Цели урока (слайд 2):
- систематизировать знания детей о составе чисел от 2 до 9;
- закреплять знание состава числа 9, навыки счёта в пределах 9.
- развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.
Образовательные ресурсы:
- интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, числовой веер (1-20), светофор;
- учебник Л.Г. Петерсон, презентация к уроку, раскраски «Гуси-лебеди».
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу (Слайд 2)
Проверка готовности к уроку.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
– Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказке «Гуси-лебеди».
(Слайд 4)
– Что произошло в сказке «Гуси-лебеди»? (Ответ
детей) (Слайд 5)
– Побежала девочка искать его. У кого она просила
помощи? (У печки, яблоньки, речки)
– Но прежде, чем помочь, они предлагали исполнить
их задания. Девочка спешит, волнуется, ей трудно
выполнить их. Задания непростые, математические.
– Поможете ей?
– Итак, в путь!
III. Актуализация знаний. Устные упражнения
1. Числовой ряд.
Бросилась девочка догонять Гусей-лебедей.
Бежала, бежала по лесу, видит, стоит Печка (Слайд
6)
Девочка говорит Печке:
– Печка, Печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
– Выполни мои задания – скажу.
– Некогда мне, я спешу! (Слайд 7)
Помогите девочке выполнить задание, чтобы на нее печка не рассердилась.
- Покажите число, которое меньше 4 ,но больше 2.
- Покажите число, которое стоит между числами 7 и 9.
- Посчитайте от 4 до 9, от 8 до 13, от 17до 10, от 12 до 5.
- Назовите число, следующее за числом 5.
- Назовите число, идущее перед числом 9.
2. Решение примеров (повторение состава чисел 7 и 9)
Побежала девочка дальше, стоит яблоня на
пригорке (Слайд 8)
– Яблоня, Яблоня, скажи, куда Гуси-лебеди
полетели?
– Отгадаешь, какие числа пропущены, – скажу.
Помогите девочке справиться со 2-м заданием. (Слайд 9)
(состав числа 9)
3. Математический диктант
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в
кисельных берегах (Слайд 10)
– Молочная река, кисельные берега, куда
Гуси-лебеди полетели?
– Выполни мое задание – скажу (Слайд 11)
Выполняют задание в тетради. Запись ответов.
- Увеличь каждое число на 3: 4, 3, 5, 7
- Проверь себя. Ответ: 7,6, 8, 10.
- – Назовите самое большое из них.
- 10
- – Назовите самое маленькое из них.
- 6
- Проверка с помощью веера.
– Спасибо, ребята, выручили девочку!
IV. Изучение нового
1. Таблица сложения
Долго она бегала по полям, по лесам. Вдруг видит
– стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке,
кругом себя поворачивается (Слайд 12)
В избушке старая Баба-Яга прядет кудель. А на
лавочке сидит братец, играет серебряными
яблочками. (Слайд 13)
Баба-Яга дала ей веретено, а сама ушла. Мышка
помогла ей за то, что девочка ей кашки дала.
Девочка взяла братца и побежала. (слайд 14)
А Баба-Яга отправила Гусей-лебедей в погоню.
Сестра с братцем добежала до молочной реки.
(слайд 16) Видит – летят Гуси-лебеди.
–?Речка, матушка, спрячь меня!
–?Рассмотри таблицу и ответь на вопросы –
спрячу.
– Откройте учебник стр. 20, №1Заполните таблицу – поможете девочке.
– Перед вами таблица сложения треугольная.
Почему её так назвали? (Форма треугольная, есть
строки и столбцы)
– С помощью её можно решать различные примеры.
Объясните, как это можно сделать? (Заполнение
таблицы, увеличение одного из слагаемых на
единицу, а вследствие этого и сумма
увеличивается на единицу)
– Как вы думаете, что показано синим цветом? (Как
можно найти сумму 4 + 3 = 7)
– Какие ещё равенства с помощью этого можно
составить? (3 + 4 = 7, 7 – 3 = 4, 7 – 4 = 3)
– Сделайте вывод: что можно делать с помощью
таблицы сложения? (Можно решать примеры на
сложение и вычитание)
(Слайды 17-18)
2. – Рассмотрите ещё «Фургончики на колёсах».
Что можно сказать о первой строчке слагаемых? А о
второй? (Числа расположены в порядке
возрастания, а во второй в порядке убывания)
– Молодцы, ребята, река укрыла девочку с братцем
под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо (Слайд
19)
V. Физминутка
Гуси-лебеди летели,
На лужайку тихо сели
Походили, походили
Поклевали, поклевали,
А потом все побежали
VI. Закрепление изученного
Девочка с братцем опять побежала. А Гуси-лебеди
воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что
делать? Беда! Стоит Яблоня... (Слайд 20)
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Расшифруй пример, пользуясь таблицей,
тогда помогу.
(Слайд 21)
Работа в парах.
– Молодцы! Помогли сестрице с братцем.
Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами (Слайд
22)
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
VII. Повторение пройденного (состав числа 9)
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж
недалеко осталось. Тут Гуси-лебеди увидели ее,
загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди,
братца из рук вырвут.
Добежала девочка до Печки: (Слайд 23)
– Печка, матушка, спрячь меня!
(Слайд 24)
(Ученики выполняют задание)
VIII. Творческое задание
Гуси-лебеди полетали-полетали,
покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем
прибежала домой (Слайд 25)
А тут и отец с матерью пришли и им гостинцы
принесли в виде цифр. Леденцы, да не простые, а в
виде цифр.
№5, стр. 21. Найдите их (Слайды 26-27)
– Понравилось искать цифры? Тогда вам творческое домашнее задание. Подготовьте задание для своих одноклассников. Придумайте свои рисунки со спрятанными цифрами.
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– На этом наше путешествие закончилось.
– Что нового узнали на уроке?
– Кто научился пользоваться таблицей сложения?
– Кто хорошо запомнил состав числа 9? (9 – это 5
и…, 1 и…, 3 и…, 9 и…, 6 и…, 7 и…)
Поощрение за активную работу на уроке (Раскраски «Гуси-лебеди»).
Используемые ресурсы:
- Л.Г. Петерсон. Учебник. Математика. 1 класс
- Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по математике.
- Сказка «Гуси-лебеди», иллюстрации http://audioskazki.net/archives/301
- Раскраски «Гуси-лебеди» http://www.raskraska.com/raskraski/237/