрия Пищевая соль
  Сложное вещество, оксид   Необходимое для жизни вещество, уникальный растворитель.
SO3     Производство серной кислоты.
    азотная кислота  
      Регулятор кислотности, пищевая добавка Е 507, компонент желудочного сока
  Сложное вещество, соль   Рентгеноскопия ЖКТ.
AgCl     Пленочная фотография.
CO2      
  Сложное вещество, оксид   Строительный материал.

6. В каждой строчке вычеркните лишнее вещество. Объясните свой выбор. Обсудив в парах, назовите области его применения.

H2   Hg    O2
Na   Au   C
SiO2   CuO   CaO
H2O   HCl   HNO3
NaCl   HNO3   AgCl

7. Найдите формулы оксидов, которые составлены неправильно. Исправьте ошибки в формулах. Подпишите классы оксидов. Подчеркните формулы песка, “сухого льда”, негашеной извести.

Cu2O SiO ZnO2 SO3 NaO Cl2O7 CO2 CaO2

8. Какие химические свойства оснований и солей иллюстрируют данные уравнения? Допишите их. Укажите типы и применение данных химических реакций.

Уравнение Тип реакции Применение
Са(OH)2 + СO2 —>   Затвердевание побелки
NaOH + H3PO4 —>   Количественный анализ в аналитической химии
СаCO3 —>CaO + CO2    
CuCl2 + Zn —>  

9. Гидроксид хрома (III) -составьте его формулу –широко применяется в химических лабораториях для получения других соединений хрома. Это вещество проявляет амфотерные свойства.

Подчеркните названия тех веществ, которые можно использовать для доказательства амфотерности данного соединения: соляная кислота; вода; раствор хлорида натрия; разбавленная серная кислота; раствор гидроксида натрия; раствор сульфата калия.

10. Лабораторный опыт. Запишите формулы и названия выданных реактивов (Na2CO3, CaCl2). К каким классам они относятся? Проведите химическую реакцию. Запишите уравнение. Где могут применяться продукты реакции?

11. Закрепление. Дополните схему

Приведите примеры использования конкретных веществ каждого класса.

12. Вывод урока: Вещества находят разнообразное применение благодаря своим свойствам.

Зная химические свойства классов неорганических веществ и используя разные типы химических реакций, из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

13. Оценки за урок. Рефлексия.

14. Домашнее задание: п.23, № 1-4, стр.116.