Урок русского языка по учебному комплексу В.В. Бабайцевой "Дополнение. Второстепенный член предложения". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель – закрепить и расширить знания, полученные в начальной школе, о дополнении как второстепенном члене предложения.

Задачи:

  • обучающая – формирование понятия о дополнении как второстепенном члене; определение способов выражения дополнения; закрепление навыка разбора предложения;
  • развивающая – формирование у учащихся умений деятельностных способностей и способностей к систематизации изучаемого материала;
  • воспитательная – привитие любви к родному языку; воспитание стремления изучать родной язык.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

Ход урока

I. Актуализация знаний. “Интеллектуальная разминка” (слад № 2-3)

Задание: запишите ответ в строчку в виде символов да - 1, нет - 0

Верны ли эти утверждения?

  1. Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая.
  2. В синтаксисе изучаются слова и предложения.
  3. Словосочетания изучает синтаксис.
  4. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные.
  5. Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется ...
  6. Сказуемое - ГЧП, который отвечает на вопросы какой он? кто он такой?
  7. Подлежащее – ГЧП, который обычно выражается существительным или местоимением в Им. п.
  8. Сказуемое выражается чаще всего существительным.

- Самопроверка: 00101110. На полях в тетради зеленой пастой выставите оценку. (слад № 4 )

Нормы оценок:

  • “5” - нет ошибок,
  • “4” - одна ошибка,
  • “3” - две ошибки,
  • “0”- больше двух ошибок

Задание: Работаем в парах. Поочередно продолжите утверждения(слад №5)

  1. Грамматическая основа состоит из ... .
  2. Предложение, кроме подлежащего и сказуемого включает в себя... .
  3. К второстепенным членам предложения относятся... .
  4. Определение – это... .
  5. Тире между подлежащим и сказуемым ставиться, если...
  6. Определение выражается ...

(слад №6) Взаимопроверка. Оцените знание теоретического материала одноклассником. На полях в тетради зеленой пастой выставите оценку.

II. Вызов

Задание: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова. (слад №7)

Пришла снежная з..ма. Одела д..ревья ... , зав.. лила глубокими ... л..са. М...хнула гостья ... и посыпались сн..жинки.

- Над какой орфограммой работали? (слад № 8)

- Ни у кого не возникло ко мне вопросов?

- Подчеркните грамматическую основу в предложениях. Какая пунктуационная ошибка встретилась в последнем предложении?

(слад № 9)

Самопроверка. (слад №10)

Вы правильно вставили буквы, поставили запятую, верно выделили грамматические основы – “5”.Вы допустили 1-2 ошибки – “4”, три ошибки - “3”, больше трех ошибок – “0”.

Целеполагание.

- Какие члены предложения были пропущены?

- О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока? (слад № 11)

- Какие вопросы поставите к теме урока?

- Что должны знать и уметь? (слайд №12)

III. Стадия Осмысления.

- Что знаете о дополнении как члене предложения из начальной школы? (слайд№13)

1) Маркировка текста с использованием значков. (слад №14 )

Используя маркировку текста, проработайте научную статью, по ходу чтения не забывайте ставить на полях справа значки. Текст составлен на основе словарной статьи из книги “Словарь-справочник лингвистических терминов” и учебника “Русский язык. Теория”

2) Обобщение и систематизация знаний. (слад №15)

- Нужна ли кому-нибудь помощь ребят или учителя?

- Что уже знали?

- Какую новую информацию вы отметили в тексте?

- Используя таблицу, расскажите о дополнении как второстепенном члене предложения.

- Как таблицу можно дополнить?

3) Физминутка. (слад № 16)

4) Применение нового знания. (слад № 17 )

- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.

Что может помочь это умение сформировать?

- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении.

- Работаем в парах. Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи. (слайд № 18)

  1. Найди грамматическую основу.
  2. Найди слово, от которого зависит ВЧП
  3. Выясни, что он обозначает?
  4. На какой вопрос отвечает?
  5. Какой частью речи выражен?

5) Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.

(слад №19)

Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Самооценка)

Дополнение - это такой второстепенный член предложения, которым дополняют сказуемое. (слад №20)

- Отгадайте загадку. Что помогло вам не ошибиться?

- Можно отгадать эту загадку, основываясь только на главных членах предложения?

III. Рефлексия

Встретилась ребятам пословица: Умение родит хотение. (слад №21)

- Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда.

- Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик.

- Но тогда получается неверно: потому что именно желание порождает умение!

- Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение...

- Как лучше перестроить это предложение?

Подлежащее согласуется в лице, числе со сказуемым и обозначает лицо или предмет, которое сам действует, А дополнение всегда УПРАВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ.

Почему выпускники школ испытывают затруднения на экзамене при определении грамматической основы предложения? Как же отличить дополнение в винительном падеже от подлежащего?

Вывод: ВЧП не второстепенны для выражения смысла высказывания, поэтому их нужно умело использовать в речи, чтобы она была точной и выразительной.

1) Готовимся к ЕГЭ. Умение отличать подлежащее и дополнение очень понадобится вам на ЕГЭ. (слад №22)

А9. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1. Село украшает сад.

2. Альбом взял мальчик.

3. Алёшино лицо покрывали веснушки.

4. Кирпичи носили каменщики.

Самопроверка (слад №23)

Обобщим сказанное. Каждый самостоятельно еще раз повторит ход рассуждения, подготовится к тесту.

Тест (слад №24-28 )

IV. Домашнее задание: параграф 18, упр. 259 (слад № 29 )