Письменность и знания древних египтян

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Для учителя (научить):

  • Конкретизация представлений о знаниях и школе в Древнем Египте;
  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информация прочитанного, ее интерпретация; анализ, сравнение, выделение существенного из текста учебника и исторических источников;
  • Подведение учащихся к выводу о совпадении ценностей образования у различных стран и народов.

Для учащихся (учиться):

  • Формулировать понятие образование;
  • Сравнивать представление об образовании в культуре прошлого и современности;
  • Развивать монологическую речь, участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
  • Представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований нового Стандарта образования (ФГОС ООО).

Формы организации деятельности на уроке: адресная, фронтальная, групповая.

Средства реализации методической цели:

  • совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке;
  • самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе;
  • приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов (иероглиф, папирус, писец, дешифровка), главной мысли текста, интерпретация содержания прочитанного текста;
  • постановка вопросов, пересказ;
  • метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “Эпиграф”, “Разминка”, упражнение “Ассоциация”), полилог.

Формируемые универсальные учебные действия (способы деятельности): познавательные, регулятивные, личностные коммуникативные УУД.

Ход учебного занятия

Этапы урока Виды деятельности Формируемые УУД
I. Мотивационно-установочный этап. Прием “Я знаю, что …” Формулирование целей урока учащимися:
  • определить задачи и цели урока,
  • выяснить представление об образовании в Древнем Египте,
  • оценить роль и значение образования египетском обществе,
  • учиться формулировать и аргументировать свое мнение,
  • развивать устную речь,
  • участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем,
  • представлять результаты индивидуальной и групповой работы.

Формулирование целей урока учащимися:

  • определить понятие “образование”,
  • выяснить представление об образовании в древнем Египте,
  • оценить роль образования и знаний в египетском обществе,
  • учиться формулировать и аргументировать свое мнение,
  • развивать устную речь,
  • участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем,
  • представлять результаты индивидуальной и групповой работы.

Знакомство с планом работы:

  1. Школа в Древнем Египте.
  2. Письменность Египта.
  3. Знания Древних египтян.
  4. Читаем. Слушаем. Анализируем. Считаем. Размышляем.
  5. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы.
  6. Оцениваем свою учебную деятельность.

Определение критериев самооценки деятельности. Использование цветовой гаммы при заполнении рефлексивной таблицы: Этап урока – цвет: Зеленый – старался, умею это!!! Синий –старался, но результатом недоволен! Красный – надо еще много работать над собой. На протяжении всего урока индивидуальная самооценка, в конце – групповая.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Коммуникативные УУД: Умение слышать и слушать.

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей.

Личностные УУД: смысловая ориентация, мотивация на процесс деятельности.

II. Организационно-деятельностный этап.
  • Чтение и анализ учебного материала на стр. параграфа 12 о Египте.
  • Беседа по содержанию прочитанного текста.
    Проверка индивидуальных и групповых заданий. (Включение физкультминутки: Представление итогов работы каждой пары, группы.)
Познавательные УУД: смысловое чтение, поиск, анализ и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, аргументированное высказывание мыслей.

Регулятивные УУД: контроль деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: усвоение признанных в религиозном и светском обществе этических принципов и моральных норм и правил поведения.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение принимать чужую точку зрения.

III. Контрольно-регулировочный этап. Формулирование основных мыслей урока о роли знаний в Древнем Египте. Познавательные УУД: поиск, анализ, выделение и группировка необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, аргументированное высказывание мыслей.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

IV. Рефлексивно-оценочный этап. Презентация оценочных листов групп.

(Таблица: знал, открыл новое, еще предстоит открыть.)

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.

Личностные УУД: Ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: подведение итогов деятельности на учебном занятии.

Домашнее задание: Параграф 12 учебника, работа по вопросам параграфа, работа с историческими источниками по истории Древнего Египта.