Развивающее занятие для младших школьников «Важно быть внимательным!»

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

Обучающие

  • Формирование общеучебных навыков (определение индивидуальных и коллективных учебных задач, сравнение полученных результатов с учебной задачей, владение различными формами самоконтроля;
  • Oценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников)
  • Формирование умений работать в строго организованном учебном пространстве – следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму, систематизировать и обобщать полученную информацию.

Развивающие

  • Развитие познавательных процессов учащихся (устойчивости, концентрации, распределения и быстроты переключения внимания), зрительной памяти и восприятия.
  • Развитие волевых свойств личности (дисциплинированности, настойчивости)
  • Развитие учебной и познавательной активности учащихся.

Воспитательные

  • Воспитывать умение слушать отвечающих, умение работать в группе.
  • Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.

Материалы для занятия:

  • Бланки “ЗАДАНИЕ” (методика “Корректурная проба” - буквенный вариант). Приложение 2
  • Бланки “ПРОВЕРКА” (бланки с ответами). Приложение 3
  • Карточки “Кларо”, маркеры (дидактическое пособие)

  • Секундомер

  • Мяч

  • Набор “LEGO-мозаики” (дидактическое пособие)

Платы “LEGO”

Детали конструктора “LEGO DUPLO”

  • Презентация

Ход занятия

Вводная часть

Приветствие

Цель: Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

(Слайд №2 с изображением солнца) Здравствуйте, ребята! Я всех вас снова видеть рада!

Создаём хорошее настроение: Давайте улыбнёмся и, передавая мяч по кругу, поприветствуем друг друга. Дети встают в круг и поочерёдно бросают друг другу мячик со словами “Здравствуй (называют имя)!”. Мяч должен побывать в руках у каждого ребёнка.

Подготовка к восприятию нового материала

Цель: Подготовка к активной познавательной деятельности. Сообщение цели и темы занятия.

Тема нашего занятия “Важно быть внимательным!”. (Слайд №3 тема занятия).

Сегодня на занятии,
Должны мы обязательно
Ещё раз с вами вспомнить,
Как важно быть внимательными!
Но перед тем как мы начнём,
Сперва, разминку проведём!

Разминка

Цель: Активизация внимания учащихся, наблюдение за процессом включения в работу.

Игра на внимание “Запрещенное движение”

Психолог показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — “запрещенное”, его повторять нельзя, нужно заменять его любым другим движением.

Я сейчас вам покажу, -
Различные движения,
А вы должны их повторить
За мной без промедления.
Помнить важно лишь одно:
Вам друзья это движение (показать запрещённое движение)
Делать всем запрещено! (вы можете запрещённое движение заменить любым другим движением).
Всем внимание, не зеваем,
За мной движения повторяем!

Игра проходит на выбывание (выбывшие из игры садятся на свои места), желательно оценивать действия учеников: “К сожалению, ... — быстро вышли из игры, они были не очень внимательные. У ... — хорошее внимание. Самыми внимательными во время игры оказались ...”.

Основная часть

Цель: развитие познавательных процессов (внимание, память, восприятие).

На прошлом занятии мы говорили с вами о внимании и узнали, что это такое. Сегодня мы продолжим разговор о внимании и внимательности и постараемся найти ответ на вопрос: "важно ли быть внимательным?".

Когда мы говорим о человеке “внимательный”, что это означает? (Ответы детей). Психолог выслушивает самостоятельные ответы детей, интересуется их аргументацией. Если они затрудняются сформулировать ответ, он задает им наводящие вопросы.

Давайте попробуем разобрать с вами следующую ситуацию:

Беседа “Что значит — быть внимательным?” (Слайд №4 фото разбираемой ситуации). Однажды Миша делал домашнее задание, а в это время по телевизору шел интересный фильм. Когда мама проверила работу, то сказала сыну, что он сделал много ошибок, потому что был невнимательным. “Нет, я был очень внимательным! — сказал Миша. Я могу весь фильм пересказать!”. Кто прав, каким был Миша: внимательным или нет? (Ответы детей)

После обсуждения заданного вопроса дети должны попытаться сделать соответствующий вывод: Внимательный человек умеет выбирать, что важно, и сосредотачиваться на этом, а невнимательный отвлекается от важного дела и занимается тем, что в данный момент не главное. Психолог задаёт детям дополнительные уточняющие вопросы: Так ли это? Можете ли вы сами определять, были ли вы внимательными (на уроке, на экскурсии, в театре и др.)? Как вы об этом узнаете? Трудно или легко быть внимательным? Психолог выслушивает самостоятельные ответы детей, интересуется их аргументацией. (Ответы детей: “Да, трудно. На уроке надо внимательно слушать учителя и не отвлекаться, чтобы всё понять”, “Во время чтения рассказа по цепочке надо внимательно его слушать. Тогда можно будет читать текст без остановок”, “Надо внимательно списывать текст с доски или из учебника, тогда в твоей работе будет меньше ошибок”, “Домашнее задание надо записывать в дневник очень внимательно, чтобы хорошо подготовиться к следующему учебному дню” и др.)

Да, внимательным быть сложно,
Но поверьте, всё возможно!
А, чтобы внимательнее стать,
Внимание надо развивать!

Сегодня на занятии мы будем выполнять упражнения и задания, которые помогут вам стать более внимательными.

Упражнение “Запомни всё” (Слайд №5 название упражнения, ряд геометрических фигур)

Цель: Увеличение объёма внимания, развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

На магнитной доске или при помощи проектора продемонстрировать учащимся ряд из 5-7 элементов (в зависимости от успешности выполнения задания учащимися количество элементов можно увеличить) “Лего-мозаики” с изображением различных геометрических фигур, которые затем необходимо убрать из их поля зрения.

Задание детям (инструкция): Сейчас мы проверим вашу внимательность! Внимательно посмотрите на этот рисунок, заметьте в нем все и приготовьтесь отвечать на мои вопросы по рисунку. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все детали, которые они запомнили (цвет, форму, местоположение).

Приоткрыв снова эти же предметы, на 8-10 секунд, попросить детей выложить на своих платах детали “Лего-мозаики” в такой последовательности, в которой они выложены на экране или на магнитной доске. В зависимости от успешности выполнения задания учащимися его можно повторить, но необходимо поменять геометрические фигуры местами или составить из них новую последовательность. Психолог снова открывает ряд геометрических фигур, а дети осуществляют самопроверку, анализируют выполнение работы и исправляют допущенные ошибки (при необходимости можно организовать взаимопроверку).

Физкультминутка (Слайд №6)

Вы все устали не на шутку, - проведём ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ!

В качестве динамической паузы (физкультминутки) проводится групповая игра “Не зевай!”.

Цель: Изменить деятельность детей для повышения умственной работоспособности и эмоционального тонуса, ослабить утомление учащихся (выполнение данной динамической паузы также способствует развитию слухового внимания и быстроты реакции).

Психологом в сравнительно быстром темпе произносятся фразы-вопросы. Если дети согласны, то хлопают в ладоши, если не согласны – приседают, а затем возвращаются в исходное положение.

Задание детям: Вам нужно внимательно слушать вопросы и попытаться заметить ошибки.

Если мы ответим “Да”,
То дружно хлопаем тогда,
Если “нет” мы отвечаем,
То все дружно приседаем.

Игра “Не зевай!”

На лугу растёт трава? (да)
Даже ночью спит сова? (нет)
На урок зовёт звонок? (да)
Теремок разрушил волк? (нет)
Утром ярко светят звёзды? (нет)
Птицы вьют весною гнёзда? (да)
В море плавают ракеты? (нет)
Из бумаги все монеты? (нет)
Вы отдохнули замечательно? (да)
А стали чуть внимательней? (да)

После окончания игры необходимо переключить внимание детей на другой вид деятельности:

А теперь мы сядем дружно
Нам ещё работать нужно!

Упражнение “Корректор” (Слайд №6 название упражнения)

Цель: Развитие концентрации и устойчивости внимания.

Задание детям (инструкция): Ребята, перед вами лежат листочки с текстом, поместите их между прозрачным и белым слоем карточки “Кларо”, а затем в течение 2 минут вам необходимо будет найти и зачеркнуть маркером чёрного цвета все буквы “Х” (можно указать любую букву) встретившиеся в тексте. По моему сигналу “Стоп”, вы должны закончить свою работу. Детям, которые справились с заданием раньше других, можно дать дополнительное задание по карточке (подчеркнуть маркером чёрного цвета любую другую названную вами букву или попросить подчёркивать только ту букву, которая стоит в начале каждого ряда).

Далее психолог организует взаимопроверку ошибок в парах, поддерживает расстроенных детей.

Задание детям (инструкция): Возьмите работы ваших товарищей и проверьте их. Для этого удалите из карточки “Кларо” листок с текстом, а затем на его место поместите бланк ответов, в котором красным цветом обозначены те буквы, которые необходимо было зачеркнуть. Маркером красного цвета обведите в кружочек ошибки, если они есть.

Заключительная часть

Цель: Подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.

Обсуждение вопроса: “Всем ли нужно быть внимательными?”

Психолог выслушивает самостоятельные ответы детей, интересуется их аргументацией. Если они затрудняются сформулировать ответ, он задает наводящие вопросы.

Или может быть кому-то не обязательно быть внимательным?

— Может быть, шоферу и пешеходу? (Слайд №8 фото разбираемой ситуации)

— Нет, иначе может случиться авария. (Слайд №9 фото разбираемой ситуации)

Может быть, школьнику? (Слайд №10 фото разбираемой ситуации)

— Нет, иначе будешь плохо учиться. (Слайд №11 фото разбираемой ситуации)

— Может быть ...(артисту, врачу, повару, дворнику, продавцу и т.д.)

— Нет!!!

После обсуждения дети должны попытаться сделать соответствующий вывод: Внимание необходимо в любой деятельности. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в учёбе, игре, спорте, любом деле. Человек может управлять своим вниманием и активно его развивать. (Слайд №12 фото разбираемой ситуации)

Очень важно быть внимательным! (Слайд №13, вывод)

Рефлексиязанятия (самоанализ деятельности и ее результатов):

Что получилось? Что не получилось и почему? Используется оценочный прием “Лесенка успеха”, который позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают свою работу. (Слайд №14 изображение “Лесенки успеха”). В конце занятия, учащиеся на платах при помощи деталей конструктора “Лего” выкладывают лесенку из трех ступенек. По просьбе преподавателя каждый из детей сам оценивает успешность выполнения заданий, поставив на одной из ступенек лесенки человечка — себя (самая верхняя ступенька — наилучшие результаты работы). Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно педагогу, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня он сам доволен своей работой!).

Прощание: (Слайд №15 изображение солнца) Итак, закончив заниматься, мы не забудем попрощаться! Давайте улыбнёмся и, передавая мяч по кругу, попрощаемся друг с другом. Дети поочерёдно передают друг другу мячик со словами “До свидания (называют имя)!”. Мячик должен побывать в руках у каждого ребёнка.

Мы скоро вновь увидимся с вами обязательно! Спасибо, что сегодня вы, были так внимательны!