Логопедическое занятие "Здравствуй, весна". 3-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 3


Цель: воспитание любви к родной природе; повторение и закрепление тем по грамматике: части речи, состав слова, члены предложения, безударные гласные, парные согласные, развитие устной речи.

Оборудование: “Веснянка” (большая кукла), таблицы, карточки, жетоны, перфокарты; картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”; картина весны.

1. – Дорогие ребята! Я приглашаю вас в веселое путешествие. А куда? Послушайте загадку:

Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

– Весной.

– Правильно. Вам нравится весна? Вот и побываем мы сегодня в гостях у весны. Хотите, чтобы вас встретили? Тогда дадим телеграмму Весне: Встричай едим среду новеньким афтобусом (весна). Всё ли я написала на доске правильно? А почему так думаете?

Слово “новеньким” разобрать по составу (на доске табличка “состав слова”).

2. – Пока передадут нашу телеграмму, выполним упражнение по чистописанию. Тетради берем с собой, так что пишите красиво.

Скороговорка (работа над произношением звука “ч”):

Журчали ручьи и урчали,
Жужжали шмели над ручьями.

Письмо буквы “ж”.

– Чем примечательна эта скороговорка? (Преобладанием буквы “ж”.)

3. – Чтобы сесть в автобус, надо приобрести билеты. Будем платить весенними словами (дети называют существительные). А.С.Пушкин назвал весну “утром года”. Вы с ним согласны? Почему?

В тетрадях напишем два предложения (творческий диктант; на доске в помощь детям таблички “существительные”, “глагол”, “прилагательные”). Я называю существительные, а вы добавляете прилагательные и глагол:

Появилась черная проталинка. Показалась зелёная травка.

– А почему травка, а не трава?

4. – Садимся в автобус (картинка на доске). Поехали. Пока едем, вспомним стихотворение Плещеева о весне (хором):

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

5. – Смотрите, нас кто-то встречает. Это – Веснянка, дочь Весны (большая кукла с венком и корзинками на руках).

Какая она красивая! (Веснянка читает стихотворение Никитина (дети помогают):

Полюбуйся, весна наступает…

– Здравствуй, Веснянка! Спасибо за стихи.

Вот мы и в гостях у Весны! Веснянка принесла нам много цветов, интересных заданий.

6. Физкультминутка. (Упражнения под весеннюю музыку.)

7. Учитель достает из корзиночки задания на карточках и читает.

1) Словарный диктант. Огонь, вода, дождь, шитьё, житьё, берег, след, сугроб, солнце.

Загадка. В старости я один раз встречаюсь, в молодости – три раза, в огне не сгорю и в воде не потону (слова “старость, молодость” – на доске). (Ответ: буква “о”.)

2) Чтение стр.175 (повторение).

3) Загадка: горя не знает, а слезы проливает. (Туча.)

4) Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям усмехается (солнце, небо).

5) Нам нужны иголки для шитья, а кому – для житья? (Ежи, елке.)

6) Всё ли правильно в этом предложении:
Он шел по лесу и вдруг увидел дерево.

7) Помогите написать нужную букву (е-и):

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

8) На табличке:
Пришла весна, пришло тепло, и солнце светит к нам в окно.

9) – Я сочинила для вас небольшое стихотворение, закончите его названием птицы, которая “открывает весну”:

Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно (грачей).

– Эта картина у какого художника? (А.К.Саврасов – показать картину.)

10) Физкультминутка. Спеть песню “Веснянка”.

11) – Какие звери просыпаются весной после зимней спячки?
– Какие слова любит лягушка? (Москва, квадрат и др.)
– Где спрятались еж и уж? (Дружба, таежный.)
– В каких словах живет рак? (Раковина…)
– Какой птице можно кричать “ура”. (Журавль.)
– Я вам принесла привет от птиц – наших друзей. (На перфокартах названия птиц, где нужно проставить буквы.)

12) Дети с цветами – жетонами выходят к доске, выстраиваются по порядку номеров, составляют предложение “Здравствуй, весна!”.

13) Дом. задание: написать весенние желания на семи лепестках.

14) Подведение итогов.

1) – Веснянка помогла нам провести интересное занятие. Что мы можем ей подарить? Что она любит?

– Цветы.

– Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы, –
Опустеют все поляны –
И не будет красоты…

2) Вам понравилось занятие с Веснянкой? Какие темы мы сегодня повторили?

Спасибо всем, работали отлично!