Занятие по познавательному развитию в старшей группе детского сада "Стань мудрецом"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Познакомить детей с понятием млекопитающие животные; систематизировать накопленную информацию об окружающем, посредством логических операций.
  • Закрепить знания о Земле, как о планете, о большой и малой Родине, о жизни диких и домашних животных и среде их обитания, выделить характерные их признаки.
  • Ввести в активный словарь слово – млекопитающие; развивать диалогическую речь, мышление, память, внимание.
  • Формировать коммуникативные навыки, бережного, созидательного отношения к миру, к родному краю.

Материал и оборудование: карточки-билеты с изображением предметов или явлений в природе, с изображением диких и домашних животных, медали, музыка для физкультминутки и запись - пение птиц, набивные мячики (имитация мусора), географическая карта, глобус.

Предварительная работа : знакомство с животным миром, с живой и не живой природой, с правилами поведения в природе, с географической картой и глобусом, с родным краем.

Элементы здоровье сбережения : психологический этюд “солнечный зайчик”, самомассаж, физкультминутка.

Ход занятия

Психологический этюд “ Солнечный зайчик”

Солнечный зайчик, милый друг
Поможет нам с пользой провести досуг.
Выбери место удобней скорей
Можешь сесть или встать, тебе видней.
Как глаза закроешь, шепотом скажи:
“Солнечный зайчик, в гости приходи!”

Пальцы рук почувствовали легкое тепло,
Выше поднимается к плечикам оно.
Прыгнул зайчик в ножки, притронулся к спине.
Плечики согрелись, как приятно мне
Шейку зайчик греет, щечки, ушки, нос.
Добрую улыбку зайчик нам принес.

Дети, улыбнитесь друг другу и пожелайте добра.

- Ребята, что вы почувствовали?

- Какое у вас настроение (тепло солнечного зайчика, хорошее настроение)

- Ребята, скажите, а вам нравится общаться с умными людьми? Почему вам интересно с ними общаться? А в нашей группе есть такие дети, которые много знают об окружающем, могут организовать игры?

Таких людей, которые много знают, считают умными, а еще их называют мудрыми.

- Как вы думаете, почему их можно назвать еще и мудрыми?

- Что нужно, чтобы стать мудрецом?

Мудрый человек всегда может дать совет, подсказать, как нужно поступить, найти выход из какой- либо ситуации. Даже в сказках у каждого короля были свои мудрецы, король с ними советовался, когда нужно было принять какое-то решение.

- А вы хотели бы стать умнее и мудрее и показать свои знания, пройти через трудности?

- Тогда я приглашаю вас отправиться во дворец, где живет королева наук со своими мудрецами. Вы согласны?

Но во дворец пускают только дружных детей. Чтобы пройти через ворота возьмите карточки-билеты и найдите пару (объединяют карточки по какому-либо признаку )

Дидактическое задание “Найди пару”

Карточки-картинки, изображение предметов или явлений в природе, по каким признакам можно объединить, объяснить свой выбор, доказывая, по каким признакам объединили. Тот, кто объяснил, проходит в ворота.

- Представьте, что мы с вами в королевстве Наук.

Но почему то нас никто не встречает. А это что? Письмо!

“Здравствуйте дорогие дети! Я королева Наук! Надеюсь на вашу помощь. Мои уважаемые мудрецы очень устали и хотят отдохнуть, но королевство не может оставаться без мудрецов, поэтому я решила провести конкурс на звание “Юный мудрец”, я уверена, что вы готовы к этому конкурсу, потому что думаю, что вы дружные, умеете договариваться, много знаете, умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы, думать. И если вы справитесь со всеми заданиями, то получите звание “ Юный мудрец”. Вы согласны мне помочь?”

- Ну что, вы готовы? Тогда вперед, выполнять задания королевы Наук!

1. Задание. Как называется наша планета, на которой мы живем? Назовите планеты, которые вы еще знаете? Чем наша планета похожа с другими планетами? Чем отличается?

Обобщение: Земля – это планета, на которой мы живем. Ее называют “голубой планетой” т.к. на ней очень много воды. На земле есть условия для жизни всего живого - это воздух, вода, тепло, и свет.

- Молодцы, вы ответили правильно.

2. Задание. Как называется село, в котором вы живете (район, край, страна)? Чем славится наш край?

Обобщение: мы живем в с. Контошино, Косихинского района, Алтайского края, наша страна называется Россия . У нас очень богатая природа, есть леса, степи, горы, очень разнообразен животный мир.

- Молодцы правильно.

3. Задание. Как вы думаете, что нас всех окружает?

- Какая природа нас окружает?

- Что такое живая природа?

- А что такое не живая природа? Почему вы так считаете?

Обобщение: Молодцы, правильно. Живая природа это то, что питается, дышит, растет, умирает. Не живая природа - это то, что не растет, не питается, не дышит, не умирает.

4. Задание. “Рассели животных (работа в парах).

Картинки с изображением животных диких и домашних. Необходимо разделить их на группы.

- Молодцы, с заданием справились.

5. Физкультминутка “ У жирафа…” ( танец )

- Мудрецы не всегда работаю, они еще и отдыхают, вот и мы можем немного отдохнуть и повеселиться.

6. Задание: “А знаете ли вы?”

Это не совсем задание, скорее поучительная информация. Знаете ли вы кто такие млекопитающие животные? Подумайте, кто как думает?

“Млекопитающие” - какое длинное слово, потому, что в нем поместилось два слова – это “млеко” - молоко, и “питаются”, вот и получилось слово млекопитающие, т.е. это животные, которые питаются молоком матери.

Вывод: Животные – тело покрыто шерстью, у которых родятся детеныши, которые вскармливают их своим молоком , согревают, заботятся о них, защищают своих детенышей – называются млекопитающими.

- Каких животных мы можем назвать млекопитающими?

7. Задание. Игра “Угадай-ка”

Каждая пара придумывает какое-то животное, а другая с помощью вопросов должна выпытать, какое это животное. Отвечать можно только “да” или “нет”.

8. Задание.

- Может ли человек вмешиваться в природу? Почему так считаете?

Человек должен оберегать и охранять природу.

- Кто содержит дом в чистоте? Правильно, человек живет в доме, он его обустраивает, содержит в чистоте, чтобы в нем было уютно и приятно находиться.

- Как вы думаете, животным приятно жить в доме, где много мусора? Почему?

- Что может случиться, если животным надоест жить в грязном лесу?

Правильно, животные могут уйти из такого леса, тогда лес может погибнуть. Людям негде будет отдыхать, не будет птиц, появится много насекомых.

- Вы бы хотели, чтобы так произошло?

- Как же все - таки мы сможем помочь животным, чтобы сохранить лес?

Правильно, нужно убрать мусор, и самим никогда его не разбрасывать.

Вы готовы отправиться в лес? (имитация экскурсии в лес)

Приходя в лес, мы не должны забывать правила поведения в нем. (повторение правил поведения в природе по карточкам)

(уборка мусора в лесу - имитация). После уборки мусора предложить полюбоваться чистотой леса и насладиться пением птиц. ( звукозапись)

- Как вы думаете, довольны обитатели леса нашей работой?

- Хотите, я прочту вам стихотворение?

Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки.
Все, что рядышком со мною - это все мое родное.
Как же мне в краю родном не заботиться о нем?

- “Кому нужен лес?” Лес – это дом для разных обитателей, где все они уживаются, живут рядом друг с другом.

- “Зачем люди ходят в лес?” Лес - это место оздоровления и отдыха в любое время года. Лес - это важнейшее условие для нормальной жизни человека, его здорового образа жизни.

- Молодцы дети, все задания выполнили.

Как вы думаете, наши ответы понравились королеве? А чем они ей могли понравиться?

Какие трудности вы испытывали? Кому было трудно? Кто не мог справиться? Что нового узнали? Чему научились? Вам понравилось в королевстве у королевы Наук? Как вы думаете, мы заслужили звание мудрецов?

Мне тоже вы понравились, как вы старались, отвечали, боролись за звание мудрецов. Вы преодолели все трудности, хотя это было и не легко (стук в двери). Посмотрите, что нам принесли, шкатулка, а на ней написано “детям от королевы Наук” в ней эмблемы с надписью “ юный мудрец”

Дети получают эмблемы

Домашнее задание: нарисовать свое любимое животное.