Цель: ранняя профориентация дошкольников на железнодорожные специальности.
Примечание: родители воспитанников нашего детского сада – железнодорожники, поэтому осознание значимости их труда, воспитание гордости за профессию, знакомство с историей железной дороги и особенностями железнодорожных специальностей и, как следствие, возможное продолжение династии – те составляющие, которые делают работу мини-музея актуальной. Организацией музея и проведением экскурсий занимается творческая группа педагогов “Моя железная дорога”.
Оформление: мини-музей “Железнодорожный” расположен в одной из групп детского сада. Ниша в стене, встроенный подиум, стеллаж – компактное музейное пространство. При организации выставок-конкурсов возможно его расширение с помощью дополнительных столов, мольбертов. Для проведения экскурсий в нашем мини-музее используется всё пространство группы. Например: интерактивный экран и место для посадки детей возле него это “Кинозал”, пространство на ковре – “Игровой зал”; “Мастерская” мини-музея – столы со стульями вокруг них.
Разделы и экспонаты:
“Железнодорожная станция “Абакан” - макет железнодорожного вокзала города Абакана расположен на подиуме, перед макетом – поезда и паровозы как игрушечные, так и сделанные руками детей, педагогов и родителей. Приложение2. Над макетом висит баннер по размеру стены с фотографией железнодорожного тоннеля.
“Галерея безопасности” - правила безопасного поведения на железной дороге, оформленные в виде мини-плакатов в рамах.
“История в деталях”- раздел мини-музея с настоящими инструментами железнодорожников, деталями железнодорожной техники. Например: рельс в разрезе, свисток паровозный 60-х годов, башмак железнодорожный искробезопасный.
“История железных дорог России”- литература для детей и педагогов об истории железной дороги в России, альбом для рассматривания “Необычные паровозы”, методические разработки педагогов (“Трасса мужества”, “Главные люди железной дороги” и т.д.)
“Детям о железной дороге”- познавательная литература, книжки-раскраски, разрезные картинки, альбом рисунков бывших воспитанников о железной дороге, фотоальбом “Мои родители-железнодорожники”, литература ОАО “Российские железные дороги” с литературными и художественными работами детей – лауреатов конкурсов.
“Сувениры”- сувенирная продукция (календари, открытки, кружки, модели паровозов), привезённая педагогами детского сада из разных городов России.
“Будущие железнодорожники”- атрибуты для сюжетно-ролевых игр на железнодорожную тематику (головные уборы, одежда монтёров пути и проводников, газеты и журналы, билеты и т.д.).
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста
“Горжусь профессией железнодорожника!”
Задачи:
1. Познакомить детей с основными железнодорожными профессиями.
2. Закреплять навыки звукового анализа.
3. Совершенствовать навыки чтения.
4. Развивать логическое мышление детей.
5. Воспитывать гордость за работу своих родителей на железной дороге.
Оборудование: мини-музей “Железнодорожный”, интерактивная доска, компьютер, фото железнодорожных профессий, фото родителей воспитанников на рабочем месте, заготовка для фотогазеты “Мои родители – железнодорожники” в виде листа ватмана с заголовком и рамками для наклеивания фотографий и подписями под ними.
Ход
Дети входят под звуки движения поезда.
Воспитатель 1. Приложение 2
- Добрый день, дорогие ребята! Добро пожаловать в наш железнодорожный мини-музей! Здесь вы можете познакомиться с историей железных дорог России, взять для чтения интересные книги, поиграть в такие игры, как “Путешествие по железной дороге”, “Поезд” и другие, собрать разрезные картинки с изображением разных видов поездов, рассмотреть макет железнодорожного вокзала станции Абакан, усвоить правила поведения на железной дороге. И сегодня вас ждёт увлекательная экскурсия.
Дети, скажите, пожалуйста, кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей) А у кого родители работают на железной дороге? (ответы детей)
Сегодня вы узнаете, люди каких профессий работают на железной дороге.
Начнём знакомство с теми, кто водит поезда – машинистами (фото на экране). Если среди родителей воспитанников есть данная профессия, то показывается фото родителя на рабочем месте.
Представьте себе, что мы находимся в кабине машиниста. Поезд управляется с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборах несколько рукояток, с помощью которых машинист совершает разные действия. Справа от машиниста у бокового окна второй аппарат – пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине машиниста есть телефон, микрофон, электроплита для подогрева пищи, шкаф для одежды, холодильник.
Машинисту в его работе помогает его помощник (фото на экране), который сидит слева от машиниста. Его главная обязанность следить за сигналами и обо всем докладывать машинисту. Конечно, машинист сам следит и видит все, что летит навстречу, и что показывают приборы в кабине. Для полной гарантии безопасности движения нужен двойной контроль. Машинист должен и обязан выполнять приказы диспетчеров и дежурных по станциям.
Для того, чтобы грузы вовремя поступали на станцию назначения, а пассажиры прибыли в нужный им город, на железной дороге трудятся люди различных профессий.
Дирижёром движения называют поездного диспетчера (фото на экране) Он не водит поезда. Он ведёт график движения поездов, организует движение, направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов. А территория, на которой он работает, называется диспетчерским округом. Это участок в 100-200 км.
А дежурный по станции принимает и отправляет поезда, пропуская их через станцию (фото на экране). Современная техника позволяет сосредоточить в одном месте, в тёплом помещении, управление всеми стрелками и сигналами. Теперь один человек заменяет труд десятков стрелочников. Нажмёт дежурный по станции кнопку и за километр от него переведётся стрелка в нужном направлении. Нажмёт другую, и на светофоре загорится разрешающий сигнал.
Поезда, как и человек, нуждаются в лечении. Осматривает, ставит диагноз осмотрщик поездов (фото на экране). Осмотрщик, это своего рода, врач, диагност вагонов, который должен определить, чем болен вагон. Для того, чтобы определить неисправности, особенно скрытые, требуется большое внимание и наблюдательность. После остановки поезда группа осмотрщиков начинает осмотр поезда с двух концов, с двух сторон состава. Он должен заметить все неисправности – может колесо где-то от трения стало плоским – это место называется “ползун”, следует заменить. Осмотрщик вагонов должен быть физически сильным человеком, так как работает на улице в разное время года: в жару и в мороз.
А вот ремонтируют железную дорогу монтёры пути (фото на экране). Мы видим этих людей из вагонов, проезжая станции и разъезды, на перегонах, на мостах, в тоннелях. Они ремонтируют путь. Монтёр пути – профессия, которая требует силы, выдержки, самых разнообразных навыков и знаний.
Учитель-логопед:
- Дети, отгадайте загадку.
С нами он в вагоне едет и в пути за все в ответе.
Чай и свежее бельё пассажирам выдает.
Остановки объявляет, в вагоне чисто подметает,
На колесах жить привык, потому что ... (проводник).
На экране появляется фотография проводника – мамы одного из детей.
- Среди фотографий-профессий вам сейчас нужно выбрать одну, которая будет являться отгадкой загадки, которую загадает Савелий:
Поезд стоит, делать нечего, но поступила команда ЕГО.
Он – дирижер для железных дорог
Поезд отправит в назначенный срок.
Его задача – развести друг с другом поезда,
Чтоб не столкнулись на пути составы никогда! (диспетчер)
Дети находят фото-отгадку.
- Кто же из вас самый внимательный? Отгадки на следующие загадки найдите среди экспонатов музея.
Кто там мчится и шипит и колесами стучит,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу я по рельсам качу (поезд).
Ровненьким шнурочком на 1000 вёрст тянутся
Нигде не затеряются (рельсы).
Вот зеленая гора в ней глубокая нора.
Что за чудо! Что за чудо! Кто-то выбежал оттуда.
На колесах и с трубой, хвост волочит за собой (паровоз).
Дети находят отгадки в мини-музее.
- Приглашаю вас сесть за столы. Послушайте еще одну загадку. Отгадку вы не произносите вслух, а выкладываете из букв разрезной азбуки. Будьте внимательны!
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом быстро в городе другом (вагон).
Один ребенок составляет это слово на интерактивной доске. Логопед просит каждого ребенка прочитать слово, которое он выложил у себя на столе.
- Молодцы! А сейчас отправляйтесь в “Мастерскую” нашего мини-музея для увлекательной работы.
Воспитатель 2.
- Сегодня, дети, вы узнали, люди каких профессий работают на железной дороге, т.е. о работе ваших родителей. Узнали, как она трудна, ответственна, интересна и очень нужна. Думаю, что вы гордитесь своими родителями, а они будут гордиться вами, когда вы тоже станете железнодорожниками. Предлагаю вам оформить газету о ваших родителях – железнодорожниках. Как же нам её назвать? Предлагайте варианты заголовка. Дети предлагают варианты названий. Одновременно педагог беседует с ними о том, почему дети гордятся профессией родителей, о чувствах, связанных с тем, что в будущем ребята – продолжатели династий.
- “Гордимся нашими родителями!”, такое название вы придумал, дети. Возьмите фотографии, посмотрите, какая цифра указана на обороте и найдите соответствующую цифру в одной из рамок для фотографий. На этом месте приклейте эту фотографию.
Дети выполняют задание. Читают надписи под ними (фамилии, имена, отчества родителей-железнодорожников), называют профессии.
- Замечательная газета получилась у нас дети! Мы её повесим в холле. Я думаю, что ваши родители будут рады! Спасибо за работу!
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста “Безопасная железная дорога”
Задачи:
- Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на железной дороге.
- Развивать внимание старших дошкольников.
- Воспитывать у детей вежливое отношение друг к другу.
Оборудование: экспозиции железнодорожного мини-музея детского сада, макеты ситуаций для показа правил безопасного поведения на железной дороге, листы бумаги А4, фломастеры,
Ход:
Воспитатель приветствует детей, пришедших на экскурсию в мини-музей, обращает внимание на “Галерею безопасности”, говорит:
- Правила железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
-Посмотрите, какая сложная ситуация!
Показ на макете:
1.
Эй! Не трусь, скорей за мной:
Через рельсы - по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
- Нет, друзья, - ответил Дрозд, -
Безопасно - через мост!
Правило: Переходить через пути нужно по мосту!
1.
- Я в обход, - сказал Зайчишка, -
Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда -
Неминуема беда.
Правило: Не подлезайте под вагоны!
2.
На платформе две дворняжки
Разыгрались в догонялки:
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой!
Правило: Не устраивайте подвижных игр на платформе!
3.
- Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -
Высунул голову Ослик в окошко.
- Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь-ка на место, - сказал проводник, -
Впредь так не делай, Осёл, никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
Правило: Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
4.
- Стой! Куда же ты, приятель?
Посмотри на указатель:
"Переход через пути" -
Это значит: по настилу
И ежу, и крокодилу
Разрешается пройти.
Только прежде нужно нам
Посмотреть по сторонам!
Правило: Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
5.
На железной дороге два братца
Захотели друг с другом подраться.
- Драчуны! Уносите-ка ноги
Поскорее с железной дороги!
Хорошо, что вмешалась Сорока:
Всё могло бы закончиться плохо!
Правило: Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
6.
На перроне теснотища,
Жеребёнка Лошадь ищет:
- Где ты, серый Жеребёнок,
Непослушный мой ребёнок?
Он за маму не держался,
Потому и потерялся.
Правило: На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!
- Правила запомнил -
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь - расскажи!
- А сейчас, ребята, мы поиграем в игру “Опасно-безопасно” и проверим, как вы усвоили эти правила. Я буду называть разные ситуации. Если ситуация опасна для её героев, вы поднимете красный кружок, если безопасна – зеленый.
Ситуации:
- Света и Коля играют в бадминтон на платформе.
- Женя идет по рельсам.
- Щенок сидит на рельсах.
- Маша спряталась от папы под вагон.
- Алеша высунул голову в окно электропоезда.
- Саша ждет поезд в зале ожидания.
- Сережа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.
- Катя пошла через рельсы, чтобы сократить путь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо усвоили правила безопасного поведения на железной дороге. Железная дорога – не место для игры. Вы правильно усвоили, как себя вести. А сейчас вас ждут в “Мастерской нашего мини-музея”.
Педагог по изодеятельности: Ребята, переходить железную дорогу нужно только в специально отведенном месте – там, где есть шлагбаум и специальный настил или мост. Если нужно перейти дорогу там, где нет управляемого переезда? Что может нам помочь в этом случае? Загадать загадку.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
Машинистам помогаю
Но зовут не светофор.
(семафор)
- Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два. Давайте нарисуем семафор. (Дети рисуют. Обратить внимание на цвета. Красный цвет сигнала предупреждает, что переход через железнодорожную линию запрещен).
- Какие красивые у нас получились семафорчики! Приходите к нам на экскурсию ещё! До встречи!