Урок-путешествие "Знакомство с Южными материками"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (141 МБ)


Цель урока:

  • создать общее представление об особенностях природы Южных материков,
  • познакомить с географическим положением, назвать и показать основные формы рельефа, формировать у учащихся умения составлять комплексную характеристику Южных материков;
  • содействовать развитию у школьников использовать научные методы познания, формировать умения выступать перед аудиторией, работать с географическими картами, развивать интерес к географии;
  • воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, самостоятельность.

Оборудование:

диск с видеозаписями и слайдами; мультимедиа-проектор, раздаточный материал, тесты для индивидуальной и дифференцированной работы, атласы, учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы. Страны”. 7 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Сообщение темы и цели урока.

Самые счастливые люди путешественники. В наше время можно путешествовать, не выходя из дома. Для этого существуют книги, телевизор...

Всегда хочется посетить новые места.

Сегодня на уроке мы посетим Южные материки, познакомимся с общими особенностями географического положения, общими чертами рельефа.

Урок будет проходить в форме туристического круиза. Туристические фирмы предложат несколько вариантов удивительных путешествий по этим материкам.(Слайд №1)

Эпиграфом нашего урока будут слава М.В.Ломоносова. (Слайд №2)

Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет...

II. Изучение нового материала.

1. Круиз по Австралии и Африки.

Учитель: Итак, представители туристической фирмы “Сафари”, предлагают совершить круиз по самым жарким и сухим материкам. (Слайд № 3)

Ученик 1: (На фоне слайда №4)

Она располагается под нами
Там очевидно ходят вверх ногами
Там на изнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады
Там в октябре, а не в июле лето
Там протекают реки без воды -
Они в пустыню пропадают где-то
Там в зарослях следы бескрылых птиц
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры
Там кролики страшней, чем наводненье.

Учитель: - Как вы уже поняли, речь пойдёт об Австралии.

(На фоне слайда №5)

Австралия как будто удалилась от континентов соседей, она полностью расположена в южном и восточном полушарии и в центре океанического полушария планеты. Почти посередине Австралию пересекает южный тропик. Северная часть лежит в жарком, а южная ‒ в умеренном поясах освещения.

(На фоне слайда № 6)

В рельефе Австралии четко выделяются различия в строении поверхности западной и восточной части материка. На западе преобладают равнины и не высокие плато, а на востоке расположены средневысотные складчато-глыбовые горы. В основании почти всего материка лежит древняя платформа сложенная кристаллическими породами.

Учитель: Представитель туристической фирмы “Сафари” расскажет нам о некоторых удивительных местах Австралии, которые могут посетить туристы.

Экскурсовод:(На фоне слайда № 7 - видео фрагмент)

Австралия это континент со снежными горами и самыми жаркими в мире пустынями, континент на котором есть, места, где не ступала нога человека. Это страна уникальной природы и уникальных людей – аборигенов сохраняющих свою культуру вот уже 40 тысяч лет. На территории Австралийского континента более 5% земель отведено под национальные парки, и их количество достигает полутора тысяч.

(На фоне слайда № 8)

Один из них парк Порт Кэмбелл, в котором находятся скалы Двенадцать Апостолов, это одно из самых живописных мест Австралии.

(На фоне слайда № 9 -видео)

Монолит Айерс-Рок, находится в 450 километрах от Алис-Спрингс. Гора считается священной у аборигенов, её стремится увидеть каждый турист.

Задание: Верно, расположите элементы градусной сетки и географические объекты, характеризующие географическое положение материка. (Учебное электронное издание. “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы. Страны”. 7 класс. Австралия -задание № 1)

Учитель: Послушайте фрагмент песни и скажите, на какой материк мы продолжим наше путешествие. (Фрагмент песни “Африка” – слайд № 10)

-На какой материк мы продолжим наше путешествие?

Ученик 2: (На фоне слайда № 11)

Велики её равнины и разломы.
Думаем, что вод в пустыне нет,
Но, оазис посреди пустынь зелёный
Вероятно, здесь родился первый человек
И среди болот, лесов великой Конго
Лишь, закрыв глаза, как в пору прежних лет,
Динозавр выйдет, солнцем озарённый.
Будем же беречь вечнозелёный рай,
Носорогов, антилоп, жирафов!
Остановим браконьеров, или знай,
Без животных мы останемся когда-то.
Пусть же радует тенёк изящных пальм
И богатая культура континента,
Обретя свободу, Африка, ты знай,
Человечество тебе обязано за это!

Учитель:(На фоне слайда № 12)

Африка второй по величине территории материк он протянулся с севера на юг почти на 8тысяч километров. Ширина Африки на севере 7,5 тысяч километров. Африка расположена целиком в восточном полушарии и почти посередине пересекается экватором.

(На фоне слайда № 13)

Не смотря на то что рельеф значительной части Африки плоский по преобладающим высотам, материк делят на низкую Африку – северная, западная, центральная и высокую Африку – восточная и южная. Граница между ними проходит с юго-запада на северо-восток. Низкая Африка имеет высоты непривышающие одной тысячи метров, здесь преобладают равнины и низкогорья. К высокой Африке относятся Эфиопское нагорье, Восточноафриканское плоскогорье, высокие плато и плоскогорья Южной Африки.

Учитель:Задание. Верно, расположите географические названия, характеризующие рельеф Африки. (Учебное электронное издание. “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы. Страны”. 7 класс. Африка задание № 1)

Африка богата водными ресурсами.

- Какая река Африки описана в этом стихотворении Н.Гумилёва?

Ученик 3: (На фоне слайда № 14)

“Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И, когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов,
Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чудо-моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста”.

Учитель: - О какой реке идёт речь?

(На фоне слайда № 15)

Нил ‒ одна из величайших по протяженности рек в мире.

Учитель: Что посетить на этом материке, посоветует экскурсовод.

Экскурсовод: (На фоне слайда № 16 - видео)

В Африке всего насчитывается 392 национальных парков и заповедников – это и Рувензори, и Нгоронгоро, и Серенгети, и Килиманджаро. Все парки отличаются необычной красотой природы и разнообразием животного мира.

(На фоне слайда № 17)

Кроме природы, в Африке можно увидеть и исторические памятники одно из “Семи чудес света” - египетские пирамиды в долине Фараонов.

2. Круиз по Антарктиде.

Учитель: Сейчас познакомимся с самым южным материком.

(На фоне слайда №18)

Материк почти целиком расположен в области, которая ограниченна южным полярным кругом. Антарктида удалена от других материков, самый близкий континент Южная Америка отделена от Антарктиды проливом Дрейка.

(На фоне слайда № 19)

У Антарктиды два рельефа. Рельеф ледника и подлёдный рельеф. В прибрежной полосе материка есть участки суши свободные ото льда эти каменистые пустыни называют Антарктическими оазисами.

Экскурсовод:( На фоне слайдов № 20-25)

Любителям острых ощущений туристическая фирма “Глобус” предлагает отдохнуть на ледовом континенте, который был открыт в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена. Полярные исследователи называли его ледяным, безмолвным, пустынным и загадочным материком. Зимой Антарктида погружается во мрак полярной ночи, а летом солнце освещает ледяную пустыню в полуночные часы. Этот материк самый высокий и холодный. На материке отсутствует постоянное население. Типичные представители пингвины и ластоногие. За последнее время Антарктиду посетило более 10 тысяч туристов. В первую очередь их привлекают пингвины, а также можно понежиться в горячих источниках.

Учитель: - Частью, какого материка была Антарктида? ( Частью Гондваны)

- Что обуславливает суровость природы материка? (То, что Антарктида располагается вокруг Южного полюса)

3. Круиз по Южной Америке.

Учитель: И последний материк, с которым мы сегодня познакомимся это Южная Америка.

Ученик 4:( На фоне слайда № 26)

Южная Америка – волшебная земля,
На много километров раскинулась она,
На востоке – равнины, на западе – горы
Есть там реки, озёра и море.

Учитель:(На фоне слайда № 27)

Южная Америка почти полностью изолирована от других континентов. С Северной Америкой материк соединяется через Панамский перешеек, береговая линия материка изрезана слабо. Вблизи материка лежит полоса океанических впадин с глубинами более 7 тысяч метров.

(На фоне слайда № 28)

Для Южной Америки характерны большие контрасты. В строении поверхности четко выделяются две части. Восточная часть – равнинная, а западная горная.

Учитель: Туристическая фирма под названием “Waterfall” (Слайд № 29), являющаяся конкурентом предыдущих фирм, предлагает путешествие по Южной Америке.(Слайд № 30)

Экскурсовод: (На фоне слайда № 31 - видео)

О существовании Южной Америки европейцам стало известно после плавания Христофора Колумба в 1498 году. По своим очертаниям материк напоминает вытянутый треугольник. Здесь протекает самая многоводная и большая по площади река всего земного шара – Амазонка и находится величайшая равнина мира – Амазонская низменность. Характерная черта материка наличие влажных экваториальных лесов. Путешествуя по материку, советуем вам посетить Амазонскую низменность, так как здесь можно увидеть разнообразный растительный и животный мир.

(На фоне слайда № 32)

На одном из притоков реки Ориноко – вашему взору откроется самый высокий водопад мира – Анхель высотой 1054 м.

(На фоне слайда № 33- 36)

Бразилия привлекает знаменитым карнавалом в Рио-де-Жанейро. Кроме того, в этом городе находятся известные пляжи Копакабана, Ипанема; статуя Христа на вершине вулкана Корковадо.

Учитель: Посетив Южную Америку, предлагаю вам выполнить задание. (Учебное электронное издание. “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы. Страны”. 7 класс. Южная Америка задание № 1)

III. Закрепление изученного материала.

Учитель: Совершив круиз и узнав особенности географического положения и рельефа южных материков, вам теперь необходимо отметить для себя самое важное и выполнить следующие задания.

1. Работа с атласами. Нахождение координат. (Слайд № 37)

Учитель: Что это за объекты, где они находятся, найдите их координаты.

1 ряд 2 ряд 3 ряд 4 ряд
Водопад Анхель влк. Килиманджаро озеро Эйр влк. Эребус

2. Работа в парах. (Слайд № 38)

Учитель: У вас на столах лежат отдельные участки географической карты, ограниченные меридианами и параллелями. Определите, из какого полушария – Северного или Южного – они вырезаны, и каким материкам принадлежат.

Проверка:

  • 1 – с. п. Африка и Евразия;
  • 2 – с.п. Евразия;
  • 3 – ю.п. Африка;
  • 4 – ю.п. Австралия;
  • 5 – ю.п. Австралия;
  • 6 – ю.п. Африка;
  • 7 – с.п. Африка и Евразия;
  • 8 – с.п. Евразия.

3. Индивидуальная работа. Выполнение тестов. (Приложение 1)

Учитель: А сейчас выполните тестовое задание.

(Звучит музыка слайд №39)

IV. Домашнее задание.

  1. Пр. 21
  2. Творческое задание:
    1. Представьте, что вы организовали своё туристическое агентство. Вам нужно сделать рекламные буклеты для туристов. Провести их защиту.
    2. Написать о том, какой бы вы материк рекомендовали посетить и почему.

V. Итог урока.

1. На этом мы заканчиваем наше путешествие по Южным материкам. В экскурсии мы хотели показать не только знакомое, но и новое сокрытое. Послушайте стихотворение ученицы 10-го класса Джатдоевой Айчик.

    Через экватор, полюса.
    Через моря, через леса.
    Мы долго к своей цели шли.
    Весь шар земной мы обошли.
    И в путешествии своём
    Ещё раз убедились в том.
    Как красива наша Земля,
    Как справедливы слова:
    “На свете много красоты.
    Прекрасных гор и рек
    Так не сиди же дома ты,
    Великий человек.
    Путешествуй, познавай
    Все прелести пути,
    О новых землях узнавай.
    Смелей вперёд иди”...

2. Выставление оценок.

Спасибо. Урок окончен  (Дети выходят. Звучит музыка слайд № 40)

Используемая литература.

  1. Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс. М.: ВАКО, 2012г.
  2. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А.Коринской, И.В.Душиной, В.А.Щенева / авт.-сост. И.И.Нагорная. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. 7 класс.
  4. Образовательная коллекция 6-10 классы. География. Библиотека наглядных пособий.
  5. ВВС. Австралия.
  6. Туристический путеводитель.
  7. www.turlocman.ru
  8. www.ecosystema.ru