Урок-проект по теме «Употребление старославянизмов в русском языке»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • Предметные:
    • обобщить знания по теме «Лексика современного русского языка» (в широком смысле слова), конкретнее – «Употребление старославянизмов в современном русском языке»;
    • формировать и развивать предметные компетенции:
      • языковую (сведения о развитии русского языка);
      • лингвистическую (работа с научными  терминами, лингвистическими понятиями);
      • культуроведческую (история развития русского языка);
      • коммуникативную (вид деятельности: доклады, устная защита рисунков, ответы на проблемные вопросы, на  вопросы, поставленные друг другу, написание мини-сочинений, проверка домашних сочинений);
  • Метапредметные:
    • продолжать развивать навыки выразительного чтения, умения образно мыслить, делать выводы, обобщения,  развивать навыки исследовательской деятельности творчески работать;
  • Личностные:  
    • воспитывать уважение к родному языку, желание знать историю его развития.

Тип урока – урок-проект, урок обобщения знаний, полученных учащимися в процессе работы над    проектом «Лексика современного русского языка»

Метод ведения урока:  сочетание репродуктивного метода (воспроизведение докладов) с  проблемным (ответы на проблемные вопросы) и исследовательским (мини-исследования, творческое сочинительство)

Форма работы: групповая ( 4 группы по 5 человек)

Наглядность:  плакат-рисунок «Чудо-дерево – русский язык», «Глаголица – древнейшая славянская азбука», «Кириллица – древнейшая славянская  азбука», рисунки учащихся, книги о русском языке истории его развития.

Технические средства: применение медиааппаратуры  для демонстрации компьтерных слайдов (рисунки учащихся, коллажи), использование музыкальных фрагментов, презентация «Ассоциативное восприятие понятия  «Русский язык».

ХОД УРОКА-ПРОЕКТА

I. Целевая установка учителя на творческую работу

– Ребята! Константин Ушинский сказал: «Язык есть самая живая, самая обильная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое». Русский язык, по мнению И.С.Тургенева, – «прекрасный  язык, это клад, это достояние, переданное нам предшественниками, в числе которых блистает Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! Берегите чистоту языка как святыню!» Много еще и других прекрасных высказываний о русском языке. Чтобы вдохновиться на творческую работу, давайте посмотрим презентацию «Что такое русский язык?» (Учащиеся смотрят презентацию).

После просмотра слово учителю:  Мы продолжаем уважительно говорить о русском языке, история развития которого убеждает нас, что роль старославянизмов до сих пор в русском языке ощутима. Мы должны знать, какие же слова в русском языке были одними из первых. Так давайте послушаем об этом. Вам слово, друзья!

 II. Актуализация знаний

1. Сообщение ученика  «Лексика современного русского языка» (Приложение 1)

2. Как образно можно представить все пласты русского языка?

Демонстрируются через медиапроектор рисунки учащихся, на которых изображены различные предметы: (Рисунок 1, Рисунок 2)

  • детская пирамидка, каждое кольцо которой – тот или иной пласт современной лексики:
  • карандаши, каждый из них – тот или иной пласт русского языка;
  • зонтик, каждый клинышек которого – тот или иной пласт лексики;
  • торт, каждый слой которого – тот или иной пласт русского языка;
  • акварельные краски, каждый тюбик;
  • книжная полка, каждая из книг;
  • солнышко, лучики которого
  • дома в городе «Лексика» – каждый из которых тот или иной пласт русского языка.

3. Какой пласт русской лексики является самым древним? (Старославянизмы)

Презентация заданий каждой группы

Первая  группа (ответы учащихся но предложенные учителем вопросы)

1) Дать понятие старославянизмов, рассказать об их фонетических особенностях.
2) Презентация рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними – старославянские слова .
3) Выразительно прочитать наизусть стихотворение С.Крыжановского, найти в нем старославянизмы.
4) Составить синквейн к старославянскому слову «храм». Подумайте, почему именно это слово предложено вам для анализа в технологии синквейна?
5) Подумайте над вопросом: «Где живут слова? Где их домик?» (в нашем сознании: слово – озвученная мысль,  живут  в словарях). Слова неизменны? Порассуждайте над этим вопросом
6) Задайте вопрос, предложите задание  по теме урока  членам другой группы.

Дидактический материал  первой группы (весь материал  приготовлен и составлен учащимися самостоятельно).

План сообщения по теме «Старославянизмы как самые древнейшие слова письменного языка славян. Фонетические особенности старославянизмов»

1. Что такое старославянизмы?
2. Фонетические особенности старославянизмов:

  • неполногласные сочетания  ра, ла, ре, ле, в положении между согласными , противополагаемые русским полногласным сочетаниям оро,  оло, ере, ело (врата – ворота, брада – борода, град – город, злато – золото, глава – голова, брег – берег, плен – полон, млеко – молоко);
  • начальные сочетания  ра, ла перед согласными, противополагаемые русским  ро, ло, (равный – ровный, ладья – лодка);
  • звуки жд, щ, противополагаемые русским ж и ч (прежде – опережать, вождь – вожатый, освещать – свеча, пещера – Печора);
  • начальное сочетание{ ], противополагаемое русскому о (един – один, елень – олень, есень – осень, езеро – озеро);
  • начальный а, противополагаемый русскому [] (аз – я, агнец – ягненок);
  • начальный [ jу,] противополагаемое русскому у (юродивый – урод).

Устная защита рисунков первой группы (употреблением  старославянизиов)

На моем рисунке изображено езеро, чудо чудное, диво дивное. На его брегах растут мощные древа. Между ними гуляют елени. Есенью тут зело красиво! А как светит солнце! По небу бегают пушистые  облачка в виде маленьких агнецов, а по самому езеру плавают ладьи, в одной из них сидит святой и машет десницей. (Рисунок 3)

Выразительное чтение стихотворения С.Крыжановского  

Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания оро и оло –
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
«Человек некий име два сына…»
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян…
Сто-ро-на.
Го-ло-са.
До-ро-га.
Я усвоил твердо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготел славянский язык.

Составление синквейна к старославянскому слову «храм»

  • ЧТО? – Храм.
  • КАКОЙ? Святой, божий.
  • ЧТО ДЕЛАЕТ? Душу очищает, надежду вселяет, веру поддерживает.
  • АФОРИЗМ: «Храмы зиждутся во имя святого».
  • СИНОНИМЫ: церковь, собор.

Вторая группа

1) Рассказать о словообразовательных элементах старославянизмов.
2) Словесная защита  рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними – старославянские слова.
3) Выразительно прочитать наизусть отрывок из произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», найти в нем старославянизмы и сделать вывод о том, с какой целью поэт употребляет их в данном стихотворении (Приложение 2).
4) Составить синквейн к старославянскому слову «врата», напишите мини-сочинение с данным словом. Подумайте, почему именно это слово предложено вам для анализа?
5) Рассказать, используя плакат-рисунок (или  рисунок через медиапроектор), о первой славянской азбуке «Глаголице», ее значении.
6) Задайте вопрос по теме урока членам другой группы.

Дидактический материал второй группы (приготовлен и составлен учащимися самостоятельно)

План к докладу по теме «Словообразовательные элементы при образовании старославянизмов»

1) Что такое старославянизмы?
2) Словообразовательные элементы:

  • приставки:  воз, из, низ, пре, пред, чрез  (воздух, изнемогать, низвергать ,презирать, предпочитать, чрезмерный)
  • суффиксы существительных: -ени, -енств, -еств-, -знь, -изн, -ни(е), -тель, -тай, ч(ий),-ын(я) (единение, главенство, существо, жизнь укоризна, внимание, хранитель, ходатай, кормчий, гордыня)
  • суффиксы прилагательных и причастий: -айш, -ейш, -ащ, -есн, -им, -ом, -ущ, -енн (крепчайший, милейший, добрейший, сидящий, чудесный, гонимый, ведомый, грядущий, благословенный).
  • первая часть словосложений: благо-, велико-, добро-, душе-, зло- (благодарить, великодушие, добродетель, душеспасительный, злословие).

Устная  защита рисунков второй группы

На нашем рисунке изображен смешной человечек, у которого карие очи, взлохмаченные  власы, уста молчат и ничего не говорят, но ланиты так горят, так горят! Выя у него короткая-короткая. Щуйца и десница у него очень тоже короткие. Чувствуется, что это милейший, добрейший человек, не делающий никому зла. (Рисунок 4)

Составление синквейна к старославянскому слову «врата»  (Рисунок 5)

1) ЧТО? – Врата.
2) КАКИЕ? Церковные, святые.
3) ЧТО ДЕЛАЮТ? Открываются (в рай, святилище), надежду вселяют, душу окрыляют.
4) АФОРИЗМ: «Открывайте врата – несите радость нам сюда».
5) СИНОНИМЫ: двери, калитка.

Третья группа

1) Рассказать о смысловых отличиях  самых древних слов  и о значении старославянизмов в развитии русского языка.
2) Презентация рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними – старославянские слова.
3) Практическая работа: подобрать к старославянизмам русские соответствия и
составить с некоторыми из них  мини-сочинение.
4) Составить синквейн к старославянскому слову «истина», напишите с данным словом мини-сочинение. Пользуйтесь «Энциклопедией  афоризмов. Порассуждайте, почему именно это слово  предложено вам для анализа в технологии синквейна?
5) Найти  в «Школьном фразеологическом словаре  русского языка»
фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка. Определите их лексическое значение, составьте с ними предложения или мини-тексты.
6) Задайте вопрос по теме урока членам другой группы.

Дидактический материал третьей группы (материал составлен и подобран учащимися самостоятельно)

План к докладу по теме «Смысловые отличия старославянизмов»

1) Что такое старославянизмы?
2) Смысловые особенности старославянизмов:

  • слова  являются названиями отвлеченных понятий из области философии, религии, морали (истина, суета, образ, святой, отечество, мечта, награда, поприще);
  • старославянизмы, русские варианты которых постепенно утрачивались и в настоящее время неупотребительны: благо, возбранять, бремя, влага, область, пещера, увлекать, время, враг, плен, пламя, между, овощи, прежде, жертва, мерзость;
  • старославянизмы, русские варианты которых обособились как отдельные слова с самостоятельным значением : власть – волость, глава – голова, хранить – хоронить, предать – передать, страна – сторона, невежда – невежа, чуждый – чужой и т.д.
  • старославянизмы, не используемые в повседневном языковом общении, перешедшие в стилистический резерв: брег (берег), власы (волосы), глас (голос) , древо (дерево), хлад (холод), вран (ворон);
  • старославянизмы (научные понятия ) : местоимение, существительное, дательный (падеж), млекопитающее.

3) Востребованность слов (в последнее время), ранее считавшихся устаревшими:  милосердие ,сострадание, великодушие, храм, воскресенье, благословенный, порок и гордыня.

Презентация  рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними – старославянские слова

На нашем рисунке изображена девица-красавица:  алые уста, румяные ланиты, синие очи, выя,  как у лебедушки. Длинные власы заплетены в косу – девичью красу. Зовут – Людмила, то есть людям милая. Она живет в Царь-граде. Время проживания – IX век. Рядом стоит юноша из иного временного пространства – из ХХI века. О нем стихами:

Стоит здоровый со здравым смыслом,
С короткими власами,
С грустными очами
Под темными очками.
Сам в синих джинсах,
Такой крутой!
Уста молчат –
Просто немой. 

Дидактический материал к третьему заданию. Подобрать к старославянизмам русские соответствия

Рождение (рожать), здравый (здоровый), злато (золото), краткий (короткий), млат (молоток) влачить (волочить), бразды (борозды), драгой (дорогой), средний (середина), злато (золото), чреда (череда), кладезь (колодец), глава (головной), нрав (норов), страж (сторож), млеко (молоко), глад (голод), блато (болото), бред (бередить), младой (молодой), оградить (город), страна (сторона), вождь (вожатый), чрез (через), власть (волость).

Составить синквейн к старославянскому слову «истина»

1) ЧТО? Истина.
2) КАКАЯ? Подлинная, научная.
3) ЧТО ДЕЛАЕТ? Торжествует, ругает (ложь), выводит (на чистую воду фальшь).
4) АФОРИЗМ: «Научная истина торжествует по мере того, как вымирают ее противники».
5) СИНОНИМЫ: правда, антиложь.

Дидактический материал по теме «Фразеологизмы» (приготовили учащиеся)

Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка (их сравнительно немного):

Ничтоже сумняшися – (нисколько не колеблясь, ни перед чем не останавливаясь )
Как зеницу ока – (очень заботливо, тщательно беречь)
Не от мира сего – (не такой, как все)
Притча во языцех – (становиться, являться, считаться с чем-либо). Во языцех – старая форма мн .числа от слова язык с заменой смягченного заднеязычного (к) свистящим (ц)
Во время оно – (очень давно, в незапамятное время)
святая святых (1 особо охраняемое, недоступное помещении; 2 место, которое является очень дорогим, любовно хранимым и чтимым; 3. нечто самое важное, дорогое, заветное, глубоко сокровенное)
Бить челом – (жаловаться на кого-либо)
Око за око, зуб за зуб (мстить)
От младых ногтей (смолоду, с самых ранних лет)
Из уст в уста – (от одного человека к другому передавать, сообщать, переходить; о новостях, слухах, волнующих всех событиях)

Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после введения христианства на Руси. Чаще всего они имеют книжный характер. Таковы, например, притча во языцех – предмет всеобщего обсуждения, ищите и обрящете – ищите и найдите, метать бисер перед свиньями – «напрасно доказывать что-то людям, которые не могут этого понять и оценить» и др.

Четвертая группа

1) Прочитайте отрывок, найдите в нем старославянизмы. По каким признакам вы их узнали? С какой целью А.С.Пушкин использует их в своей поэме «Медный всадник»?

Прошло сто лет, и юный град,
Полношных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво

А.С.Пушкин

2) Рассказать о братьях Кирилле и Мефодии, создателях двух древнейших славянских азбук («Глаголицы»  и «Кириллицы»).
3) Расскажите, используя плакат «Кириллица», о буквах древнейшего  алфавита.
4) Презентация рисунков, на  которых изображены предметы, подписи под ними –старославянские слова.
5) Составить синквейн к слову «книга», написать мини-сочинение, употребив данное слово как ключевое. Почему именно это слово предложено вам для анализа в технологии  синквейна?
6) Задайте вопрос по теме урока членам другой группы.

Презентация рисунка четвертой группы (Рисунок 6)

На нашем рисунке изображены красивые вещи: …
Словом, очень красивая одежда, Слово «одежда» по происхождению старославянское, соответствующее ему русское – одежа. Данное слово, большей частью, имеет стилистический оттенок и мало употребляется в современном русском языке. Но мы нашли красивые стихи калмыцкого поэта Давида Кугультинова, который уместно употребил данное слово:

Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одежа.
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа  

Составить синквейн к слову «книга» ( составили учащиеся)  (Рисунок 7)

  • ЧТО? Книга.
  • КАКАЯ? Мудрая, интересная, поучительная.
  • ЧТО ДЕЛАЕТ? Учит, воспитывает, развивает, обогащает (знаниями), советует, наставляет.
  • АФОРИЗМ: «Книга – кладезь мудрости».  Пословица
  • СИНОНИМЫ: брошюра, Библия.

Рефлексия. Подведение итогов после проведенных презентаций

Выставление оценок . Домашнее задание

Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете, что можно считать символом старославянизмов? (Книгу – Библию)

Поразмышляйте, какая мелодия может стать символом старославянизмов и в музыкальном образе  выразить, как нельзя лучше, ту древнейшую эпоху (мелодия колокольного звона).

Учащиеся слушают мелодию колокольного звона.

Список литературы

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:«Просвещение», 2005.
2. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. – М.: изд. «АСТ», 2003.
3. Васюкова И.А. Русский язык.  Золотой фонд – Энциклопедия. – М.: изд. Дрофа, Научное издательство  «Большая Российская энциклопедия», 2007.
4. Введенская Л.А., Баранов М.Т. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка». – М.: «Просвещение», 2011.
5. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6 классов. –  М.: «Флинта», 1996.
6. Синицын В.А.,Сухова Г.В. Уроки лексики, или когда язык заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества. – М.: «МСГИ», 2002.
7. Смирнов А. Дар Владимира Даля. Книга для внеклассного чтения, изд. 2-е, стереотипное, – М.: «Дрофа», 2007.