Цели.
1. Познакомить с признаками имени существительного в форме родительного падежа, со способом распознавания родительного и винительного падежей имён существительных 2-го склонения мужского рода; закрепить ранее изученный материал.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности (память, внимание, воображение и т.п.).
3. Развивать самооценку учащихся.
4. Воспитывать гуманное и толерантное отношение друг к другу, к окружающим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, выйдите все к доске.
- Как вы считаете, кого называют исследователем? Выберите, по-вашему мнению, самое точное определение:
1 – это человек, который изучает следы живых существ
2 – это лицо, занимающееся научными открытиями
3 – это человек, который расследует какие – либо преступления, правонарушения, следит за преступниками.
- Кто придерживается какой точки зрения, станьте соответственно по группам: 1, 2 и 3.
- Что же на самом деле обозначает это слово?
- Мой информационный помощник расскажет вам, что по этому поводу “говорит” толковый словарь?
Заранее подготовленный ученик представляет информацию из словаря: “Исследователь (по толковому словарю Ожегова) – человек, занимающийся научными исследованиями в разных областях знаний. Например, исследователь микроорганизмов, исследователь Африки и т.д. Синонимы к слову исследователь: изыскатель, экспериментатор, обследователь, проработчик и другие”.
- Какая же группа была близка к истине?
- Не зря я сегодня начала разговор об исследователях – мы попробуем на уроке исследовать некоторые вопросы русского языка.
- Результаты своей работы мы будем вносить в специальные журналы исследований (Приложение 1.1-1.6).
2. Языковая разминка.
- Исследуем предложение.
- Прочитайте предложение, записанное на доске, выделите орфограммы:
Полярные исследователи несколько месяцев изучали поведение морских животных.
- Какие виды орфограмм вам встретились в этом предложении?
Дети цепочкой выходят к доске и выделяют все знакомые орфограммы: Полярные исследователи несколько месяцев изучали поведение морских животных.
- Запишите это предложение в журнал исследования (левая верхняя сторона разворота), выделяя все орфограммы.
- Выполним синтаксический разбор этого предложения. Координатор работает у доски.
Координатор – ученик, заменяющий учителя и руководящий процессом разбора предложения. Он вправе вызывать к доске желающих выполнять предложенную работу (найти и подчеркнуть грамматическую основу, указать над всеми словами части речи, дать характеристику предложения, построить схему).
- Как бы вы оценили работу координатора? Вам было комфортно с ним работать? Всё было точно и понятно?
Дети показывают свои отметки координатору. Учитель соглашается (не соглашается) с общественным мнением, просит обосновать отметку и ставит её ученику.
- Определим падеж имён существительных, встретившихся в данном предложении: исследователи – И.п., месяцев – Р.п., поведение – В.п., животных – Р.п.
- Почему слово животных отнесли вы к Р.п.?
Нет кого? Животных – Р.п.
- Мне кажется, что слово животных в этом предложении употреблено в форме В.п. – вижу кого? Животных.
Возникает проблемная ситуация, которую дети пока разрешить не в силах.
- В конце сегодняшнего урока, я думаю, мы с вами сможем точно определить падеж данного существительного.
3. Формулирование темы и цели урока.
- С какими встретившимися в предложении падежами мы уже достаточно хорошо познакомились?
На данный момент, учитывая учебник Р.Н.Бунеева и др. “Русский язык. 4 класс” (программа “Школа 2100”), дети изучили именительный и винительный падежи.
- Предлагаю вспомнить, что мы с вами уже знаем об этих двух падежах. Поиграем в игру “Шапка вопросов”.
- Обращаю ваше внимание на то, что вопросы должны быть только об именительном и винительном падежах.
Ученик, желающий проверить свои знания, выходит к доске. Учитель подаёт ему четырёхугольную шляпу (символ студенчества), в которой лежат листочки с фамилиями всех учеников класса, и есть пустой листочек. Отвечающий тянет пять листочков с фамилиями, соответствующие ученики задают ему по одному вопросу. Если выпадает пустой листочек – это бонусный балл – принимается как правильный ответ, если выпадает листочек с фамилией отвечающего, он сам себе задаёт вопрос и даёт ответ.
- Как вы оцениваете отвечающего?
Ученики показывают отметки.
- Падеж какого существительного из предложения нами ещё недостаточно изучен? (Родительный)
- Именно о нём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
- Запишите тему сегодняшнего исследования на первую страницу вашего исследовательского журнала.
На титульной странице исследовательского журнала ученики пишут тему “Родительный падеж”.
- Какие вопросы на уроке мы должны с вами обсудить, вспомнить? Что узнать, повторить?
Дети формулируют вопросы, учитель записывает их на доску: вопросы существительных в родительном падеже, вспомогательные слова родительного падежа, происхождение названия падежа, роль в предложении существительных в родительном падеже, предлоги родительного падежа и др.
4. Изучение нового материала.
- Предлагаю исследование данных вопросов провести по группам:
1 группа – 1 ряд – занимается исследованием вопросов и вспомогательного слова Р.п.;
2 группа – 2 ряд – исследует предлоги Р.п.;
3 группа – 3 ряд попытается разобраться, каким членом предложения являются имена существительные в Р.п.
- Сейчас вы совместно в парах выполняете упражнение под № 1 в журналах исследований. Как только работа письменная будет выполнена, выбираете подходящие ответы из конвертиков (Приложение 2), лежащих на каждом столе, и за последней партой отображаете результаты своей работы в отчётных листах (Приложение 3).
Ученики сначала выполняют упражнение 1 в исследовательских журналах, потом ищут соответствующие правильные ответы в конвертах, с листами правильных ответов направляются за последнюю парту своего ряда и на заготовленные ватманы наклеивают свои ответы.
- На выполнение данной работы вам отводится 5 минут.
- Итак, подводим итоги. Что же вам удалось выяснить в результате исследований?
- 1-ый ряд представьте свой отчёт, 2-ой ряд и 3-ий ряд. Докажите свои предположения примерами из текстов.
Ученики подтверждают свои ответы примерами из упражнения 1 исследовательского журнала.
- Запишем выводы всех групп в журнал исследований: вопросы, вспомогательное слово и предлоги родительного падежа.
- Предлоги запишем таким образом, чтобы их было легко запомнить:
от, до,
из, без,
у, для, около, с.
- На какие поставленные в начале урока вопросы мы уже ответили?
Ученики называют эти вопросы, учитель на доске отмечает их.
- Исследованием происхождения названия родительного падежа занимался мой информационный помощник на сегодняшний урок.
Заранее подготовленный ученик – информационный помощник – рассказывает о происхождении названия родительного падежа.
5. Упражнение в распознавании падежей.
- Давайте вернёмся к началу урока, к тому предложению, с которого начинали.
- Мы уже много узнали о родительном падеже. Можете теперь наверняка определить падеж существительного животных?
- Пока нет.
- Предлагаю вам исследовать две группы слов футбол, торт и брат, друг. Упражнение 2 в ваших журналах.
- Сравните эти имена существительные. (Общее – м.р., ед.ч.; отличие – одуш./неодуш.)
- Поставим их в форму Р.п., а затем В.п.
- Запишем результаты в таблицу.
- На что вы обратили внимание? Сравните окончания.
Ученики отмечают, что у одушевлённых существительных мужского рода единственного числа одинаковые окончания.
- Давайте проверим, а у существительных женского рода эта особенность прослеживается?
Просклоняв существительные школа, лиса, ученики делают вывод, что у существительных женского рода такой особенности нет.
- Что же или кто нам поможет?
- Обратите внимание на экран. (Приложение 4).
- Снова возвращаемся к нашему первому предложению. Попробуем теперь определить падеж существительного животных.
Используя ПОДсказку про лису, ученики предлагают подставить в предложение вместо слова животных, слово лиса (Полярные исследователи несколько месяцев изучали поведение морской лисы). В новом предложении легко определить падеж существительного лиса – Р.п.
6. Работа над текстом.
- Попробуем исследовать текст.
Текст представлен в исследовательских журналах на последней странице.
- Прочитайте текст.
- О чём он?
- Какой это тип текста? Автор что-то нам описывает, рассказывает интересный случай из жизни или о чём-то рассуждает?
- Над каким вопросом размышляет автор?
- Даёт ли он ответ на поставленный вопрос?
- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст?
- Попробуйте, используя текст ответить на вопрос, почему же всё-таки главный герой опаздывает в школу?
- Определим падеж выделенных имён существительных. Что для этого нужно сделать? (Найти слово, от которого можно поставить вопрос. По вопросу, предлогу, вспомогательному слову определить падеж имени существительного).
Ученики работают самостоятельно. Несколько тетрадей учитель проверяет и ставит отметку.
7. Итог урока.
- Посмотрим на вопросы, которые мы ставили перед собой на сегодняшний урок.
- На все ли мы смогли найти ответ?
- Что ещё нового узнали о родительном падеже?
- Кстати, как вы думаете, в каком-нибудь стиле речи первенствует данный падеж
- В деловой, научной речи родительный падеж стоит на 1 месте, 2 место принадлежит именительному падежу.
8. Рефлексия.
- Перед вами цветные стиккеры. Выберите один, соответствующий вашему уровню познания сегодняшней темы и оставьте его в своих исследовательских журналах:
красный – для меня осталось много непонятного;
жёлтый – есть некоторые моменты, которые непонятны мне;
зелёный – я всё прекрасно понял, могу двигаться дальше.
- Исследовательские журналы сдайте мне, и я увижу вашу самооценку.
9. Домашнее задание.
- Выучить вопросы, вспомогательное слово и предлоги родительного падежа.
- Написать совет мальчику, что ему делать, чтобы не опаздывать в школу (по желанию).