Занятие в средней группе для детей с ОНР по теме "Путешествие на звуковую полянку"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель:

  • Научить ребенка четко произносить звуки и дифференцировать звуки на слух и в произношении, опираясь на символ звука.
  • Учить детей дифференцировать гласные и согласные звуки.
  • Развивать артикуляционный аппарат и межполушарные взаимодействия.
  • Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый согласный звук”.
  • Учить анализировать слоги (гласный+согласный, согласный+гласный).
  • Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков.
  • Учить анализировать звуковой ряд.

Оборудование: домики для звуков, символы звуков, фонограмма для артикуляционной гимнастике, цветы с символами звуков (по методике Т.А. Ткаченко), презентация к теме занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Садитесь на свои места и слушайте внимательно.

2. Путешествие на звуковую полянку.

Логопед: - Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А, О, У, И, Ы. А всех вместе их называли “гласные звуки”. У гласных звуков были звонкие голоса, они пели, как птицы. Однажды они так весело пели, что и другим звукам захотелось петь.

Гласные тянутся
к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовет
Звук получается ГЛАСНЫЙ.

Логопед:  - Давайте с вами назовем их символы (дети называют символы гласных звуков). А в каком домике живут гласные звуки?

Дети: - В красном домике.

Логопед: - Правильно.

Логопед: - И вдруг, они услышали ещё звуки.

(Дети называют символы согласных звуков)

“МММММ” - замычал звук М.Заплакал он, загоревал: “Ох, какой я непевучий, у меня нет голоса, я не могу петь!”

“ННННН” -заныл звук Н. У меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит!

“ВВВВВ” - завыл звук В. Я тоже хочу петь.

Звук Ф, сказал, а я смогу “ФФФФФФ” фыркал-фыркал, а спеть не смог

Расстроились звуки.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть
Как же хочется им петь

- Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук А. Мы, гласные звуки можем помочь вам, только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?

- Согласны, согласны! – закричали непевучие звуки.

- Вот и хорошо, за это мы будем вас всех называть.

“Согласные звуки”, - сказали гласные.

Логопед: И стали с тех пор крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

3. – А вы хотите побывать на Звуковой полянке? – Да.

Тогда для этого нужно подготовиться и сделать артикуляционную гимнастику под музыку (биоэнергопластика под музыку)

Артикуляционная гимнастика

“Улыбка”, “Лягушки”, “Хоботок”, “Качели”, “Лошадка”.

Логопед: - Молодцы, теперь можем ехать, вставайте, поедем на поезде.

4. - Какая тихая и красивая полянка.

Музыка, появляется Фея

Фея: - А, что вы делаете на моей полянке?

Дети: - Мы пришли к Вам в гости.

Логопед: - Лесная Фея, а мы для Вас приготовили подарок

Tанец “Червячки”

Фея: - Спасибо, очень хороший танец.

Логопед:-  А мы ещё умеем оживлять звуки (речедвигательная ритмика А.Я. Мухина)

5. Весёлые песенки про гласные звуки:

A - За окном летит листва,

Повторяем вместе А.

У - Мы присели на траву

И запели тихо У.

О - Нам от солнышка светло,

Повторяем дружно О.

И - Улетели соловьи,

Мы запели грустно И.

Ы - Ах, какие молодцы

Поём вместе хором Ы.

Фея: - Хорошо, а вот я сейчас проверю, как вы различаете гласные и согласные. Держите мои волшебные цветы.

6. Игра “Сложи слоги” вместе читаем слоги.

7. Итог занятия:

- Спасибо, Вам Лесная Фея, но нам пора уже домой.

Вручение подарков от Лесной Феи.

Использованная литература.

  1. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
  2. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. М., 1999.
  3. Артикуляционная гимнастика под музыку (диск)
  4. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика
  5. Интернет-ресурсы: Пушкарёва О.В. “Весёлые песенки про гласные звуки”
  6. Сайт “Ромашка”
  7. Блок Алексеевой Т.В.