Цель урока: Опытным путём определить основные свойства воды
Задачи урока:
- Характеризовать свойства воды
- Различать состояния воды
- Различать значение воды для живых организмов и для хозяйственной деятельности людей
- Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах
Оборудование:
Для учителя | Для учащихся |
|
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Показываю стакан с чистой водой. - Догадайтесь, что за вещество у меня в стакане? - А может это вещество не вода? Как доказать? Как проводить исследование веществ? - Определите тему урока, цели. Слайд 1 |
Вода нужно исследовать свойства вещества проводят опыты |
3. Актуализация знаний и умений
Подготовка рабочего места
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Кто проводит исследование веществ? - Как называется помещение, где проводят исследования, опыты? - Лабораторией будет наш кабинет. Вы – учёные-исследователи. А работать вы будете в группах. Слайды 2-3 - Что нужно иметь для исследования любых веществ? Слайд 4 - В каждой исследовательской группе есть лабораторные приборы. Какие приборы у вас на столах? А какие вещества? - Кроме этого, у вас лежит таблица исследований. В таблице будете записывать этапы работы и выводы, полученные в результате опытов. |
учёные-исследователи лаборатория
приборы, вещества соль, сахар, мел, сода, кофе |
Повторение изученного материала
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Выясним, что вы знаете о веществе,
которое будете исследовать Где встречается вода? Слайд 5 Как вы думаете, что обозначает синий цвет? А жёлтый? Что заметили? Если бы всю воду, находящуюся в океанах и водоёмах суши распределить равномерно по поверхности Земли, то образовался бы слой в 2 км 700 м Слайд 6 Какое значение имеет вода в жизни человека, растений, животных? Слайды 7-10 В современном производстве также необходима вода. Каждая группа исследователей поделится своими знаниями Слайды 11-18 Сделаем вывод: что значит вода для нас? Слайд 19 |
Ответы детей
Вода Суша Вода - самое распространенное вещество на Земле
Ответы детей
Вода - это жизнь |
Исследования, опыты
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Стакан с жидкостью 1. Что можно определить? Слайд 20 Запишите в карту исследований ход опыта и вывод 2. Как вы думаете, для чего на столе лежат кофе, соль, сахар, мел и сода?
3. Вода обладает ещё одним интересным свойством, а каким вы догадаетесь, когда посмотрите опыт. Слайд 21 Опыт: испарение воды из пробирки. Что увидели? Что произошло с водой? Слайд 22 Какое свойство воды вы наблюдали? В каком ещё состоянии встречается вода? Слайд 23 Сделаем вывод. Какими свойствами обладает вода? Слайд 24 4. Коллективная работа “Фильтрация воды” А можно ли пить воду, которая в ваших стаканах? Почему? Что можно сделать, чтобы избавиться от мутного осадка? Проведём опыт. А эту воду можно пить? Как дома можно очистить воду? Слайд 25 Послушайте историю, которая произошла летом. Однажды ребята пошли в поход. Погода была жаркая. Всем хотелось пить, а питьевая вода уже закончилась. Один мальчик не выдержал и попил воды из речки, на берегу которой остановились ребята.
Слайды 26-27 В нашей стране принят ряд законов по охране вод, которые необходимо выполнять всем гражданам. Рассмотрите схему на доске Слайды 28-33 Самый верхний этаж – это вода, которую может использовать человек в бытовых и производственных целях. Много это или мало? Какие меры нужно принимать, чтобы экономить воду? |
Работа в группах. У каждой группы своё
задание. Исследуются цвет, вкус, запах,
прозрачность, текучесть
Надо определить, будут ли они растворяться в воде. Вывод: у всех были разные вещества, и все они растворились в воде. Значит, вода является растворителем.
Пар Вода испарилась, перешла в газообразное состояние Испаряемость В твёрдом состоянии – это лёд Ответы детей
Вода грязная
Профильтровать Устанавливают фильтр в воронке над пустым стаканом. Аккуратно переливают из стакана воду с растворённым веществом. Вода стала чистой. Ответы детей.
Ответы детей.
Нужно экономно расходовать воду.
Ответы детей. |
4. Выводы и обобщения
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Зачем мы на уроке изучали свойства воды? Где и как вы будете использовать знания и умения, полученные на уроке? |
Важнейшие свойства воды использует
человек, растения и животные в своей жизни. Ответы детей |
5. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Объясните пословицы “Вода – всему голова” “Хлеб – батюшка, а водица – матушка” Слайд 31 |
Ответы детей |
6. Домашнее задание
Прочитать текст учебника. По желанию – продолжить исследование свойств воды.