Предметные цели:
- Закрепить представление о сложении как объединении совокупностей предметов, умение записывать сложение с помощью знака “+”, название компонентов при сложении.
- Познакомить с переместительным свойством сложения.
- Закрепить состав числа 7.
Познавательные:
- Развивать речь, логическое мышление, память, внимание, познавательные интересы.
- “Читать” и объяснять информацию, заданную с помощью рисунка.
Коммуникативные:
- Воспринимать одноклассников как членов одной команды.
- Принимать участие в обсуждениях.
Регулятивные:
- Понимать цель задания, выполнять задание, корректировать.
- Участвовать в оценке полученного общего результата.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
(Слайд №1, урок математики в 1 классе, фото детей)
- Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришло много гостей: учителя, завучи, родители. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.
- Нашим гостям, очень хочется посмотреть какие вы умницы и молодцы. Давайте покажем, как мы умеем работать на уроке математике.
2. Актуализация знаний.
Классификация предметов.
- К нам сегодня спешит еще один гость. Давайте попробуем отгадать кто это?
Этот мальчик очень любит не только своих родителей, но и животных, поэтому он уехал жить в деревню со своими друзьями...Подсказка. Его друзья: кот Матроскин и пес Шарик.
Как же зовут нашего героя? Может кто-то подскажет как называется произведение и кто его автор?
(“Дядя Федор, пес и кот” - произведение, “Трое из Простоквашино” - мультфильм
(Слайд №2, дядя Федор, фото Э. Успенского)
- Итак, дядя Федор со своими друзьями поехали в деревню.
(Слайд № 3, д. Федор со своими друзьями уезжают в деревню)
Около деревни росли чудесные растения. Назовите их.
(Слайд № 4, с растениями)
- Давайте посчитаем растения.
- Скажите, при счете числа шли в порядке возрастания или убывания?
- На сколько увеличивалось каждое следующее число?
- Давайте посчитаем обратно.
- А теперь, мы называли числа, в каком порядке?
- На сколько уменьшалось каждое следующее число?
Вывод:
При счете чисел слева направо числа увеличиваются на 1, а справа налево – уменьшаются на 1.
- Что объединяет эту группу предметов?
- Как вы думаете, это целое или часть?
- Разбейте на части. На какие группы можно разбить?
- Давайте, сравним эти группы.
- Как можно сравнить две группы фигур?
- Сколько цветов? Сколько деревьев?
- Какое неравенство мы можем записать?
- Запишите и прочитайте неравенство. 6 4
Вывод: - Что такое неравенство?
Игра “Внимание”.
(Слайд № 5, дом д. Федора)
- Вот дом, в котором живет дядя Федор с котом Матроскиным и собакой Шариком. Он вам нравится? Какие геометрические фигуры вы видите?
- Сколько их?
- 7 – это целое или часть?
- На какие группы можно разбить фигуры в домике?
(По размеру – маленькие и большие: 6 и 1;
- по форме – круги и квадраты: 5 и 2;
- по цвету – желтые и красные: 4 и 3)
Вывод:
- 6 и 1
- 5 и 2
- 4 и 3 - это части, какого числа?
- Что интересного вы заметили? Продолжите ряд.
- А вот домик почтальона Печкина. Равны ли фигуры в домиках?
(Слайд № 6, дом д. Ф. и почтальона Печкина)
Найди закономерность.
(Слайд № 7, гирлянда с елочкой)
– Незаметно пролетело время, и наступила зима. А с наступлением зимы все ребята, зверята, взрослые и дети ждут, не дождутся такого замечательного праздника как ... “Новый год”. Все его любят за то, что на новый год принято получать и дарить подарки.
(Слайд № 7, наши друзья с елочкой)
- Давайте мы нашим друзьям тоже приготовим подарок и подарим чудесную гирлянду.
(Слайд № 8, гирлянда и мигающая елочка)
- Какая закономерность в ней спрятана? (От фигуры к фигуре изменяются два признака.)
- Продолжите гирлянду на три фигуры, тогда наша гирлянда зажжется.
Вывод: – Сколько признаков менялись каждый раз от фигуры к фигуре?
3. Постановка учебной задачи.
Яркое пятно.
– На новый год принято не только дарить подарки, но и накрывать на стол.
- Друзья пошли в магазин за продуктами. Матроскин и Шарик купили молоко и косточку. Все продукты положили в пакет. Дядя Федор купил шоколадку и положил в свой пакет. Для удобства все продукты переложили в одну сумку.
(Слайд № 9, один пакет с косточкой и молоком, другой с шоколадкой, третий со всеми предметами)
- Как иначе можно назвать выполненное действие?
Вывод: - Что значит сложить? (Положить все фигуры вместе, объединить их, ссыпать.)
- В новогоднюю ночь принято приглашать друзей. Наши друзья решили пригласить ...Угадайте!
Кто доброй сказкой входит в дом,
Кто с детства каждому знаком,
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет?
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
(Слайд № 10, Буратино, Мальвина учит Буратино)
- А кто был учительницей Буратино?
- Мальвина попросила Буратино сложить содержимое в мешочках, а он не знает, что надо делать.
Поможем ему, ребята?
Работа с геометрическим лото.
- Положите в один маленький мешок два синих круга, а в другой один красный.
- Сложите фигуры в большой мешок вместе. Что значит сложить? (Пересыпать все фигуры в большой мешок.)
(Слайд № 11 с кругами)
- Какое действие мы с вами выполнили?
- Как записать действие сложения на математическом языке? При помощи какого знака?
- Как называется то, что мы получили в результате сложения? (Сумма – результат, значение суммы, целое)
- Как получить целое?
- Давайте вспомним, какие части у нас были? Какие фигуры были в наших мешках вначале?
- Разложите круги в маленькие мешочки, как было раньше.
- Как называются части по другому?
- Назовите первое слагаемое, второе.
- Чему равно первое слагаемое? - 2
- Второе ? - 1
- Составьте выражение. 2 + 1
- Превратите это выражение в равенство. 2 + 1 = 3
- Чему равен результат сложения? 3 А как по-другому можно назвать результат сложения? (Сумма, целое)
Вывод : - Как называются компоненты при сложении?
Физкультминутка.
Первое слагаемое – 3 хлопка, второе – 2 притопа. Чему равна сумма?
Первое слагаемое – 2 раза прыгнуть, второе – поднять руки вверх. Чему равна сумма?
Первое слагаемое – 4 щелчка, второе – 2 хлопка. Чему равна сумма?
Проблема.
- Наш Буратино сильно расстроился, из-за того, что он все перепутал. Положил два синих кружочка во второй мешочек, а красный – в первый. Как же ему помочь? (Предположения детей.)
(Слайд № 12, с кругами)
4. “Открытие” нового знания.
Решение проблемы.
- Давайте переложим содержимое первого мешочка - два синих круга, во второй мешочек, а красный круг – в первый.
- Что мы сделали с фигурами? (Поменяли их местами, переставили.)
- Назовите первое слагаемое, 1 красный круг
- Второе – 2 синих круга.
- Составьте выражение 1 + 2
- Чему равна сумма-результат?1 + 2 = 3
- Что интересного вы заметили? ( Что сумма не изменилась.)
- Какое открытие мы с вами сделали? (Если поменять местами слагаемые, то сумма не изменится.)
Сообщение темы и цели урока.
- Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали очень важное открытие... от перестановки слагаемых сумма не меняется Мы познакомимся с переместительным свойством сложения.
- Тема нашего урока: Переместительное свойство сложения.
(Слайд № 13, тема урока)
- Цель урока: Познакомиться с переместительным свойством сложения, уметь пользоваться этим свойством.
- Сравните эти равенства: 2 + 1 =3, 1 +2 = 3. Что вы заметили? Что общего и чем отличаются равенства.
- Кто попробует сам сформулировать переместительное свойство сложения.
Вывод:
- Сделал ли Буратино ошибку? Докажите! (От перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется.)
(Слайд № 14, свойство сложения)
Физкультминутка.
- Мальчики встают в один круг, это первое слагаемое, девочки в другой, это второе слагаемое.
Чему равна сумма? Дети меняются местами. Изменилась ли сумма?
Вывод: От перестановки слагаемых значение суммы не меняется.
Физкультминутка для глаз.
- Садитесь, закройте глаза, откройте.
- Проследите глазами за бабочками в том порядке, в котором я назову. Соедините буквы и прочитайте слово. Зелёная бабочка, красная, фиолетовая, жёлтая, голубая, оранжевая, синяя.
- Какое слово получилось? (Молодцы.)
5. Первичное закрепление.
Коллективная работа с проговариванием вслух.
“ Кто прав?” - Равны ли мешки
- ТОРТ СОРТ
- СОРТ РОСТ (Переместительное св-во сложения)
Работа в парах.
- Сравните не вычисляя
- 3 + 2 * 2 + 3
- 5 + 1 * 6 + 1
- 4 + 3 * 3 + 4
- 4 + 3 * 4 + 2
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Внутренняя речь
- 2 + 3 = 3 + *
- * + 4 = 4 + 3
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Составь равенства и сделай к ним рисунок
8. Рефлексия деятельности(итог урока).
- Что я нового узнал на уроке?
- Что я сегодня узнал или чему научился, что может пригодиться мне на других уроках?
- Что мне было трудно?
- Проследите глазами за бабочками в том порядке, в котором я назову. Соедините буквы и прочитайте слово. Зелёная бабочка, красная, фиолетовая, жёлтая, голубая, оранжевая, синяя.
- Какое слово получилось? (Молодцы.)