Цель – закрепить и расширить знания, полученные в начальной школе, о дополнении как второстепенном члене предложения.
Задачи:
- обучающая – формирование понятия о дополнении как второстепенном члене; определение способов выражения дополнения; закрепление навыка разбора предложения;
- развивающая – формирование у учащихся умений деятельностных способностей и способностей к систематизации изучаемого материала;
- воспитательная – привитие любви к родному языку; воспитание стремления изучать родной язык.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Ход урока
I. Актуализация знаний. “Интеллектуальная разминка” (слад № 2-3)
Задание: запишите ответ в строчку в виде символов да - 1, нет - 0
Верны ли эти утверждения?
- Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая.
- В синтаксисе изучаются слова и предложения.
- Словосочетания изучает синтаксис.
- По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные.
- Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется ...
- Сказуемое - ГЧП, который отвечает на вопросы какой он? кто он такой?
- Подлежащее – ГЧП, который обычно выражается существительным или местоимением в Им. п.
- Сказуемое выражается чаще всего существительным.
- Самопроверка: 00101110. На полях в тетради зеленой пастой выставите оценку. (слад № 4 )
Нормы оценок:
- “5” - нет ошибок,
- “4” - одна ошибка,
- “3” - две ошибки,
- “0”- больше двух ошибок
Задание: Работаем в парах. Поочередно продолжите утверждения(слад №5)
- Грамматическая основа состоит из ... .
- Предложение, кроме подлежащего и сказуемого включает в себя... .
- К второстепенным членам предложения относятся... .
- Определение – это... .
- Тире между подлежащим и сказуемым ставиться, если...
- Определение выражается ...
(слад №6) Взаимопроверка. Оцените знание теоретического материала одноклассником. На полях в тетради зеленой пастой выставите оценку.
II. Вызов
Задание: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова. (слад №7)
Пришла снежная з..ма. Одела д..ревья ... , зав.. лила глубокими ... л..са. М...хнула гостья ... и посыпались сн..жинки.
- Над какой орфограммой работали? (слад № 8)
- Ни у кого не возникло ко мне вопросов?
- Подчеркните грамматическую основу в предложениях. Какая пунктуационная ошибка встретилась в последнем предложении?
(слад № 9)
Самопроверка. (слад №10)
Вы правильно вставили буквы, поставили запятую, верно выделили грамматические основы – “5”.Вы допустили 1-2 ошибки – “4”, три ошибки - “3”, больше трех ошибок – “0”.
Целеполагание.
- Какие члены предложения были пропущены?
- О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока? (слад № 11)
- Какие вопросы поставите к теме урока?
- Что должны знать и уметь? (слайд №12)
III. Стадия Осмысления.
- Что знаете о дополнении как члене предложения из начальной школы? (слайд№13)
1) Маркировка текста с использованием значков. (слад №14 )
Используя маркировку текста, проработайте научную статью, по ходу чтения не забывайте ставить на полях справа значки. Текст составлен на основе словарной статьи из книги “Словарь-справочник лингвистических терминов” и учебника “Русский язык. Теория”
2) Обобщение и систематизация знаний. (слад №15)
- Нужна ли кому-нибудь помощь ребят или учителя?
- Что уже знали?
- Какую новую информацию вы отметили в тексте?
- Используя таблицу, расскажите о дополнении как второстепенном члене предложения.
- Как таблицу можно дополнить?
3) Физминутка. (слад № 16)
4) Применение нового знания. (слад № 17 )
- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.
Что может помочь это умение сформировать?
- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении.
- Работаем в парах. Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи. (слайд № 18)
- Найди грамматическую основу.
- Найди слово, от которого зависит ВЧП
- Выясни, что он обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражен?
5) Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.
(слад №19)
Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Самооценка)
Дополнение - это такой второстепенный член предложения, которым дополняют сказуемое. (слад №20)
- Отгадайте загадку. Что помогло вам не ошибиться?
- Можно отгадать эту загадку, основываясь только на главных членах предложения?
III. Рефлексия
Встретилась ребятам пословица: Умение родит хотение. (слад №21)
- Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда.
- Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик.
- Но тогда получается неверно: потому что именно желание порождает умение!
- Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение...
- Как лучше перестроить это предложение?
Подлежащее согласуется в лице, числе со сказуемым и обозначает лицо или предмет, которое сам действует, А дополнение всегда УПРАВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ.
Почему выпускники школ испытывают затруднения на экзамене при определении грамматической основы предложения? Как же отличить дополнение в винительном падеже от подлежащего?
Вывод: ВЧП не второстепенны для выражения смысла высказывания, поэтому их нужно умело использовать в речи, чтобы она была точной и выразительной.
1) Готовимся к ЕГЭ. Умение отличать подлежащее и дополнение очень понадобится вам на ЕГЭ. (слад №22)
А9. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1. Село украшает сад.
2. Альбом взял мальчик.
3. Алёшино лицо покрывали веснушки.
4. Кирпичи носили каменщики.
Самопроверка (слад №23)
Обобщим сказанное. Каждый самостоятельно еще раз повторит ход рассуждения, подготовится к тесту.
Тест (слад №24-28 )
IV. Домашнее задание: параграф 18, упр. 259 (слад № 29 )