Урок математики на тему "Решение задач". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Учебник. Математика-5класс, под редакцией Н.Я.Виленкин и др.

Урок обобщения и систематизации знаний по решению задач с использованием различных моделей.

Цель:

– Создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по решению задач с использованием различных моделей.
– Выработать навыки самоконтроля, анализа информации.
– Развивать умение говорить и слушать, воспитывать трудолюбие и аккуратность
– Выявить уровень овладения учащимися комплекса знаний и умений преобразовывать из текста, чертежа в знаки и символы
– Воспитывать объективную самооценку при оценивании знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим с вами полученные знания в 5 классе по теме, которую вы попытаетесь определить сами. А для этого ответьте на вопросы:

– Что изучает математика или с чем вы каждый день встречаетесь на уроке? (Числа, задачи, уравнения….)
– А какие виды задач вы можете назвать? (На части, на движение, на уравнения, геометрические….)
– С чего начинается решение каждой задачи? (С построения модели или с составления условия задачи)
– Какие модели задач вы можете назвать? (Схема или графический рисунок, Таблица, Краткое условие, Запись на доске.)
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Решением задач.) Тогда сформулируем тему нашего урока “Решение задач”– запишите в тетрадь.

Как в русской народной сказке Иван-царевич выбирал дорогу, по которой идти, так и вы будите выбирать модель решения задач и с помощью ее решать их.

(Презентация. Слайд с камнем и тремя дорогами.)

А чтобы нам было не скучно мы отправимся на поезде по железной дороге, преодолевая станции. Вам выданы проездные билеты, которые вы будите заполнять на каждой станции и в конце урока вы получите соответствующую отметку за пройденный путь. За каждый ответ в соответствующей колонке будите ставить + или -

III. Обобщение темы.

Итак 1-я станция. “Формулы”. Для того чтобы не заблудиться на перроне, вспомним некоторые формулы. На доске 4 человека заполняют заготовки:

Прямоугольник.
Р =
S =

Квадрат.
P =
S =

Параллелепипед.
V =
Sпов =

Движение.
S =
V =
t =

1л = 1дм3 = 1000см3.

А теперь заполните пропуски таблицы:

Заполнить проездной билет.

1)

S ? 48км
V 1,5км\ч 12км\ч
t ?

2)

a b P S
2,5см 3см ? ?
? 8см ? 16см

3)

а b с V
2,3см 10см 5см ?
? 10м 35м3

Заполнить проездной билет.

2-я станция. “Составление задач”. Придумайте условие задач по заданному выражению или условию.

1) х:у = t

2) х*у = S

3)

V t S
катер 8км\ч
течение 2км\ч
По течению ?

Теперь работа в парах .Придумайте свои задачи и расскажите соседу по парте. Занесите результаты в проездной билет.

3-я станция. “Задача на части”.

На слайде условие задачи: В 5А классе учится 28 человек. Из них 4/7 умеют плавать. Сколько человек не умеют плавать? Выбрать и составить модель задачи, затем составить взаимообратную задачу и записать.

(Работают самостоятельно с последующей проверкой.)

1 тип

Всего – 28ч.

Умеют плавать-? 4/7 от

Не умеют – ?

Решение: 1)28:7*4 = 16(ч) умеют.

2) 28 – 16 = 12(ч) не умеют.

2 тип

Всего – ?

Умеют плавать-4/7, что сост 16 чел от

Не умеют – ?

Решение: 1)16:4*7 = 28(ч) всего.

2) 28 – 16 = 12(ч) не умеют.

У кого модель задачи с помощью графического рисунка? (Показать.)

4-я станция. “Геометрическая задача”.

На слайде. У Кати есть аквариум длиной 80 см, шириной 45см и высотой 50см. Сколько литров воды надо влить в аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10см. Выполнить рисунок и решить задачу.

a = 80см
b = 45см
c = 50см

Решение:

1) 50 – 10 = 40см – высота воды.

2) 80*45*40 = 144000см3 = 144л. воды потребуется.

Проверить в парах. Решение на слайде. Заполнить проездной билет.

5-я станция. “Задача на движение”.

На слайде. Два мальчика на велосипедах выехали навстречу друг другу, расстояние между ними было 45км. Скорость Влада в 2 раза больше скорости Никиты, через 3ч они встретились. Какова скорость каждого мальчика.

Выбрать модель решения и решить задачу. (Показать решение на доске и занести в проездной билет.)

Vкм\ч t ч S км
Влад 2х 3 ?45км

?

Никита х 3

Решение.

(2х + х)*3 = 45

9х = 45

Х = 5км/ч – скорость Никиты.

5*2 = 10км/ч – скорость Влада.

Составить графическую модель и показать на доске.

IV. Подведение итогов. Итак. Что мы сегодня повторили.? (Решение задач с составлением различных моделей.)

Какие модели вам помогали в решении задач?

– Таблица.
– Схем. рисунок.
– Краткое условие.

Вывод: Вы умеете переводить текстовые задачи в знаки и символы и наоборот.

Подведите итоги урока по проездному билету.

Отметка“5” – 14–15 баллов.

Отметка “4” – 12–13 баллов.

Отметка “3” – 8–12 баллов.

Проездной билет: Ф.И.

станции I II III IV V
S V Р S а Р 3 а х:у= t х*у=S 1-й тип 2-й тип Решение рис Решение
Ответы + или –
Отметка за урок –

V. Домашнее задание. Придумать задачи из вашей жизни на каждый тип.