В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями содержание образовательной области “Художественное творчество” в группе раннего возраста направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
- Приобщение к изобразительному искусству
- Развитие детского творчества
Образовательная область “Художественное творчество” интегрируется с другими образовательными областями, а именно:
“Физическая культура”
– развитие мелкой моторики.
“Здоровье”
– воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни.
“Коммуникация”
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками
нормами речи.
“Познание”
– сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение
кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование
элементарных математических представлений.
“Социализация”
– формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу.
“Музыка”
– использование музыкальных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
“Труд”
– формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам.
“Чтение художественной литературы”
– использование художественных произведений для обогащения содержания
области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства,
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
“Безопасность”
– формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных
видах продуктивной деятельности.
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей раннего возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости.
С точки зрения психологов и педагогов, процесс творчества не может развиваться сам по себе. Для этого нужно участие взрослого, направляющего деятельность детей, а также психолого-педагогические условия для успешной творческой деятельности. Во время выполнения детьми творческих заданий создается атмосфера доверия, педагог поддерживает идеи и деятельность каждого ребенка, поощряет их первые шаги в творчестве, помогает рассматривать допущенные ошибки как возможность для нового взгляда на что-то привычное, а значит, совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Она отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
В нашей группе совместную работу по художественному творчеству начинаем ещё в адаптационный период. Стали традиционными в этот период занятия из серии “весёлые ладошки”. Эти занятия позволяют нам не только начать работу по формированию интереса детей к художественному творчеству, но и создать положительный эмоциональный фон в отношении между детьми , между детьми и педагогом.
В своей работе используем как традиционные приёмы и методики , так и работу с нетрадиционными материалами (рисование ватными палочками, рисование кусочками поролона, пальчиковое рисование, рисование ладошками, рисование по крупе, аппликация крупой, аппликация салфетками и другие техники).
Очевидно, что работа в данном направлении не может быть успешной без создания в группе соответствующей развивающей среды. У нас создан уголок по художественному творчеству, где в наличии имеются: альбомы, цветная бумага, картон разных видов, карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, кисточки, стаканчики-непроливашки, пластилин, дощечки для работы с пластилином, несколько видов трафаретов, мелки цветные, мелки восковые, разные виды бросового материала, которые так же используются в самостоятельной и совместной деятельности по художественному творчеству. В наших планах на следующий год создать в уголке наиболее благоприятные условия для осуществления детьми самостоятельной деятельности.
Результаты работы отражаются в проводимом мониторинге:
Начало года | Конец года | |
3-данный компонент развит в достаточной степени. | 0% | 70%(7человек) |
2-данный компонент развит не полностью. | 70%(7человек) | 30%(3человека) |
1-данный компонент не развит. | 30%(3человека) | 0% |
Из трёх основных разделов(развитие продуктивной деятельности, приобщение к изобразительному творчеству, развитие детского творчества), самый слабый показатель имеет раздел “приобщение к изобразительному творчеству”. По нашему мнению, потому что он наиболее тесно связан с развитием речи детей.
Приложение. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области “Художественное творчество” в группе раннего возраста по теме: “Поможем ёжику”.