Цель игры - знакомство с активами фирмы и их источниками, принципами ведения счетов, структурой баланса и финансовым учетом [1].
Классификация целей игры:
- Образовательная цель - выявление знаний студентов по пройденному курсу “Бухгалтерский учет”, пройденным темам по АФХД и “Организации безналичных расчетов” и умения их работать с теоретическим материалом.
- Воспитательная цель - воспитание интереса к будущей профессии “контролер банка”.
- Развивающая цель – развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли.
Задачи игры:
- Характеристика деятельности фирмы.
- Формирование активов фирмы и отражение их источников.
- Оформление операций по счетам.
- Составление баланса.
- Планирование операций следующего периода.
- Разработка финансового отчета.
- Оценка финансового положения фирмы [1].
Участники игры: две фирмы, совет директоров, финансовые отделы фирм и их бухгалтерии [1].
Раздаточный материал:
- таблица “Перечень хозяйственных средств и их источников”;
- План счетов;
- таблица “Бухгалтерский баланс”.
Ход игры
1. В начале игры участники представляют свою фирму и дают краткую характеристику деятельности фирмы и основных показателей. Это было домашним заданием.
2. Формирование активов фирмы и отражение их источников:
- уставный капитал и продажа акций;
- расходы по учреждению фирмы;
- расходы по приобретению основных средств (здания, оборудование);
- расходы по приобретению материалов.
Источники отражаются в “Журнале хозяйственных операций”.
Журнал хозяйственных операций
Содержание операции | Сумма, руб. | Дебет | Кредит |
3. Оформление операций по счетам.
Дебет (Д) номер счета... Кредит (К) Сн = Сн= Од= Ок= Ск= Ск=
Бухгалтерские счета необходимо распределить на активные и пассивные. Участники должны правильно выбрать соответствующий номер счета.
А. Деньги в банке....(название банка).
Д № ? К Сн = Сн= Од= Ок= Ск= Ск=
Б.Уставный капитал.
Д № ? К Сн = Сн= Од= Ок= Ск= Ск=
В. Организационные расходы.
Д № ? К Сн = Сн= Од= Ок= Ск= Ск=
Г.Здания.
Д № ? К Сн = Сн= Од= Ок= Ск= Ск=
Д.Оборудование.
Д № ? К Сн = Сн= Од= Ок= Ск= Ск=
Е. Материалы.
Д № ? К Сн = Сн= Од= Ок= Ск= Ск=
4. Составление баланса.
Перед составлением баланса заполняется оборотная ведомость.
Оборотная ведомость
Номер счета | Сальдо начальное, руб. | Обороты, руб. | Сальдо конечное, руб. | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Итого |
Баланс на конец периода
АКТИВ | ПАССИВ | ||
Содержание статьи | Сумма, руб. | Содержание статьи | Сумма, руб. |
Итого | Итого |
Этим этапом можно закончить игру, но по желанию участников продолжить.
5. Планирование операций следующего периода.
Фирмы приобретают материал, дополнительное оборудование, ипотечный кредит и другое. Отразить операции на счетах:
- оплата материала через расчетный счет;
- оборудование приобретено в кредит, счета к оплате;
- ипотечный кредит отправлен на расчетный счет фирмы;
- выплата ипотечного кредита с учетом процента и срока;
- покупка акций других фирм через расчетный счет;
- начисление заработной платы с учетом НДФЛ через расчетный счет;
- расход материала в производстве;
- производственная себестоимость проданной продукции;
- выплата налога на прибыль;
- выплата страховых взносов по страхованию имущества с расчетного счета;
- счет доходов и расходов;
- перечисление чистой прибыли.
6. Разработка финансового отчета финансовым отделом.
Финансовый отчет[1].
№ п/п | Наименование | Сумма, руб |
1 | Выручка от продажи | |
2 | Себестоимость реализованной продукции | |
3 | Прибыль от продажи | |
4 | Внепроизводственные расходы | |
5 | Расходы на страхование | |
6 | Операционная прибыль | |
7 | Внереализационные доходы | |
8 | Внереализационные расходы | |
9 | Налогооблагаемая прибыль | |
10 | Налог на прибыль | |
11 | Чистая прибыль |
7. Оценка финансового положения фирмы.
Участники делают вывод о результатах деятельности своих фирм и отмечают эффективность управленческих решений и руководства.
На этом игра завершается. Подводятся итоги.
Спасибо за внимание!
1. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: “Академия развития”, 1998.