Тип урока: обобщающе-повторительный урок.
Оборудование: маршрутный лист (МЛ) ) (Приложение 1, Приложение 2 по вариантам) ; на магнитной доске – карточки с вопросами «рубашкой вверх» (Приложение 3); техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint. В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке «Дополнительные баллы» выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за уровень задания и за проверку.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
– Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, а также свою готовность к уроку.
II. Сообщение темы, цели и задач урока
– Тема урока «Многочлены и действия с ними».
Урок подготовки к контрольной работе.
Обсудите с соседом по парте, какие темы (свойства,
определения) нужно повторить, для успешной
работы на уроке. (На магнитной доске вопросы
«рубашкой вверх». Как только озвучивается вопрос
– он переворачивается (1 балл), если учащийся
задает вопрос, которого нет на доске – 2 балла)
Блиц-опрос. Маршрутный лист 1 (далее – МЛ)
– определение многочлена;
– стандартный вид многочлена;
– степень многочлена;
– умножение одночлена на многочлен;
– разложение многочлена на множители (вынесение
общего множителя за скобки);
– определение подобных членов;
– приведение подобных членов;
– коэффициент одночлена;
– произведение одночленов.
Для чего нужны последние два пункта?
Ответы на вопросы ( по 1 баллу):
III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
– Внимание на экран (Презентация). Необходимо выполнить действия и заполнить таблицу. Сформулируйте вопрос к заданию (умножение одночленов).
Получили слово «полином». Полином – другое название многочлена. Обратимся к этимологическому словарю. Полином греч. слово polis – “многочисленный”, “обширный” и лат. слово nomen – “имя”. Т. е. многочлен – многоименный.
МЛ2
Самостоятельная работа
1-е и 2-е задания – взаимопроверка (на экране), 3 – самопроверка (на экране):
1. Заполните пропуски:
1 вариант 2 | 2 вариант 2 |
4a2b(_____ – 7b) = 12 a3b2 – ______ | 3xy2(9x – _____) = ______ – 18x2y3 |
2. Найдите ошибки:
1 вариант 2 | 2 вариант 2 |
6х3y6(2xy2 – 5x3y3) = 12x4y12 – 5x6y9 | 4a2b7(5ab3 + 2a4b4) = 9a3b21 + 8a6b11 |
3. Упростите выражения:
а) b · 2 a + b
– a · 2b = ab + b
– ab = b
б) 3(i + j2) – (3j2 + 2i) = 3i + 3j2 – 3j2
– 2i = i
в) (n + m) – (m + p) + p = n + m – m – p + p = n
г) (x2 + xy4) – ( xy4 – x2) – 2x2
= x2 + xy4 – xy4 + x2 – 2x2 = 0
д) m(n + 1) – mn = mn + m – mn = m
Выпишите в таблицу получившиеся ответы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
b | i | n | 0 | m |
б | и | н | о | м |
Получили слово «бином». Как вы думаете, что оно означает? Вспомните значение слова «полином», а также математический термин, который начинается на «би» (например, биссектриса). Или слово «бинокль» «Би» – «дважды», «бином» – двучлен. Почему именно двучлен имеет свое отдельное название, мы с вами узнаем позже, когда будем изучать тему «Формулы сокращенного умножения». Кстати, слово «бис» имеет то же значение: по-французски «дважды».
Выставление баллов
IV. Основная работа
МЛ3
Из пп. I – III выполните по два задания.
На доске – таблица (по количеству заданий п.3
МЛ):
В таблицу заносятся фамилии учеников, которые
раньше других выполнили задание. Остальные
учащиеся могут проверить правильность решения у
учеников, чьи фамилии записаны на доске:
I | II | III | IV | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Иванов |
Петров |
Семенов |
Аксенов |
Савкина |
I. Сложение и вычитание многочленов.
1. (5a2 + 6ab) +(a2 – ab);
2. (3xy – y3) – (2x3 – xy);
3. (2a + 5b) + (8a – 11b) – (9b – 5a);
4. (3x + 10y) – (6x + 3y) + (6y – 8x);
5. M = ? M – (3x – y2) = x2 + x + y2.
II. Умножение одночлена на многочлен.
- 6х(х3 – 2);
- 3ab(a2 – b + 4);
- 5a(2b – 1) – 3b(1 + 4a);
- 12x(x3 – x – 1) + 8x3(6x – 1);
- 13(a3b – 4a2b + 1) – 5b(a3 – 4a2 + 2) – 4a2(2ab – 8).
III. Вынесение общего множителя за скобки.
- 15xy – 45y2;
- 4ac2 – 16a2c;
- 5x2 – 10x3 – 15x4;
- –3a2y – 12ay2;
- 8x3y3z2 + 88x2y3z – 16x3y4.
Из п. IV решите 1 задание.
IV. Уравнения.
- (30 – 9х) + (3х – 8) = 4;
- 19 + 5(3х – 1) = 29;
- 10х – 5 = 6(8х + 3) – 15х;
- 6х – 5(3х + 2) = 5(х – 1) – 47;
- х2 + 6х = 0;
- + = 49;
- – = 2.
V. Подведение итогов урока
– Выберите из утверждений на экране то, которое соответствует вашему восприятию урока.
Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на уроке и выставите себе оценку.
VI. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению:
Дидактические материалы. Контрольная работа по теме «Многочлены».
Используемая литература:
Дидактические материалы по алгебре 7 класс, З.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. М. «Просвещение», 2003.