Цель:
- Научить ребенка четко произносить звуки и дифференцировать звуки на слух и в произношении, опираясь на символ звука.
- Учить детей дифференцировать гласные и согласные звуки.
- Развивать артикуляционный аппарат и межполушарные взаимодействия.
- Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый согласный звук”.
- Учить анализировать слоги (гласный+согласный, согласный+гласный).
- Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков.
- Учить анализировать звуковой ряд.
Оборудование: домики для звуков, символы звуков, фонограмма для артикуляционной гимнастике, цветы с символами звуков (по методике Т.А. Ткаченко), презентация к теме занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: - Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Садитесь на свои места и слушайте внимательно.
2. Путешествие на звуковую полянку.
Логопед: - Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А, О, У, И, Ы. А всех вместе их называли “гласные звуки”. У гласных звуков были звонкие голоса, они пели, как птицы. Однажды они так весело пели, что и другим звукам захотелось петь.
Гласные тянутся
к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовет
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
Логопед: - Давайте с вами назовем их символы (дети называют символы гласных звуков). А в каком домике живут гласные звуки?
Дети: - В красном домике.
Логопед: - Правильно.
Логопед: - И вдруг, они услышали ещё звуки.
(Дети называют символы согласных звуков)
“МММММ” - замычал звук М.Заплакал он, загоревал: “Ох, какой я непевучий, у меня нет голоса, я не могу петь!”
“ННННН” -заныл звук Н. У меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит!
“ВВВВВ” - завыл звук В. Я тоже хочу петь.
Звук Ф, сказал, а я смогу “ФФФФФФ” фыркал-фыркал, а спеть не смог
Расстроились звуки.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть
Как же хочется им петь
- Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук А. Мы, гласные звуки можем помочь вам, только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?
- Согласны, согласны! – закричали непевучие звуки.
- Вот и хорошо, за это мы будем вас всех называть.
“Согласные звуки”, - сказали гласные.
Логопед: И стали с тех пор крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
3. – А вы хотите побывать на Звуковой полянке? – Да.
Тогда для этого нужно подготовиться и сделать артикуляционную гимнастику под музыку (биоэнергопластика под музыку)
Артикуляционная гимнастика
“Улыбка”, “Лягушки”, “Хоботок”, “Качели”, “Лошадка”.
Логопед: - Молодцы, теперь можем ехать, вставайте, поедем на поезде.
4. - Какая тихая и красивая полянка.
Музыка, появляется Фея
Фея: - А, что вы делаете на моей полянке?
Дети: - Мы пришли к Вам в гости.
Логопед: - Лесная Фея, а мы для Вас приготовили подарок
Tанец “Червячки”
Фея: - Спасибо, очень хороший танец.
Логопед:- А мы ещё умеем оживлять звуки (речедвигательная ритмика А.Я. Мухина)
5. Весёлые песенки про гласные звуки:
A - За окном летит листва,
Повторяем вместе А.
У - Мы присели на траву
И запели тихо У.
О - Нам от солнышка светло,
Повторяем дружно О.
И - Улетели соловьи,
Мы запели грустно И.
Ы - Ах, какие молодцы
Поём вместе хором Ы.
Фея: - Хорошо, а вот я сейчас проверю, как вы различаете гласные и согласные. Держите мои волшебные цветы.
6. Игра “Сложи слоги” вместе читаем слоги.
7. Итог занятия:
- Спасибо, Вам Лесная Фея, но нам пора уже домой.
Вручение подарков от Лесной Феи.
Использованная литература.
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. М., 1999.
- Артикуляционная гимнастика под музыку (диск)
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика
- Интернет-ресурсы: Пушкарёва О.В. “Весёлые песенки про гласные звуки”
- Сайт “Ромашка”
- Блок Алексеевой Т.В.