Бинарный урок по теме "Осторожно, манипуляция!"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Тип занятия: мастер-класс, бинарный урок (общая психология и психология общения).

Длительность урока: два академических часа.

Мастер-класс проводится в группах 2 курса педагогического колледжа.

Цель мастер-класса: знакомство с основными принципами влияния на людей в действиях и словах манипулятора и простейшими приемами противостояния манипуляциям.

Ожидаемые результаты:

Студенты знают:

  1. кто такие манипуляторы и чего они добиваются;
  2. принципы влияния на окружающих, используемые манипуляторами;
  3. основные приемы защиты от манипулятивных воздействий.
  4. особенности ролевых отношений в Треугольнике С. Карптмана

Студенты умеют:

  1. распознавать манипуляторов среди окружающих людей;
  2. предвидеть последствия попадания в треугольник взаимоотношений под названием "Треугольник Карпмана";
  3. анализировать конкретные ситуации, определяя возможности выхода из них для людей, исполняющих каждую из трех ролей, определенных С. Карпманом;
  4. осознанно определять свою роль во взаимоотношениях с окружающими, используя модель межличностных отношений, разработанную С. Карпманом.

Студенты интересуются проблемами манипулирования в межличностных отношениях и стремятся использовать свои знания по этому вопросу на практике.

Оборудование и наглядный материал:

  1. Мультимедийная установка.
  2. Презентация по теме мастер-класса.
  3. Ватман или 5-6 листов бумаги формата А3.
  4. Цветные фломастеры (3 набора).
  5. Картон красного, зеленого и синего цвета.
  6. Шарфики красного, зеленого и синего цвета.
  7. Куклы-марионетки (2 шт.).
  8. Тематические кейсы с раздаточным материалом и заданиями для студентов (12 шт.).

В процессе подготовки данного урока и в процессе его проведения использованы средства программы MICROSOFT POWER POINT, FRONT PAGE, ресурсы Интернет.

Структура мастер-класса:

  1. Организационный этап.
  2. Введение. Приветствие, сообщение темы, постановка цели, задач урока.
  3. Ход урока. Ознакомление с теоретическим материалом, анализ конкретных ситуаций общения.
  4. Заключение.

Ход мастер-класса

I. Организационный этап.

Звучит песня Андрея Макаревича «Марионетки» («Машина времени»). Студенты-«зазывалы» с куклами в руках приглашают на мастер-класс (слайд 1).

II. Введение. Приветствие. Ознакомление с целью мастер-класса.

Преподаватель общей психологии. Здравствуйте, уважаемые студенты и уважаемые гости! По звучащей музыке и слайду вы конечно же догадались, о чем у нас с вами пойдет речь. Наш мастер-класс посвящен теме манипулирования людьми.

Целью мастер-класса является знакомство с основными принципами влияния на людей в действиях и словах манипулятора и простейшими приемами противостояния манипуляциям (сад 2). Мы надеемся, что по окончании мастер-класса вы сможете овладеть знаниями и умениями, которые приведены на слайде (3) и в лежащих на ваших столах кейсах (на странице 3).

Мы хотели бы, чтобы вы заинтересовались проблемами манипулирования в межличностных отношениях и стремятся использовать свои знания по этому вопросу на практике.

III. Ход урока. Ознакомление с теоретическим материалом, анализ конкретных ситуаций общения.

Преподаватель психологии общения. Наверное, нет необходимости говорить о значимости проблемы манипулирования сознанием, действиями и поступками человека. Давайте проведем небольшой эксперимент. Поднимите руки те, кто ни разу в своей жизни не подвергался воздействию манипуляторов? А есть ли среди нас те, кто сам никогда никем не пытался манипулировать?

Действительно, таких людей практически нет. Возникает ощущение, что манипулятором является каждый человек: все мы периодически используем друг друга. При этом больше всего достается от нас самым близким и любимым людям. Значит ли это, что всех нас можно назвать манипуляторами? Кто же они такие – манипуляторы?

Суть манипулирования раскрыта в его определении (демонстрируется слайд 4). Манипулирование – это социально-психологического воздействие, представляющее собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Преподаватель общей психологии. Т. о., манипулятор – это человек, который привык «чужими руками жар загребать», то есть делать все возможное, чтобы неприятную или сложную для него работу выполнили за него другие (демонстрируются слайды 4, внимание студентов обращается на стр. 3 кейса. Все слова преподаватель иллюстрирует с помощью куклы-марионетки).

Свои проблемы манипуляторы решают с помощью и за счет других людей. Они видят в окружающих лишь кукол-марионеток, которыми нужно правильно управлять: потянул за одну ниточку – кукла села, за другую – встала, за обе – и кукла беспомощно дергается в его руках. Как они это делают?

Прежде всего – воздействуя на наши эмоции. При этом манипулятор может апеллировать как к нашим высоким, благородным чувствам и личностным качествам (таким, как сочувствие, сопереживание, доброта, стремление к активной помощи), так и к более низменным (зависть, мелкая злоба, высокомерие, жадность, боязнь упустить свое).

Преподаватель психологии общения. Мы предлагаем вам посмотреть два фрагмента из фильма «Микстура от косоглазия». Постарайтесь ответить на вопрос, на какие чувства героини пытается воздействовать мальчик для того, чтобы героиня фильма купила у нее куртку? (Демонстрируется фрагмент 1 – «Продажа куртки» (ссылка 1, слайд 5).

А теперь посмотрим еще один фрагмент из того же фильма. К каким эмоциям и качествам потенциальных покупателей обращается Морозка, продающий «Микстуру от косоглазия?» (Демонстрируется фрагмент 2 - «Морозка. Микстура от косоглазия» (ссылка 2, слайд 5).

Таким образом, важно помнить: именно к нашим чувствам, а не к разуму обращены слова и действия манипуляторов, потому что там, где начинают говорить чувства – разум отключается и перестает контролировать наши поступки и действия (слайд 6).

Преподаватель общей психологии. Судя по вашей реакции, ситуация, разыгранная на экране, вам хорошо знакома. Многие из вас начали улыбаться, переговариваться. Что вызвало у вас такую живую реакцию? А вам нравится попадать в такие ситуации? Почему? Какие чувства у вас вызывают подобные ситуации?

То есть, эти чувства неоднозначны: сначала – интерес, потом – желание воспользоваться предоставляемой льготой, а затем – недоумение, разочарование, а возможно – протест). С чем связана такая перемена чувств?

Да, нам действительно не нравится, когда нами начинают манипулировать.

Преподаватель психологии общения. Для воздействия на своих жертв манипуляторы используют целый ряд принципов, помогающих им добиться своего (демонстрируется слайд 7, внимание студентов обращается на кейс, стр. 4).

Основными принципами манипулирования являются: принцип последовательности, принцип благосклонности, принцип авторитета, принцип ориентации на других, принцип взаимного обмена, принцип дефицита времени. Рассмотрим их более подробно.

Принцип последовательности состоит в том, что одобряемая обществом модель поведения предписывает взрослому человеку быть основательным, ответственным, предсказуемым в своих поступках (слайд 8). Желание человека во всём быть или выглядеть в чужих глазах последовательным нередко заставляет его выполнять взятые на себя обязательства, даже если в его интересах поскорее расторгнуть невыгодный договор. Стремление быть последовательным в своих решениях и поступках вынуждает жертву манипуляции тащить на себе груз ранее опрометчиво взятых на себя обязательств (слайд 9).

Преподаватель психологии общения.

Особенно четко этот принцип отражен в народных пословицах и поговорках. Прочитайте внимательно приведенные на стр. 3 кейса пословицы. В какой из приведенных пословиц наиболее ярко выражается принцип последовательности? (Задание 1: слайд 10, стр. кейса 7).

Пословицы:

  1. Не садись не в свои сани.
  2. Назвался груздем полезай в кузов.
  3. Береги платье снову, а честь смолоду.
  4. Слово – серебро, молчанье – золото.
  5. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Следующий принцип - принцип благосклонности (слайд 11) использует человеческое свойство идти навстречу просьбам приятных, вызывающих расположение людей. Именно поэтому успешное общение предполагает дружелюбные интонации, а также обмен любезностями и комплиментами.

Преподаватель общей психологии. Задание 2 (слайд 12). Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Небесные ласточки». Подумайте, как этот принцип реализуется в поведении Денизы.

Многие из перечисленных принципов используются в комплексе. Это можно сказать и о двух последующих принципах манипулирования людьми.

Очень важен принцип авторитета (слайд 13). Традиции нашего общества диктуют, что старших нужно уважать, проявлять неповиновение считается недопустимым. Данный принцип манипуляции подразумевает, что человек с большей готовностью прислушается к мнению компетентного, влиятельного человека, пользующегося признанием в конкретной области. Поэтому не очень убедительные аргументы обычно подкрепляют ссылками на мнения знающих, уважаемых в обществе людей.

Преподаватель психологии общения. Одним из ведущих принципов манипулирования является принцип ориентации на других (слайд 14). Человеку свойственно подражать себе подобным. «Как все, так и я», «раз всем нравится, надо попробовать и мне» — такова логика тривиального мышления. Видя, что большинство людей поступает определённым образом (например, предпочитает какой-либо товар или услугу, выражает те или иные убеждения), человек принимает мнение большинства за верное и присоединяется к нему.

Задание 3 (слайд 15). Посмотрите фрагмент из фильма «12 стульев» и постарайтесь ответить на вопрос, опора на какие принципы помогает Остапу Бендеру получить заветный стул.

Принцип взаимного обмена, или иначе принцип признательности, заключается в использовании естественного стремления человека ответить добром на добро (слайд 16). Иными словами, придерживаясь правила «ты – мне, я – тебе», мы словно обеспечиваем благосклонное отношение к нашим просьбам и потребностям в будущем.

Преподаватель общей психологии. Задание 4 (слайд 17). Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Приключения Тома Сойера». (Если фрагмент использовать нет возможности, обращаемся к с. 7 кейса, на которой распечатан отрывок из книги М. Твена). Подумайте, как этот принцип реализуется в поведении Тома, что помогает Тому манипулировать другими мальчишками?

Принцип дефицита (слайд 18). Термин "дефицит" ведет свое происхождение от латинского deficit — недостает и означает недостаток, нехватку чего-либо. Мы обычно проникаемся любовью и стремлением к чему-либо, когда понимаем, что это может быть утрачено. Возникающая на глазах притягательность часто объясняется единственной причиной: что-то становится менее доступным. Очень часто можно наблюдать, как люди начинают ценить какой-либо предмет или взаимоотношения только тогда, когда рискуют этого лишиться.

Задание 5 (слайд 19). Постарайтесь придумать примеры, иллюстрирующие принцип дефицита. Маленькая подсказка: этот принцип часто используется в рекламе.

Преподаватель психологии общения. Но если манипулятивных принципов так много, есть ли возможность уберечься от них? Как противостоять манипуляторам? Что необходимо знать и делать, чтобы не стать жертвой манипуляции? (слайд 20, стр. кейса 6).

  1. Для защиты от манипуляторов прежде всего необходимо знать принципы и приемы, используемые манипуляторами, и хорошо ориентироваться в ситуации, в которую мы попали.
  2. Важно, чтобы мы знали самих себя: то есть, свои слабые стороны, которые могут вызвать у манипуляторов желание их использовать. Нужно помнить: если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие.
  3. Необходимо знать приемы контрманипулирования.

Более подробно с рекомендациями по предотвращению манипуляций вы познакомитесь немного попозднее с помощью материалов кейса, помещенных на стр. 6 и в приложении 3.

Если студенты предлагают стать манипул-ми самим, - слайд 36. Опасности манипуляций. Затем – вернуться к слайду 20 (гиперссылка сверху - цифры).

Преподаватель общей психологии. Прежде, чем мы начнем рассматривать приемы контрманипуляций, попробуем ответить на вопрос: Как вы думаете, кто может выступать в роли манипулятора более успешно?

Конечно же, это те люди, которые нас хорошо знают. Манипулятор, как опытный кукловод, знает, за какую «ниточку» нужно потянуть для того, чтобы заставить марионетку танцевать под его дудку. Манипулятор знает, на какие наши чувства нужно воздействовать, чтобы добиться нужного ему результата: одна ниточка, идущая от марионетки – одна «слабость». А кто знает нас лучше всех? В первую очередь, это близкие нам люди: родственники, друзья, знакомые. Недаром русская пословица гласит: «Кого люблю, того и бью». Часто именно близким людям мы говорим: «Я так люблю тебя, так неужели ты не сможешь сделать для меня такой пустяк?».

Преподаватель психологии общения. Пресечь манипуляции во взаимоотношениях с близкими людьми особенно трудно, так как близкому человеку сложнее сказать «нет» в ответ на его требование или просьбу.

Разобраться в сложных межличностных отношениях в семье, с друзьями помогает ролевая модель межличностных взаимоотношений, разработанная Стивеном Карптманом (слайд 21-22).

Стивен Карптман – психотерапевт, автор концепции драматического треугольника "Жертва-Спасатель-Преследователь", ученик Эриха Берна (слайд 23, страница кейса 5). Треугольник Стивена Карпмана - это модель, которая описывает схему позиций и смену ролей в случаях, когда люди играют в психологические игры вместо контакта, живого общения от разума к разуму, от сердца к сердцу. В основе треугольника три роли: Жертва, Спасатель и Преследователь.

Преподаватель общей психологии. По каким признакам можно узнать жертву? На этот вопрос вы можете ответить, посмотрев на следующий слайд (слайд 23). Жертва, как правило: испытывает жалость к себе; занимает пассивную позицию при решении проблемной ситуации («Я не виноват», «Это все они…»); ей свойственно чувство беспомощность и игнорирование собственных возможностей в разрешении сложной ситуации; стремится переложить ответственность за происходящее на другого (как правило, на Спасателя)

Преподаватель психологии общения.. По каким признакам можно узнать Преследователя? Преследователю свойственны: гнев; уверенность в том, что он имеет право надавить на жертву, игнорируя ее интересы; чувство превосходства над жертвой («С такими по-другому нельзя!»); игнорирование прав и потребностей другого человека (слайд 23).

Преподаватель общей психологии. Каковы особенности поведения Спасателя? Спасатель, как правило, ощущает: жалость к жертве; стремление оказать ей активную помощь и решить ее проблемы; чувство вины за проблемы жертвы; чувство страха за то, что его отказ помочь будет осужден или неправильно понят окружающими; игнорирование способности жертвы самостоятельно разрешить сложную ситуацию (слайд 23).

Преподаватель психологии общения Роли Преследователя, Жертвы и Спасателя очень подвижны. «Преследователь» преследует «Жертву», «Жертва» обращается за помощью к «Спасателю», после чего «Спасатель» нападает на «Преследователя», - и вот уже роли поменялись.

Далее возможны несколько вариантов развития, которые существуют как вместе, так и по отдельности: 1) бывший Преследователь (теперь «Жертва») тоже найдет себе «Спасателя» и все опять закрутится, вовлекая все новых участников; 2) бывшая Жертва начнет контролировать, требовать действий от своего «Спасателя» (становясь «Преследователем», а бывший «Спасатель» соответственно превращается в «Жертву») (слайд 24).

Все эти роли, таким образом, очень подвижны, динамичны. По ходу развития ситуации один и тот же человек более или менее последовательно может выполнять либо 2-е. либо – все 3-и возможные роли. Ролевую динамику в ситуациях манипулирования мы попытаемся рассмотреть и разыграть, используя описание ситуаций, вложенных в ваши кейсы.

Преподаватель общей психологии. Задание студентам (слайд 25). А сейчас мы попытаемся перейти о теории к практике.

Задание 6. Мы хотели бы, чтобы вы разделились на три группы: лучше всего, если за одним столом будут сидеть представители одной группы. Мы постарались предусмотреть это заранее. Обратите внимание на то, как стоят ваши столы: они образуют три группы. На столах группы 1 лежат кейсы красного цвета. В этих кейсах на странице 9 вы можете найти описание ситуации 1. На столах группы 2 лежат папки синего цвета с ситуацией 2. На столах с папками зеленого цвета лежат кейсы зеленого цвета с описанием 3-тьей ситуации. Т.о., вы уже разделены на три группы, каждая из которых будет выполнять одно и то же задание, но на разном материале.

Преподаватель психологии общения. Разыгрывание ситуаций по ролям (слайд 26).

Задание 7. Итак, каждая группа получила по одной ситуации, в которой представлены: Жертва; Преследователь; Спасатель. Вам необходимо: 1. Разыграть данные ситуации по ролям таким образом., чтобы четко было видно, кто в этой ситуации какую роль исполняет. 2. Проанализировать ситуацию по вопросам, помещенным в кейсе на странице 8.

План проигрывания ситуации:

  1. Жертва сталкивается с Преследователем.
  2. Жертва ищет Спасателя.
  3. Спасатель предлагает свой вариант решения проблемы.
  4. Участники Треугольника меняются ролями

Вопросы для анализа ситуации (слайд 27).

Вопросы для анализа ситуаций:

  1. Название ситуации.
  2. Стремление к удовлетворению каких потребностей побуждает каждого из участников ситуации выбирать себе ту или иную роль?
  3. На каких принципах манипулирования сознанием людей построена тактика Жертвы? – акцентировать внимание на этом вопросе!!!
  4. Хочет ли Жертва изменить ситуацию?
  5. Если да, то что она для этого предпринимает?
  6. Как изменяется ролевая динамика (распределение ролей) после того, как Жертва перекладывает свою проблему на плечи Спасателя? (Кто становится Жертвой? В кого превращается бывшая Жертва? Какую роль выполняют бывшие Преследователи).
  7. Какие ошибки, приведшие к перераспределению ролей, совершает Спасатель?
  8. Что необходимо сделать, чтобы не превратиться из Спасателя в Жертву?

Для определения ролей в каждой из ситуаций вам необходимо будет постоянно возвращаться к симптоматике этих ролей (см. страницу 5 кейса и слайд 23).

Также вам помогут материалы, помещенные в кейсе на стр. 6 и в приложении 3 и слады 28-31 презентации. На этих страницах даны конкретные советы и приведены примеры противостояния манипуляторам.

Преподаватель общей психологии поочередно с преподавателем психологии общения. Разыгрывание и анализ ситуаций студентами (ситуации представлены на слайдах 32, 33, 34).

Время на работу истекло. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Треугольник С. Карпмана мы изобразим с помощью трех обручей и флажков трех цветов. При разыгрывании ситуаций каждый из исполнителей ролей должен занять в «Треугольнике Карптмана свое место. Зеленый обруч и флажок предназначены для Жертвы, красный – для Преследователя, синий – для Спасателя. Как только роли меняются, исполнители ролей переходят в соответствующий их роли обруч и меняются флажками.

Представители групп поочередно выступают со своими ситуациями. Во время выступлений на экран поочередно проецируются слайды 32, 33, 34, описывающие ситуации 1, 2, 3.

Преподаватель психологии общения. Итак, мы завершили первую часть нашей практической работы, и мы хотим обратиться к исполнителям основных ролей со следующими вопросами:

Что вы испытывали при исполнении своей роли? Было ли вам комфортно в ней или вы испытали неприятные чувства? Была ли ваша роль стабильной?

Преподаватель общей психологии. Таким образом, мы увидели, насколько нестабильны роли, выполняемые людьми, заключенными в границы треугольника Стивена Карптмана, как дискомфортно они себя чувствуют в своих ролях (будь то Преследователь или Жертва, Жертва или Спасатель).

Каковы Ваши выводы по поводу только что увиденного и прочувствованного?

Преподаватель психологии общения. Мы с вами достаточно подробно проанализировали несколько ситуаций манипулирования, в которые может попасть каждый из нас. Но целью нашей работы является не вывод о том, что мир полон манипуляторов и жертв. Для нас гораздо важнее попытаться составить правила техники безопасности при общении с манипуляторами, следование которым поможет нам в будущем избежать неприятных ситуаций. Для этого мы продолжим работу с выбранными ситуациями.

Задание 8. Мы уже говорили о том, что в кейсах помещена информация о приемах защиты от манипулирования (см. слайд 37). Используя данные материалы, вы должны выполнить следующие задания. По выбору каждая из подгрупп выполнит один из двух вариантов задания:

1-вый вариант: разработать рекомендации для Жертвы, Преследователя и Спасателя, которые помогут им не перемещаться в пределах драматического треугольника С. Карптмана, а выйти за его пределы, то есть предложить: 1) как помочь потенциальной Жертве не стать Жертвой реальной; 2) как помочь Преследователю избавиться от клейма Преследователя; 3) что нужно делать Спасателю, чтобы избежать участи Жертвы?

Сделанные Вами рекомендации необходимо представить в виде кластера (схемы, таблицы, рисунка). По окончании работы готовые кластеры необходимо разложить на вот этом столе.

Преподаватель общей психологии. 2-ой вариант выполнения задания. Когда мы с вами перечисляли основные техники контрманипулирования, мы называли среди них заключение договора о распределении ответственности. Второй подгруппе предстоит разработать основные положения договора, заполнив бланк, помещенный в приложении 4 и на слайде 38. По окончании работы текст договора должен быть зачитан представителями каждой группы. На эту работу вам дается 7-10 минут.

Представление содержания кластеров или Договоров студентами каждой подгруппы. Кластеры вывешиваются на доске или стене кабинета, закрепляясь скотчем. Договоры зачитываются.

Преподаватель психологии общения. Итак, кто уже готов представить нашему вниманию свою работу? Есть ли вопросы и предложения к авторам кластера (договора)?

Отдельно анализируется работа каждой подгруппы.

IV. Заключение.

Рефлексия (слайд 39).

Преподаватель общей психологии. Итак, наш мастер-класс окончен. Нам хотелось бы выслушать ваше мнение о том, что вы только что видели, слышали и делали.

Мы просим вас заполнить листы рефлексии, помещенные в кейсах на стр. 2, слайд 39).

Преподаватель психологии общения. В заключении мы хотим поблагодарить всех участников и гостей мастер-класса и пожелать вам как можно реже попадать в ситуации, о которых сегодня шла речь и всегда выходить из них достойным образом! (слайд 40). Звучит песня Н. Королевой «По ниточке…»