Обобщающий урок по теме «Покрытосеменные растения»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (284 кБ)


Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
  • Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

Форма: игра «Биоринг».

Оборудование: Таблички с номерами ответов по количеству участников, таблички «Систематические категории покрытосеменных растений», «Признаки однодольных и двудольных растений», «Признаки растений разных семейств».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас игра «Биоринг» по теме «Покрытосеменные растения». Целью нашего урока является: повторить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении данной темы:

1. Систематика покрытосеменных растений.
2. Признаки однодольных и двудольных растений.
3. Признаки растений семейств однодольных и двудольных растений.
4. Многообразие покрытосеменных растений.

II. Правила игры: В игре принимает участие шесть команд по два человека. Капитаны команд сидят за первыми партами, а участники команд за ними на вторых партах. У каждого ученика набор карточек с номерами ответов от 0 до 6. Учитель читает вопрос, затем называет слово «время», ученики поднимают карточки, если члены команды поднимают карточку с правильным ответом, то им присуждается балл. Если один из членов команды поднимает карточку с неправильным ответом, команде балл не начисляется. После каждого тура команда, набравшая наименьшее количество баллов выходит из игры. В финале остаётся две команды, которые разыгрывают победные баллы.

1 тур. Дайте определения систематическим категориям покрытосеменных растений.

Вопрос

Ответ

1. Что такое совокупность особей, имеющих одинаковое строение, процессы жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство, занимающих общую территорию – ареал? 6 – Вид
2. Что такое совокупность близкородственных классов? 5 – Отдел
3. Что такое совокупность близкородственных видов? 3 – Род
4. Что такое совокупность близкородственных отделов? 1 – Царство
5. Что такое совокупность близкородственных семейств? 4 – Класс
6. Что такое совокупность близкородственных родов? 2 – Семейство

2 тур. Расположите систематические категории в классификации покрытосеменных растений.

Вопрос

Ответ

1. Семейство – 2. Род – 3. Вид 3. Вид – 2. Род – 1. Семейство
1. Семейство – 2. Отдел – 3. Класс 1. Семейство – 3. Класс – 2. Отдел
1. Царство – 2. Отдел – 3. Класс 3. Класс – 2. Отдел – 1. Царство

3 тур. Какие признаки имеют растения класса однодольные и двудольные.

Вопросы

Ответы

1. Сколько семядолей содержит зародыш однодольных растений? 4 – 1 семядоля.
2. Какую корневую систему имеют двудольные растения? 1 – Стержневая корневая система
3. Какое жилкование имеют листья двудольных растений? 6 – Сетчатое жилкование
4. Какую корневую систему имеют однодольные растения? 2 – Мочковатая корневая система
5. Какое жилкование имеют листья однодольных растений? 5 – Дуговое или параллельное жилкование листа
6. Сколько семядолей содержит зародыш двудольных растений? 3 – 2семядоли

4 тур. Какие формулы цветка имеют семейства двудольных и однодольных растений?

Вопросы

Ответы

1.Какие формулы цветка имеют растения семейства Розоцветные?

5.

2.Какие формулы цветка имеют растения семейства Лилейные?

4.

3.Какие формулы цветка имеют растения семейства Бобовые?

3.

4.Какие формулы цветка имеют растения семейства Паслёновые?

2.

5.Какие формулы цветка имеют растения семейства Злаков?

1.

6.Какие формулы цветка имеют растения семейства Крестоцветные?

6.

5. Финал. Капитан, проигрывающей команды вытягивает карточку, на которой написано семейство покрытосеменных растений. В течение 1 минуты команды записывают названия растений семейств покрытосеменных растений. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество растений.
Подведение итогов игры, награждение, победившей команды.

III. Рефлексия

Ученикам предлагается наклеить листик с изображением одной из нарисованных фигур (по их состоянию после урока).

Литература:

1. Д.И. Трайтак “Книга для чтения по ботанике”.
2. Е.Н. Алешко “Хрестоматия по ботанике”.