Математика всегда была неотъемлемой и
существенной составной частью человеческой
культуры, она является ключом к познанию
окружающего мира, базой научно-технического
прогресса и важной компонентой развития
личности. Творческая деятельность учащихся
не ограничивается лишь приобретением нового.
Работа будет творческой, когда в ней проявляется
собственный замысел учащихся, ставятся новые
задачи, и они самостоятельно решаются при помощи
приобретенных знаний, при активном участии в
проектной и исследовательской деятельности. Это
позволяет развивать познавательную активность
учащихся, творческие способности и
сообразительность. В процессе такой работы
ребята учатся работать с дополнительной
литературой, историческим материалом,
устанавливать внутрипредметные и межпредметные
связи. Всё это будет проявляться ярче, быстрее и
качественнее, если на уроках применяются
современные информационные и педагогические
технологии.
Технические средства способствуют активизации
учебного процесса, помогают нам эффективно
проводить уроки, организовывать быстрый доступ к
запланированной информации, решать задачи
практического содержания, выполнять
исследовательскую работу. Больше внимания
уделить математической речи, формированию
познавательного интереса к предмету и
творческой активности, отработки
вычислительных навыков, и навыков анализа и
сравнения, исследовательской
деятельности. На данном интегрированном
уроке: путешествие в мире математика по стране:
«Арифметической и геометрической прогрессии»
благодаря предварительной работе с
дополнительной литературой, интернетом,
подготовке презентаций, а самое главное
исследовательской деятельности обучающихся,
расширяется кругозор, повышается познавательная
активность. Эпиграфом нашего урока стало
высказывание:
Познание, упорство, труд –
К прогрессу в жизни приведут!
Урок рассчитан для учащихся 9 класса. Для них
это урок обобщения и систематизации знаний по
теме «Арифметическая и геометрическая
прогрессии» и в тоже время некоторый материал
был новым и ранее не изученным. Для урока
подобраны задачи из различных сфер
жизнедеятельности человека. Такой подход к
изучению математики вызывает интерес у
обучающихся и побуждает к более глубокому
изучению предмета. Работа в группах позволяет
выработать коммуникативные качества, умение
отстаивать свое мнение, ориентироваться в
необычных жизненных ситуациях.
Широкое применение таких технологий при
изучении математики даёт возможность
реализовать принцип «учение с увлечением». И
это очень важно, ведь всем понятно, что
учебная успешность школьника определяется не
только и не столько его способностями, сколько
желанием учиться, то есть мотивацией.
Познавательные мотивы в самом широком смысле –
это желание ребёнка освоить новые знания или
способы получения новых знаний. Все это в
совокупности позволило повысить
информативность урока, эффективность
обучения, придать уроку динамизм и
выразительность. Известно, что в среднем с
помощью органов слуха усваивается лишь 15%
информации, с помощью органов зрения 25 %. А если
воздействовать на органы восприятия
комбинированно, усвоенными окажутся около 65 %
информации. Уроки с применением
современных педагогических технологий в купе
с креативным подходом позволяет решить старую
проблему – низкую степень индивидуализации
обучения, усилить темп умственной деятельности,
обеспечивает творческий рост, как учащихся, так и
учителя.
Структура урока
№ | Этап урока |
Время |
1 |
Постановка цели урока (актуальность, цели, задачи) | 5 |
2 |
Актуализация знаний (теория) (математическая таможня). | 10 |
3 |
Из истории (исторический район ). Отчет археологов | 10 |
4 |
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. (край математических знаний) | 15 |
5 |
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий, выяснение значимости прогрессии как математической модели реальных ситуаций (поле математических чудес) | 10 |
6 |
Усвоение ведущих идей и основных теорий нам основе широкой систематизации знаний (математический клуб «Эврика» и салон красоты) | 25 |
7 |
Рефлексия | 5 |
8 |
Подведение итогов. Домашнее задание |
|
Тип урока: интегрированный.
Форма: урок-путешествие.
Цели урока:
- Повторить содержание важнейших понятий по теме: «Прогрессии».
- Обеспечить усвоение алгоритмическими приемами.
- Рассмотреть данную тему в развитии, при выполнении нестандартных заданий.
- Продолжать формировать умение рассуждать, наблюдать, подмечать закономерности, производить вычисления при решении расчетных задач, строить математическую модель некоторой реальной ситуации.
- Показать красоту математики, ее роль в нашей жизни.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность у учащихся.
- Развивать навыки работы с дополнительной литературой, с историческим материалом.
- Продолжать развивать интерес к предмету. Установление внутри предметных и меж предметных связей.
- Приобретение навыков самостоятельной исследовательской деятельности и решения конструкторских, эвристических задач. Совершенствование навыков решения задач на прогрессию.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, компьютер, карточки с заданиями.
Предварительная подготовка: класс разбивается на группы, каждая группа готовит творческую работу по данной теме и является специалистами в определенной сфере деятельности и делает подборку задач. Предлагают их решение, конструируют свои задачи. (Суханова Н.А и Лазарева С.И.) Готовят сообщение и домашнее задание другим группам. (Ульянова Н.В.) – создание презентаций и плакатов.
ХОД УРОКА
(Слайд 1)
Итак, друзья, вы знаете, что математика как
наука родилась из практической деятельности
человека и идеи для своего развития она черпает
из практики, но с другой стороны она создает
такие математические модели, которые позволяют
руководить этой практической деятельностью. На
сегодняшний день вы обладаете достаточным
уровнем знаний, чтобы проанализировать
различные сферы человеческой деятельности и
выявить те из них, в которых встречаются такие
ситуации. Работа в группах (готовясь к уроку), вы
сталкивались с различными проблемами: кому-то
пришлось работать с совершенно незнакомым
материалом, кому-то взглянуть на известный факт с
новой точки зрения. И сегодня общими усилиями мы
попробуем продемонстрировать не только свои
знания по теме: «прогрессии», но и попробуем
показать широту приложений прогрессий.
Запишем в тетради число и тему урока. (Слайд 2)
Перед нами стоит цель повторить и
систематизировать знания по данной теме,
показать значимость прогрессии как
математической модели реальных ситуаций. Урок
наш будет проходить в форме путешествия в мире
«Математики» по стране «Прогрессии». Надеюсь,
что это путешествие будет увлекательным, и что
сегодня вы уйдете, с урока с глубоким убеждением,
что математика интересный и главное, очень
нужный предмет и что математика нужна нам как
воздух в повседневной жизни.
План путешествия перед вами. Результаты нашего
путешествия будем отмечать с помощью вот таких
вот жетонов. Надеюсь, что будут у нас и
победители. А для этого вы должны быть волевыми,
настойчивыми, целеустремленными. Обратили
внимание на эпиграф?
Закончился 20 век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг
«Прогрессия – движение вперед»
Итак, добро пожаловать в страну Прогрессий. Но как вы знаете для того, чтобы попасть в другую страну, надо пройти таможенный осмотр. И мы тоже должны пройти математическую таможню. Надеюсь, контрабанды ни у кого нет в виде шпаргалок и неправильных ответов. (Слайд 3)
Старшие групп получают карточки (Приложение
1). Команда, выполнившая задание первой,
получает жетон и отправляется в зал ожидания.
Получают карточку с заданием. (Приложение
2) (Слайд 4) Если успеют выполнить
задание, получают жетон.
А сейчас наши таможенники еще раз напомнят нам,
какие знания пригодятся нам в этой стране.
1 группа рассказывает теорию (Приложение 3). Дополнение других групп и высказывания, на сколько им понравилось.
(Слайд 5, ссылка на историческую справку)
И вот мы попадаем в исторический район и здесь
нашим гидом будет 2 группа – наши археологи.
Посмотрим, что же они раскопали (Приложение
4).
Спасибо археологам. Кто хочет дополнить и дать
оценку этому сообщению. Ну а теперь добро
пожаловать в край математических знаний. Здесь
нашими гидами будут две группы. Группа __________
пожалуйста (Приложение 5).
(Слайд 6)
А теперь по этому краю нас поведет группа ___________
(Приложение 6). (Слайд 7)
– Ребята, что вам запомнилось, понравилось, а
может быть что-то не понравилось, во время нашего
путешествия по краю математических знаний. Мне,
кажется, теперь вы сможете дать хорошие советы
вашим родителям, а может быть просто знакомым вам
людям, куда с большей пользой (выгодой)
вкладывать деньги.
Ну а нас дорога привела на поле математических
чудес. Здесь нашим гидом будет группа ______________ (Приложение 7).
Я надеюсь, что теперь при решении задач по физике
вы сможете использовать и формулы прогрессии.
А нас с вами дорога привела в математическое кафе «Эврика». Старшие групп получают меню (карточки с заданиями). Приятного аппетита! (Приложение 8)
Ну а теперь посетим салон красоты, в котором вы убедитесь, как красива математика. Древние индусы дали название математике «лиловати», что означает прекрасная или «красавица с горящими глазами». В салоне красоты я хочу предложить вам модель математической шляпки. Вы видите, что верхняя ее часть состоит из цилиндра и шара. Их свойства вы будите изучать на уроках геометрии в 10 классе. Красота связи между объемом шара и объемом цилиндра вызвала такое восхищение у Архимеда, что он завещал высечь на своем могильном памятнике чертеж шара, вписанного в цилиндр. Обычно в школе об Архимеде говорят как о физике. А он был еще и знаменитым математиком, положившим начало многим из тех разделов нашей науки. Которые были развиты лишь в 17 веке. Считают, что и на связь прогрессий первым обратил внимание Архимед. Ну а мы будем решать сейчас красивые на мой взгляд, задачи. Надеюсь, что и вам они понравятся тоже (Приложение 9).
Решаем задачи, обсуждая классом.
Затем предлагаю старшим группы подвести итог работы в группах.
Подвожу итог работы на уроке.
Домашнее задание (Приложение 10).(Слайд 8)