Тип урока: урок закрепления, обобщения и совершенствования знаний с применением компьютерных технологий.
Вид урока: космическое путешествие
Цели:
- Образовательная: обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.
- Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, памяти, внимания, логического мышления. Обобщить и систематизировать знания путём создания условий для интеллектуального развития личности ребёнка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу, интерес к предмету.
Задачи:
1. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.
2. Проверить усвоение учебного материала, применяя фронтальную, групповую и индивидуально-дифференциальную формы работы
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карта учёта полёта.
Техническое обеспечение: Интерактивная доска модели InterWriter, мультимедийный проектор, программы OO Writer, OO Calc.
Для проведения урока необходимо:
- запустить интерактивный режим работы доски;
- открыть файл Приложение1.gwb
- на компьютеры учеников скопировать файл Приложение2.ods
- открыть презентацию, файл Презентация.odp
- далее следовать плану урока.
План урока
Ребята, тема нашего урока: “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”. Но проходить он будет в необычной форме. Наш урок будет проходить в форме космического путешествия.
А отправимся в этот полёт мы вот на этом космическом корабле.
Знаменитый лётчик Валерий Павлович Чкалов сказал: “Полёт – это математика”. Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Я желаю вам интересного путешествия и удачного приземления, а для этого вы ...
Что должны знать? 1. Понятие модуля Понятие противоположных чисел. 2. Правила: - сложения отрицательных чисел; - сложения чисел с разными знаками; - вычитания положительных и отрицательных чисел; - действий с обыкновенными дробями; - сравнения чисел. |
Что должны уметь? 1. Грамотно формулировать правила на сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел. 2. Решать примеры на использование данных правил. 3. Видеть рациональные пути решения. 4. Внимательно, аккуратно оформлять решение заданий. |
Думаю вы все готовы к полёту. Удачи вам ребята! Ни пуха, ни пера!
этап.
Я уже говорила, что в полёт вы отправитесь вот на этом космическом корабле. Но прежде всего вы должны пройти “допуск” к полёту. Первый этап нашего полёта называется “Зачисление в члены экипажа корабля”. Для этого вам нужно ответить на вопросы, которые напечатаны на красных карточках и лежат у каждого на парте.
1. Чему равен модуль положительного числа? Отрицательного числа? Нуля?
2. Какие числа называются противоположными? Приведите примеры.
3. Как сложить два отрицательных числа?
4. Как сложить числа с разными знаками?
5. Чему равна сумма двух противоположных чисел?
6. Сформулируйте переместительный закон сложения?
7. Как сравнить два отрицательных числа?
За каждый правильный ответ в карточку учёта в 1 колонку ставите 1 балл, которая тоже находится на парте, нет 0 баллов.
Все справились с заданием у всех имеется необходимый запас теоретических знаний и все зачислены в члены экипажа.
II. этап.
А сейчас мы узнаем на какую планету совершим путешествие. Для этого вы должны будете выполнить следующее задание.
Вы видите записанные примеры нужно к каждому примеру найти и перетащить правильный ответ. Но будьте внимательны, т. к. кроме правильных ответов есть и неправильные!
Если всё будет сделано правильно, то мы сможем прочитать название планеты.
1. - 22 + 35 = 2. - 3,7 + 2,8 = 3. 1,5 + (- 6,3) = 4. 8,2 + (-8,2) = 5. 22 – 27 = 6. -14 + 8 = 7. 19 + (- 2) = 8. – 27 + (- 3) = 9. -35 + (- 9) = 10. -1,6 + (- 4,7) = 11. -2,5 + (-3,6) = |
|
Итак мы с вами отправляемся на планету “Марс”.
В средствах массовой информации в последние годы много говорится о готовящемся полете человека на Марс. Мы сегодня тоже совершим полет на Марс, в этом нам поможет математика. Слайды о Марсе
III. этап. Следующий этап называется “Заполни карту готовности”. Для этого вам нужно решить интерактивный тест на компьютере.
1. Выполни сложение: (-3,9 + 3,9) + (- 8,2)
а) -5,6 б) – 8,2 в) -6,6 г) другой ответ
2. Реши уравнение : x – 8 = - 5
а) 2 б) 3 в) -13 г) другой ответ
3. Выполни действия: (4,8 – 10,8) + 2,7
а) -8,7 б) – 4,1 в) 4,1 г) другой ответ
4. Найдите значение выражения: - 0,75 + 3,87 – 3,99 + 0,75
а) 0,12 б) – 12 в) – 0,12 г) другой ответ
5. Найдите длину отрезка АВ, если А (- 10), В (- 6)
а) 4 б) 16 в) -16 г) – 4
За каждый правильный ответ 1 балл. Выставление баллов в карточку учёта.
Динамическая пауза.
Учитель: Любая работа требует перерыва! Выполним восстановительные упражнения:
Сложите руки в замок и положите их на затылок. Отклоните голову назад, слегка сопротивляясь замком рук.
Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти. Повторите 3 раза.
Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трёх, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти. Повторите три раза.
IV. Пятый этап путешествия называется “Посадка разрешается”
Для совершения посадки на планете Марс нужно найти ошибки, которые допущены при нахождении значения выражений.
– 37 +25 + (- 18) = 30 ( - 30)
6,8 + (- 9,5) +1,4 = 17,7 (- 1,3)
– 7,2 + (-3,5) +10,6 = - 0,1 (0,1)
-3,2 + (-2,9) + (- 8,5) = 2,4 (-14,6)
“Посадка разрешается”
V. Следующий этап “Высадка на Марс”
Марсиане приглашают ваш экипаж в кафе “Олимп” на обед из 4-х блюд. Как вы думаете, почему он так называется? Показывается слайд вулкана Олимп.
Работать вы будете в парах. Каждая пара получит меню из 4 блюд. Вы можете выбрать любые три блюда. Каждое блюдо имеет свою цену. Вы сами выбираете какие примеры вы будете решать:
- Сравните значение выражение: 3,87 + (- 2,63) и 5,29 + ( - 3,59) (1 балл)
- Вычислите: 5,4 + (-3,7) + (- 4,2) (1балл)
- Решите уравнение: 3,7 – X = -2,3 (2 бала)
- Замените * знаком “+” или “-”, так, чтобы было верное равенство: - 6,1 * (- 2,3) * 3,8 = 0 (4 балла)
Проверка самостоятельной работы по образцу (меняются пары заданиями)
А сейчас марсиане приглашают вас на прогулку в долины “Маринера”.
Но во время прогулки на склоне каньона “Кандор” мы увидели записи математических терминов, но от времени некоторые буквы плохо видны, а марсиане не могут восстановить записи. Давайте им поможем
- Разн.....сть
- Ум.....ньшаемое
- Выч.....таемое
- Выч....сть
- .....тнять
- Су....ма
- .....трицательное ч...сло
- Сл....гаемое
- П....ол.....жительное ч...сло
- К....рдинатная прямая
По очереди выходят к доске и вставляют пропущенные буквы
Этап “Возвращение на землю”
Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться. “В гостях хорошо, а дома лучше”. Для этого вы по ступенькам лестницы должны совершить посадку на космический корабль. Выходите по очереди к доске вместо * поставить знак “+” или “-”, чтоб получилось верное равенство
- (* 10) + ( * 5) = - 5
- (* 8) + ( * 9) = 1
- (* 10) + ( * 10) = - 20
- (* 30) + ( * 10) = 40
- (* 5) + ( * 5) = 0
- (* 15) + ( * 2) = - 13
- (* 20) + ( * 15) = 5
VII. Последний этап “Разбор полётов”
Вам нужно подсчитать по карточкам учёта количество баллов и выставить оценку за урок.
- 7 баллов – “ 3 ”
- 8 -10 баллов – “ 4 ”
- 11 баллов и выше – “ 5 ”
Домашнее задание:
Задача № 1
Среднее расстояние от Марса до Солнца составляет - 35, 5 - (- 263, 5) млн. км (228 млн. км)
Задача № 2
Период обращения вокруг Солнца равен 541,36 - (- 145,64) земным суткам. (687 земным суткам)
Задача № 3
Экваториальный радиус равен (101 - 605,3) + 3901,2 км (3396,9 км)
Задача № 4
Найди минимальное расстояние от Марса до Земли (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом)
Для этого реши уравнение: 20 - X = - 35,75. Ответ запиши в млн. км. ( 55,75 млн км)
Задача № 5
Найди максимальное расстояние от Марса до Земли (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом)
Для этого реши уравнение: 10x - 9x + (- 120) = 281. Ответ запиши в млн. км. ( 401млн. км)
Рефлексия: Мне хочется, чтобы вы поделились впечатлениями о сегодняшнем уроке. А для этого я вам расскажу одну притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”. И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”.
- Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек, поднимают синие квадратики.
- Кто работал добросовестно, поднимают зеленые квадратики.
- Кто принимал участие в строительстве храма “Знаний”, поднимают красные квадратики.
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Карточка учета
Название этапа | Количество баллов |
Зачисление в члены экипажа корабля | |
Название планеты | |
Заполнение карты готовности | |
Посадка разрешается | |
Обед в кафе “Олимп” | |
Посещение долины “Маринер” | |
Возвращение на Землю | |
Разбор полёта | |
Всего: |
1. Чему равен модуль положительного числа? Отрицательного числа? Нуля?
2. Какие числа называются противоположными? Приведите примеры.
3. Как сложить два отрицательных числа?
4. Как сложить числа с разными знаками?
5. Чему равна сумма двух противоположных чисел?
6. Сформулируйте переместительный закон сложения?
7. Как сравнить два отрицательных числа?
Домашнее задание:
Задача № 1
Среднее расстояние от Марса до Солнца составляет - 35, 5 - (- 263, 5) млн. км
Задача № 2
Период обращения вокруг Солнца равен 541,36 - (- 145,64) земным суткам.
Задача № 3
Экваториальный радиус равен (101 - 605,3) + 3901,2 км
Задача № 4
Найди минимальное расстояние от Марса до Земли (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом)
Для этого реши уравнение: 20 - X = - 35,75. Ответ запиши в млн. км.
Задача № 5
Найди максимальное расстояние от Марса до Земли (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом)
Для этого реши уравнение: 10x - 9x + (- 120) = 281. Ответ запиши в млн. км.
Домашнее задание:
Задача № 1
Среднее расстояние от Марса до Солнца составляет - 35, 5 - (- 263, 5) млн. км
Задача № 2
Период обращения вокруг Солнца равен 541,36 - (- 145,64) земным суткам.
Задача № 3
Экваториальный радиус равен (101 - 605,3) + 3901,2 км
Задача № 4
Найди минимальное расстояние от Марса до Земли (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом)
Для этого реши уравнение: 20 - X = - 35,75. Ответ запиши в млн. км.
Задача № 5
Найди максимальное расстояние от Марса до Земли (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом)
Для этого реши уравнение: 10x - 9x + (- 120) = 281. Ответ запиши в млн. км.
1. Минимальное расстояние от Марса до Земли составляет 55,75 млн км (когда Земля находится точно между Солнцем и Марсом)
2. Максимальное расстояние от Марса до Земли — около 401млн. км (когда Солнце находится точно между Землёй и Марсом)
3. Среднее расстояние от Марса до Солнца составляет 228 млн. км.
4. Период обращения вокруг Солнца равен 687 земным суткам
5. Экваториальный радиус – 3396,9 км
“Посадка разрешается”
Найти ошибки, которые допущены при нахождении значения выражений.
1. – 37 +25 + (- 18) = 30
2. 6,8 + (- 9,5) +1,4 = 17,7
3. – 7,2 + (-3,5) +10,6 = - 0,1
4. -3,2 + (-2,9) + (- 8,5) = 2,4
------------------------------------------------------------------------------------
“Посадка разрешается”
Найти ошибки, которые допущены при нахождении значения выражений.
1. – 37 +25 + (- 18) = 30
2. 6,8 + (- 9,5) +1,4 = 17,7
3. – 7,2 + (-3,5) +10,6 = - 0,1
4. -3,2 + (-2,9) + (- 8,5) = 2,4
-------------------------------------------------------------------------------------
“Посадка разрешается”
Найти ошибки, которые допущены при нахождении значения выражений.
1. – 37 +25 + (- 18) = 30
2. 6,8 + (- 9,5) +1,4 = 17,7
3. – 7,2 + (-3,5) +10,6 = - 0,1
-3,2 + (-2,9) + (- 8,5) = 2,4
Кафе “ОЛИМП”
МЕНЮ
№1. Сравните значение выражение: 3,87 + (- 2,63) и 5,29 + ( - 3,59) (1 балл)
№ 2. Вычислите: 5,4 + (-3,7) + (- 4,2) (1 балл)
№3. Решите уравнение: 3,7 – X = - 2,3 (2 бала)
№4. Замените * знаком “+” или “- так, чтобы было верное равенство:
- 6,1 * (- 2,3) * 3,8 = 0 (4 балла)