Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание учащихся. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
Волейбол один из самых массовых видов спорта, культивируемых в нашей стране, как все более скоростной и зрелищный вид спорта. Волейбол является мощным средством воспитания необходимых жизненных качеств как психологических, так и физиологических.
Данная программа рассчитана на учащихся 16-20 лет и предусматривает проведение практических и теоретических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Особенность программы в том, что все занимающиеся в секции не делятся в зависимости от возраста и уровня спортивного мастерства на учебные группы, а составляют костяк сборной команды техникума и игроков кандидатов на попадание в сборную команду . Основной набор в группу проходит в сентябре, но и в течение учебного года происходит доукомлектация группы занимающихся. В соответствии с этим, в учебно-тренировочном процессе имеет место дифференцированное обучение и деление учащихся на группы, выполняющие различные задания по уровню подготовленности в каждом конкретном занятии. Основной акцент учебно-тренировочной работы делается на интегральной подготовке, в которой упражнения по совершенствованию техники выполнения сочетаются с групповыми тактическими взаимодействиями.
Принципы набора в секционную группу:
- добровольность;
- заинтересованность;
- желание к самосовершенствованию своих физических способностей и технических навыков игры;
- наличие медицинского допуска к занятиям.
Задачи работы секции
образовательные
-обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение судейству игр (терминология, жесты судей, ведение протоколов матчей);
воспитательные
-выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание высоких морально-волевых качеств и дисциплинированности;
- формирование стремления к самосовершенствованию и физическому развитию на основе отбора в сборную команду техникума;
- формирование потребности к здоровому образу жизни;
- формирование интереса к систематическим занятиям избранным видом спорта в свободное время;
развивающие
-повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю по 2 часа.
2. Программный материал
Теоретическая подготовка
- ФКиС в России
- история развития волейбола
- влияние физических упражнений на организм занимающегося
- гигиена, врачебный контроль, самоконтроль
- оказание первой медицинской помощи
-правила игры и соревнований, судейство, терминология и судейские жесты
Практическая подготовка
Общая физическая подготовка
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие, выпрыгивания.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Специальная физическая подготовка.
Главная задача СФП - улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.
- бег с остановками и изменением направления
- челночный бег
- разнообразные прыжки и подскоки
- приседания, выпрыгивания вверх из приседа
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
- развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
- игры и эстафеты с препятствиями.
Техническая подготовка
- Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).
- Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. Остановки: скачком, шагом.
- Техника передачи двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте, после перемещения.
- Техника нижних подач: прямая, боковая, свечой, методика обучения технике нижних подач. Подача на точность.
- Техника передачи двумя сверху над собой, назад (короткие, средние, длинные).
- Техника передачи в прыжке: двумя с поворотом, без поворота одной рукой.
- Техника приема снизу двумя, одной (на месте, после перемещения).
- Техника приема сверху двумя руками после перемещения с падением: на спину, бедро-спину.
- Техника приема мяча с падением: кувырком (вперед, назад, в сторону), на руки-грудь.
- Техника верхней прямой подачи: силовая, с планирующей траекторией полета мяча.
- Техника прямого нападающего удара на силу.
- Техника нападающего удара с переводом (кистью, с поворотом туловища).
- Техника блокирования: одиночное, групповое. Техника блокирования неподвижного: одиночное, групповое.
- Техника приема, подачи и передачи мячей, летящих с большой скоростью.
Тактическая подготовка
- индивидуальные тактические действия при выполнении вторых передач.
- техника передач в прыжке: откидка, отвлекающие действия при вторых передачах.
- индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.
- тактика нападающих ударов, нападающий удар задней линии.
- индивидуальные тактические действия при приеме подач, прием мяча от сетки.
- индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.
- отвлекающие действия при нападающем ударе.
-переключение внимания и переход от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот).
-групповые действия в защите внутри линии и между линиями.
- технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны.
- технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.
- взаимодействия нападающего и пасующего
- групповые действия в нападении через игрока передней линии.
- групповые действиям в нападении через выходящего игрока задней лини
- командные действиям в нападении
- командные действия в защите
Контрольные игры и судейская практика.
Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
Контрольные испытания
Физическая подготовленность
№ п/п |
возраст |
16 лет |
17 лет |
18 лет и старше |
|
||||||||
|
оценка |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Бег 30 м. с высокого старта., с |
4,8 |
4,6 |
4,4 |
4,6 |
4,4 |
4,2 |
4,4 |
4,2 |
4,0 |
|||
2 |
Бег 6х5 м., с |
9,6 |
9,4 |
9,2 |
9,4 |
9,2 |
9,0 |
9,2 |
9,0 |
8,8 |
|||
3 |
Прыжок в длину с места., см |
210 |
225 |
245 |
220 |
235 |
255 |
230 |
245 |
265 |
|||
4 |
Прыжок вверх отталкиваясь двумя ногами с разбега ., см |
40 |
45 |
50 |
45 |
50 |
55 |
50 |
55 |
60 |
|||
5 |
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками., м |
6 |
7 |
8 |
7 |
8 |
9 |
8 |
9 |
10 |
|||
6 |
Становая сила, кг |
75 |
80 |
85 |
80 |
85 |
90 |
85 |
90 |
95 |
Техническая подготовленность
№ п/п |
|
количественный показатель |
|
|||||||||
|
оценка |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
||
|
возраст |
16 лет |
17 лет |
18 лет и старше |
||||||||
1 |
Вторая передача на точность: |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
||
2 |
Вторая передача на точность: из зоны 3 в зону 2 ( стоя спиной по направлению) |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
||
3 |
Передачи сверху, снизу ( стоя у стены) |
10 |
15 |
20 |
15 |
20 |
25 |
20 |
25 |
30 |
||
4 |
Подача на точность |
2 |
4 |
6 |
4 |
6 |
8 |
6 |
8 |
10 |
||
5 |
Атакующий удар из зоны 4 в зоны 5 и 6 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
||
6 |
Атакующий удар в первую линию |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
||
7 |
Блокирование ( вдвоём) атакующего удара |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
||
8 |
Приём - передача мяча от сетки в 3 зоне |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
6 |
7 |
Методическое обеспечение:
Основными формами занятий являются: учебные занятия, учебно-тренировочные занятия, тренировочные, занятия игровой направленности, лекции, посещение соревнований, собственно игровая и соревновательная деятельность, самостоятельный и групповой просмотр волейбольных матчей и отдельных игровых моментов с использованием компьютерных технологий
3. Примерный тематический план занятий секционной группы
№ п/п |
наименование тем |
всего часов |
теоретич. занятия |
практич. занятия |
1 |
Теоретическая подготовка |
4 |
4 |
|
2 |
Общая физическая подготовка |
10 |
|
10 |
3 |
Специальная физическая подготовка |
30 |
|
30 |
4 |
Техническая подготовка |
56 |
|
56 |
5 |
Тактическая подготовка |
44 |
|
44 |
6 |
Контрольные игры и соревнования |
по положению |
|
|
7 |
Судейская практика |
в ходе товарищеских встреч |
|
|
8 |
Контрольные испытания |
6 |
|
6 |
|
Итого |
150 |
4 |
146 |
4.Список использованной литературы:
- Железняк Ю.Д. , Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М .«Просвещение» 2009 г.
- Матвеев Л.П.. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. Москва, «Физкультура и спорт» 2000 год.
- Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск, 1999.
- Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000.
- Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 2000.
- Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2005.
- Фидлер М. Волейбол. М, 2003.