1. Образовательные цели
• Ознакомить воспитанниц с сервировкой праздничного стола.
• Рассказать о способах украшения праздничного стола.
• Научить воспитанниц выполнять сервировку праздничного стола.
• Способствовать запоминанию столовых приборов, столовой
посуды.
2. Развивающие цели
• Развивать понимание, что эстетическое оформление стола-необходимый элемент культуры каждого человека.
• Способствовать развитию моторики мелких мышц, развивать
двигательную сноровку.
• Способствовать развитию самостоятельности воспитанниц.
3. Воспитательные цели
• Воспитывать аккуратность при работе со стеклянной посудой, столовыми приборами; чувство ответственности за коллективную работу.
• Воспитывать умение работать, соблюдая правила техники
безопасности на рабочем месте.
• Воспитывать навыки культурного поведения.
Материальное обеспечение
1. Материально-техническая база:
• компьютер;
• интерактивная доска;
• столовая посуда и столовые приборы;
• барное стекло;
• столовый текстиль.
2. Дидактическое обеспечение:
• инструкционные карты по сервировке праздничного стола;
• карточки-задания с кроссвордом.
Методы работы:
• словесный с элементами беседы;
• наглядно-иллюстративный;
• практически-репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного материала; объяснение преподавателя с опорой на личные знания учащихся, демонстрационные примеры, работа с инструкционными картами, закрепление пройденного материала.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
1. Проверка присутствующих, объявление темы и целей урока
2. Повторение правил ОТ и ТБ лянной посудой, колющими и режущими предметами. В связи с этим необходимо повторить правила безопасной работы на рабочем месте.
3. Повторение базовых теоретических знаний
• Какие столовые приборы используются для сервировки стола?
• Что может служить украшением стола?
• Для чего нужна пирожковая тарелка?
• Какие виды тарелок используют для сервировки стола?
• Что такое посуда и приборы общего пользования?
Рисунок 1. Сервировка стола индивидуальными приборами
4. Практическая часть
Проблемная ситуация. Необходимо выполнить сервировку праздничного стола.
- Как вы думаете, можно сейчас выполнить сервировку праздничного стола?
- Нет. Для этого необходимо знать:
• меню праздничного стола;
• последовательность сервировки праздничного стола;
• подготовку столового белья;
• расстановку столовой посуды и столовых приборов;
• расстановку стеклянной посуды;
• приборы и предметы общего пользования;
• варианты украшения стола.
Предполагаемое меню
Закуска. Мясная гастрономия (бекон, колбаса, ветчина).
Второе блюдо. Свиная шейка с гречневым ризотто и лесными грибами.
Десерт. Клубника с джемом.
Напитки. Сок яблочный. Вино красное сухое «Божеле-Вилляж».
Последовательность выполнения практической работы
1. Застелить стол скатертью.
Скатерть должна быть подкрахмалена и хорошо выглажена. Центр стола обозначен складками скатерти. Края скатерти свисают на 25-30 см ниже поверхности стола (для празднично-торжественного случая скатерть может быть длиной 5-10 см от пола).
Скатерть - один из основных элементов сервировки стола, но не только ее украшение:
• придает столу презентабельный вид и фешенебельность;
• снижает звук стука тарелок и приборов о столешницу;
• улучшает сцепление тарелок и стола.
2. Расставить столовую посуду в соответствии с меню.
На равном расстоянии друг от друга (примерно 80 см) и на расстоянии 2 см от края стола расставить подстановочные тарелки. Затем - мелкие столовые тарелки для второго блюда, на них - закусочные. На расстоянии 5-15 см слева от закусочной тарелки поставить пирожковую тарелку.
3. Разложить столовые приборы в соответствии с меню.
Справа от тарелки выложить столовый нож (отточенной стороной к тарелке) и закусочный нож. С левой стороны - вилку столовую и вилку закусочную. Прибор для десерта (десертную ложку) разместить за столовой посудой, черенком вправо.
4. Расставить приборы общего пользования.
Мясная гастрономия находится на общем блюде, из общего блюда принято брать своей вилкой. На столе в центре разместить хлебницу, емкости с приправами - горчицей, перцем; соусник, кувшин с соком, салфетницу с бумажными салфетками. К общему второму блюду подать общие приборы - ложки, лопатки.
5. Оформить центр стола.
В центр стола поставить вазу с цветами. Их ставят в низкую вазу, а цветы должны быть невысокими. Украшением стола по центру могут быть свечи, салфетки в бокалах. Оформляется один центр на 4-5 приглашенных гостей.
6. Расставить стеклянную посуду.
При сервировке праздничного стола для подачи напитков применяется посуда из стекла и хрусталя. Хрусталь выставляется за приборами, не более трех предметов в ряду. Бокал для красного вина поставить на линию пересечения верхнего края тарелки с концом первого ножа. Чуть ниже, по диагонали, поставить стакан для сока. При полной сервировке предметы для напитков выстраивают в два ряда. Расстояние между предметами должно быть не менее 0,5-1 см. Для десерта использовать креманку. Ее расположение вверху, над десертной ложкой.
7. Украсить стол салфетками.
Салфетки из ткани свернуть и положить на закусочную тарелку.
Все салфетки сложить одинаково.
8. Расставить стулья.
Стулья находятся на удобном расстоянии от стола, с тем, чтобы можно было, не двигая их, сесть и встать. Чехол для стула также является украшением праздничного стола.
Рисунок 2. Сервировка праздничного стола
5. Обсуждение
После практической части обсудить проблемы, возникшие в ходе выполнения работы. Выяснить неточности и ответить на вопросы.
6. Заключение
А. Отработка элементов поведения за праздничным столом. Проводится ролевая игра.
Ролевая игра
Заполни пропуски словами или продемонстрируй необходимые действия с помощью рук, посуды, приборов и пр.
На стуле надо сидеть__________(прямо), не класть локти на______ (стол).
Садиться за стол и вставать из-за него необходимо_________ (бесшумно).
Тканевую салфетку необходимо____________ (развернуть) и положить_________ (на колени). По окончании еды ее __________ (кладут на стол, слегка промокнув губы).
Руки держат на столе_________ (локтями), полуприжатыми_________ ( к телу).
Наклоняться над едой ___________(нельзя), необходимо__________ (подносить ее ко рту).
Все, что едят ложкой, набирают _______________ (от себя).
Оставшуюся жидкость доедают, наклонив тарелку ____________(от себя).
Если еда прервана, столовые приборы могут находиться на __________ (подстановочной) тарелке по___________ (обе) стороны от нее.
По окончании еды сложить столовые приборы ______________(на тарелку, ручками вниз, вправо).
Хлеб не принято ___________(откусывать) от целого куска. Необходимо____________ (отламывать) небольшие ______________(кусочки) над _____________(пирожковой) тарелкой.
Блюда и закуски не нарезают сразу на____________ (мелкие) части. Необходимо отрезать _________________(по мере необходимости) постепенно.
___________ (Нельзя) дуть на горячую пищу, _____________ (прихлебывать) жидкую пищу или чай.
Б. Индивидуальная работа с кроссвордом
\
1. Необходимый атрибут сервировки стола.
2. Столовая посуда для подачи десерта.
3. В ней подают первые, вторые блюда.
4. Служат для украшения стола.
5. Столовый прибор.
6. Один из видов специй.
7. Емкость для спиртных напитков.
8. Последнее местоположение цветов.
9. Способ сворачивания полотняной салфетки.
10. В чем подают воду и сок?
- После выполнения задания по вертикали прочитаем ключевое слово «Сервировка».
7. Домашнее задание
Индивидуальная и дифференцированная работа.
Заполнить таблицу:
а) для сильной группы учащихся
Индивидуальная столовая посуда для сервировки праздничного стола |
Индивидуальные столовые приборы для сервировки праздничного стола |
Приборы и предметы общего пользования для сервировки праздничного стола |
Предметы для украшения праздничного стола |
|
|
|
|
б) для слабой группы учащихся
Индивидуальные столовые приборы для сервировки праздничного стола |
Приборы и предметы общего пользования для сервировки праздничного стола |
Предметы для украшения праздничного стола |
|
|
|
8. Итог урока.