Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.
Задачи:
- Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
- Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.
Форма: игра «Биоринг».
Оборудование: Таблички с номерами ответов по количеству участников, таблички «Систематические категории покрытосеменных растений», «Признаки однодольных и двудольных растений», «Признаки растений разных семейств».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас игра «Биоринг» по теме «Покрытосеменные растения». Целью нашего урока является: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении данной темы:
1. Систематика покрытосеменных растений.
2. Признаки однодольных и двудольных растений.
3. Признаки растений семейств однодольных и
двудольных растений.
4. Многообразие покрытосеменных растений.
II. Правила игры: В игре принимает участие шесть команд по два человека. Капитаны команд сидят за первыми партами, а участники команд за ними на вторых партах. У каждого ученика набор карточек с номерами ответов от 0 до 6. Учитель читает вопрос, затем называет слово «время», ученики поднимают карточки, если члены команды поднимают карточку с правильным ответом, то им присуждается балл. Если один из членов команды поднимает карточку с неправильным ответом, команде балл не начисляется. После каждого тура команда, набравшая наименьшее количество баллов выходит из игры. В финале остаётся две команды, которые разыгрывают победные баллы.
1 тур. Дайте определения систематическим категориям покрытосеменных растений.
Вопрос |
Ответ |
1. Что такое совокупность особей, имеющих одинаковое строение, процессы жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство, занимающих общую территорию – ареал? | 6 – Вид |
2. Что такое совокупность близкородственных классов? | 5 – Отдел |
3. Что такое совокупность близкородственных видов? | 3 – Род |
4. Что такое совокупность близкородственных отделов? | 1 – Царство |
5. Что такое совокупность близкородственных семейств? | 4 – Класс |
6. Что такое совокупность близкородственных родов? | 2 – Семейство |
2 тур. Расположите систематические категории в классификации покрытосеменных растений.
Вопрос |
Ответ |
1. Семейство – 2. Род – 3. Вид | 3. Вид – 2. Род – 1. Семейство |
1. Семейство – 2. Отдел – 3. Класс | 1. Семейство – 3. Класс – 2. Отдел |
1. Царство – 2. Отдел – 3. Класс | 3. Класс – 2. Отдел – 1. Царство |
3 тур. Какие признаки имеют растения класса однодольные и двудольные.
Вопросы |
Ответы |
1. Сколько семядолей содержит зародыш однодольных растений? | 4 – 1 семядоля. |
2. Какую корневую систему имеют двудольные растения? | 1 – Стержневая корневая система |
3. Какое жилкование имеют листья двудольных растений? | 6 – Сетчатое жилкование |
4. Какую корневую систему имеют однодольные растения? | 2 – Мочковатая корневая система |
5. Какое жилкование имеют листья однодольных растений? | 5 – Дуговое или параллельное жилкование листа |
6. Сколько семядолей содержит зародыш двудольных растений? | 3 – 2семядоли |
4 тур. Какие формулы цветка имеют семейства двудольных и однодольных растений?
Вопросы |
Ответы |
1.Какие формулы цветка имеют растения семейства Розоцветные? | 5. |
2.Какие формулы цветка имеют растения семейства Лилейные? | 4. |
3.Какие формулы цветка имеют растения семейства Бобовые? | 3. |
4.Какие формулы цветка имеют растения семейства Паслёновые? | 2. |
5.Какие формулы цветка имеют растения семейства Злаков? | 1. |
6.Какие формулы цветка имеют растения семейства Крестоцветные? | 6. |
5. Финал. Капитан, проигрывающей
команды вытягивает карточку, на которой написано
семейство покрытосеменных растений. В течение 1
минуты команды записывают названия растений
семейств покрытосеменных растений. Побеждает
команда, назвавшая наибольшее количество
растений.
Подведение итогов игры, награждение, победившей
команды.
III. Рефлексия
Ученикам предлагается наклеить листик с изображением одной из нарисованных фигур (по их состоянию после урока).
Литература:
1. Д.И. Трайтак “Книга для чтения по
ботанике”.
2. Е.Н. Алешко “Хрестоматия по ботанике”.