Цель урока:
- создать общее представление об особенностях природы Южных материков,
- познакомить с географическим положением, назвать и показать основные формы рельефа, формировать у учащихся умения составлять комплексную характеристику Южных материков;
- содействовать развитию у школьников использовать научные методы познания, формировать умения выступать перед аудиторией, работать с географическими картами, развивать интерес к географии;
- воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, самостоятельность.
Оборудование:
диск с видеозаписями и слайдами; мультимедиа-проектор, раздаточный материал, тесты для индивидуальной и дифференцированной работы, атласы, учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы. Страны”. 7 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы и цели урока.
Самые счастливые люди путешественники. В наше время можно путешествовать, не выходя из дома. Для этого существуют книги, телевизор...
Всегда хочется посетить новые места.
Сегодня на уроке мы посетим Южные материки, познакомимся с общими особенностями географического положения, общими чертами рельефа.
Урок будет проходить в форме туристического круиза. Туристические фирмы предложат несколько вариантов удивительных путешествий по этим материкам.(Слайд №1)
Эпиграфом нашего урока будут слава М.В.Ломоносова. (Слайд №2)
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет...
II. Изучение нового материала.
1. Круиз по Австралии и Африки.
Учитель: Итак, представители туристической фирмы “Сафари”, предлагают совершить круиз по самым жарким и сухим материкам. (Слайд № 3)
Ученик 1: (На фоне слайда №4)
Она располагается под нами
Там очевидно ходят вверх ногами
Там на изнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады
Там в октябре, а не в июле лето
Там протекают реки без воды -
Они в пустыню пропадают где-то
Там в зарослях следы бескрылых птиц
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры
Там кролики страшней, чем наводненье.
Учитель: - Как вы уже поняли, речь пойдёт об Австралии.
(На фоне слайда №5)
Австралия как будто удалилась от континентов соседей, она полностью расположена в южном и восточном полушарии и в центре океанического полушария планеты. Почти посередине Австралию пересекает южный тропик. Северная часть лежит в жарком, а южная ‒ в умеренном поясах освещения.
(На фоне слайда № 6)
В рельефе Австралии четко выделяются различия в строении поверхности западной и восточной части материка. На западе преобладают равнины и не высокие плато, а на востоке расположены средневысотные складчато-глыбовые горы. В основании почти всего материка лежит древняя платформа сложенная кристаллическими породами.
Учитель: Представитель туристической фирмы “Сафари” расскажет нам о некоторых удивительных местах Австралии, которые могут посетить туристы.
Экскурсовод:(На фоне слайда № 7 - видео фрагмент)
Австралия это континент со снежными горами и самыми жаркими в мире пустынями, континент на котором есть, места, где не ступала нога человека. Это страна уникальной природы и уникальных людей – аборигенов сохраняющих свою культуру вот уже 40 тысяч лет. На территории Австралийского континента более 5% земель отведено под национальные парки, и их количество достигает полутора тысяч.
(На фоне слайда № 8)
Один из них парк Порт Кэмбелл, в котором находятся скалы Двенадцать Апостолов, это одно из самых живописных мест Австралии.
(На фоне слайда № 9 -видео)
Монолит Айерс-Рок, находится в 450 километрах от Алис-Спрингс. Гора считается священной у аборигенов, её стремится увидеть каждый турист.
Задание: Верно, расположите элементы градусной сетки и географические объекты, характеризующие географическое положение материка. (Учебное электронное издание. “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы. Страны”. 7 класс. Австралия -задание № 1)
Учитель: Послушайте фрагмент песни и скажите, на какой материк мы продолжим наше путешествие. (Фрагмент песни “Африка” – слайд № 10)
-На какой материк мы продолжим наше путешествие?
Ученик 2: (На фоне слайда № 11)
Велики её равнины и разломы.
Думаем, что вод в пустыне нет,
Но, оазис посреди пустынь зелёный
Вероятно, здесь родился первый человек
И среди болот, лесов великой Конго
Лишь, закрыв глаза, как в пору прежних лет,
Динозавр выйдет, солнцем озарённый.
Будем же беречь вечнозелёный рай,
Носорогов, антилоп, жирафов!
Остановим браконьеров, или знай,
Без животных мы останемся когда-то.
Пусть же радует тенёк изящных пальм
И богатая культура континента,
Обретя свободу, Африка, ты знай,
Человечество тебе обязано за это!
Учитель:(На фоне слайда № 12)
Африка второй по величине территории материк он протянулся с севера на юг почти на 8тысяч километров. Ширина Африки на севере 7,5 тысяч километров. Африка расположена целиком в восточном полушарии и почти посередине пересекается экватором.
(На фоне слайда № 13)
Не смотря на то что рельеф значительной части Африки плоский по преобладающим высотам, материк делят на низкую Африку – северная, западная, центральная и высокую Африку – восточная и южная. Граница между ними проходит с юго-запада на северо-восток. Низкая Африка имеет высоты непривышающие одной тысячи метров, здесь преобладают равнины и низкогорья. К высокой Африке относятся Эфиопское нагорье, Восточноафриканское плоскогорье, высокие плато и плоскогорья Южной Африки.
Учитель:Задание. Верно, расположите географические названия, характеризующие рельеф Африки. (Учебное электронное издание. “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы. Страны”. 7 класс. Африка задание № 1)
Африка богата водными ресурсами.
- Какая река Африки описана в этом стихотворении Н.Гумилёва?
Ученик 3: (На фоне слайда № 14)
“Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И, когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов,
Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чудо-моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста”.
Учитель: - О какой реке идёт речь?
(На фоне слайда № 15)
Нил ‒ одна из величайших по протяженности рек в мире.
Учитель: Что посетить на этом материке, посоветует экскурсовод.
Экскурсовод: (На фоне слайда № 16 - видео)
В Африке всего насчитывается 392 национальных парков и заповедников – это и Рувензори, и Нгоронгоро, и Серенгети, и Килиманджаро. Все парки отличаются необычной красотой природы и разнообразием животного мира.
(На фоне слайда № 17)
Кроме природы, в Африке можно увидеть и исторические памятники одно из “Семи чудес света” - египетские пирамиды в долине Фараонов.
2. Круиз по Антарктиде.
Учитель: Сейчас познакомимся с самым южным материком.
(На фоне слайда №18)
Материк почти целиком расположен в области, которая ограниченна южным полярным кругом. Антарктида удалена от других материков, самый близкий континент Южная Америка отделена от Антарктиды проливом Дрейка.
(На фоне слайда № 19)
У Антарктиды два рельефа. Рельеф ледника и подлёдный рельеф. В прибрежной полосе материка есть участки суши свободные ото льда эти каменистые пустыни называют Антарктическими оазисами.
Экскурсовод:( На фоне слайдов № 20-25)
Любителям острых ощущений туристическая фирма “Глобус” предлагает отдохнуть на ледовом континенте, который был открыт в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена. Полярные исследователи называли его ледяным, безмолвным, пустынным и загадочным материком. Зимой Антарктида погружается во мрак полярной ночи, а летом солнце освещает ледяную пустыню в полуночные часы. Этот материк самый высокий и холодный. На материке отсутствует постоянное население. Типичные представители пингвины и ластоногие. За последнее время Антарктиду посетило более 10 тысяч туристов. В первую очередь их привлекают пингвины, а также можно понежиться в горячих источниках.
Учитель: - Частью, какого материка была Антарктида? ( Частью Гондваны)
- Что обуславливает суровость природы материка? (То, что Антарктида располагается вокруг Южного полюса)
3. Круиз по Южной Америке.
Учитель: И последний материк, с которым мы сегодня познакомимся это Южная Америка.
Ученик 4:( На фоне слайда № 26)
Южная Америка – волшебная земля,
На много километров раскинулась она,
На востоке – равнины, на западе – горы
Есть там реки, озёра и море.
Учитель:(На фоне слайда № 27)
Южная Америка почти полностью изолирована от других континентов. С Северной Америкой материк соединяется через Панамский перешеек, береговая линия материка изрезана слабо. Вблизи материка лежит полоса океанических впадин с глубинами более 7 тысяч метров.
(На фоне слайда № 28)
Для Южной Америки характерны большие контрасты. В строении поверхности четко выделяются две части. Восточная часть – равнинная, а западная горная.
Учитель: Туристическая фирма под названием “Waterfall” (Слайд № 29), являющаяся конкурентом предыдущих фирм, предлагает путешествие по Южной Америке.(Слайд № 30)
Экскурсовод: (На фоне слайда № 31 - видео)
О существовании Южной Америки европейцам стало известно после плавания Христофора Колумба в 1498 году. По своим очертаниям материк напоминает вытянутый треугольник. Здесь протекает самая многоводная и большая по площади река всего земного шара – Амазонка и находится величайшая равнина мира – Амазонская низменность. Характерная черта материка наличие влажных экваториальных лесов. Путешествуя по материку, советуем вам посетить Амазонскую низменность, так как здесь можно увидеть разнообразный растительный и животный мир.
(На фоне слайда № 32)
На одном из притоков реки Ориноко – вашему взору откроется самый высокий водопад мира – Анхель высотой 1054 м.
(На фоне слайда № 33- 36)
Бразилия привлекает знаменитым карнавалом в Рио-де-Жанейро. Кроме того, в этом городе находятся известные пляжи Копакабана, Ипанема; статуя Христа на вершине вулкана Корковадо.
Учитель: Посетив Южную Америку, предлагаю вам выполнить задание. (Учебное электронное издание. “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы. Страны”. 7 класс. Южная Америка задание № 1)
III. Закрепление изученного материала.
Учитель: Совершив круиз и узнав особенности географического положения и рельефа южных материков, вам теперь необходимо отметить для себя самое важное и выполнить следующие задания.
1. Работа с атласами. Нахождение координат. (Слайд № 37)
Учитель: Что это за объекты, где они находятся, найдите их координаты.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | 4 ряд |
Водопад Анхель | влк. Килиманджаро | озеро Эйр | влк. Эребус |
2. Работа в парах. (Слайд № 38)
Учитель: У вас на столах лежат отдельные участки географической карты, ограниченные меридианами и параллелями. Определите, из какого полушария – Северного или Южного – они вырезаны, и каким материкам принадлежат.
Проверка:
- 1 – с. п. Африка и Евразия;
- 2 – с.п. Евразия;
- 3 – ю.п. Африка;
- 4 – ю.п. Австралия;
- 5 – ю.п. Австралия;
- 6 – ю.п. Африка;
- 7 – с.п. Африка и Евразия;
- 8 – с.п. Евразия.
3. Индивидуальная работа. Выполнение тестов. (Приложение 1)
Учитель: А сейчас выполните тестовое задание.
(Звучит музыка слайд №39)
IV. Домашнее задание.
- Пр. 21
- Творческое задание:
- Представьте, что вы организовали своё туристическое агентство. Вам нужно сделать рекламные буклеты для туристов. Провести их защиту.
- Написать о том, какой бы вы материк рекомендовали посетить и почему.
V. Итог урока.
1. На этом мы заканчиваем наше путешествие по Южным материкам. В экскурсии мы хотели показать не только знакомое, но и новое сокрытое. Послушайте стихотворение ученицы 10-го класса Джатдоевой Айчик.
Через экватор, полюса.
Через моря, через леса.
Мы долго к своей цели шли.
Весь шар земной мы обошли.
И в путешествии своём
Ещё раз убедились в том.
Как красива наша Земля,
Как справедливы слова:
“На свете много красоты.
Прекрасных гор и рек
Так не сиди же дома ты,
Великий человек.
Путешествуй, познавай
Все прелести пути,
О новых землях узнавай.
Смелей вперёд иди”...
2. Выставление оценок.
Спасибо. Урок окончен (Дети выходят. Звучит музыка слайд № 40)
Используемая литература.