Программа элективного курса «Биология. Путеводитель старшеклассника»

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательной школы, сдающих итоговую аттестацию по биологии в форме ЕГЭ и рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Изучение данного курса способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в вузы соответствующего профиля. Курс рассчитан на тех учащихся, кто уже обладает базовыми знаниями по биологии. В структуре урока – практикума учитель предусматривает краткое повторение учебного материала в виде выполнения заданий с рисунками и терминами; анализ научного текста и выполнение заданий: составление таблиц и опорных схем, анализ терминов, поиск ответов на вопросы и т.д. В конце занятия обучающимся предлагаются задания для самостоятельной работы.

В зависимости от уровня подготовки обучающихся учитель может самостоятельно изменять структуру урока-практикума, подбирать типичные задания или задания разного уровня сложности.

Цель курса: создание условий для качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии; углубления, систематизации и обобщения имеющихся биологических знаний.

Задачи курса:

  1. Способствовать систематизации и обобщению имеющихся знаний учащихся по биологии;
  2. Способствовать развитию умений у учащихся преобразовывать знания, получаемые из различных информационных источников и применять их в новых условиях для решения нестандартных задач;
  3. Развивать познавательный интерес и различные учебные умения у старшеклассников;
  4. Создать условия для подготовки к ЕГЭ по биологии, дальнейшего обучения в вузах.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что после успешного освоения элективного курса учащиеся расширят, углубят и систематизируют имеющиеся базовые знания по биологии. Усовершенствуют имеющиеся умения по работе с дополнительными источниками информации. Важнейшим итогом занятий по курсу является умение применять биологические знания для решения задач в новых нестандартных условиях.

Содержание курса

Структура ЕГЭ по биологии. Содержание контрольно – измерительных материалов текущего года. Степень трудности заданий.

Биология как наука, методы познания живой природы. Методы цитологии. Методы селекции. Методы генетики.

Биологическая терминология. Этимология некоторых биологических терминов. Общие подходы к определению значений незнакомых терминов.

Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций органических и органических соединений, входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и в организме человека.

Строение клетки. Функции органоидов клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клеток: интерфаза и митоз. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза.

Царство бактерий, их строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство грибов, их строение, жизнедеятельность, размножение. Значение грибов.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы). Жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере цветкового растения).

Основные отделы растений. Классы цветковых растений, роль растений в природе и в жизни человека.

Царство животных. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения одноклеточных. Значение простейших.

Характеристика основных типов беспозвоночных животных. Классы членистоногих.

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и в жизни человека.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опоры и движения, покровной, кровеносной, репродуктивной.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи с окружающей средой.

Тематический план

№ п\п Тема занятия Тип занятия Кол-во
часов
  Введение. Структура ЕГЭ по биологии. Урок - введение 1
  Методы биологии. Практикум 1
  Биологическая терминология. Практикум 1
  Уровни организации и свойства живого Практикум 1
  Химический состав клетки Практикум 1
  Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей клетки. Практикум 1
  Клетка – генетическая единица живого. Практикум 1
  Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Практикум 1
  Царство растений. Строение и жизнедеятельность растительного организма. Практикум 1
  Основные отделы растений. Практикум 1
  Царство животных. Одноклеточные животные. Практикум 1
  Характеристика основных типов беспозвоночных. Практикум 1
  Хордовые животные. Характеристика основных классов. Практикум 1
  Человек. Системы органов: пищеварения, дыхания, выделения. Практикум 1
  Человек. Системы органов: опоры и движения, покровная, кровеносная, репродуктивная. Практикум 1
  Человек. Нервная и эндокринная системы. Практикум 1
  Диагностическая работа. Контроля знаний. 1

Основные типы занятий: урок-введение (1), урок-практикум (15), урок контроля знаний (1).

Литература

Для учителя:

  1. Биология: пособие для поступающих в вузы (в 2-х томах)/Н.В. Чебышев и др./ - М.: ООО “Изд-во Новая волна; ЗАО Изд. дом “ОНИКС”, 1999 г.
  2. Биология: путеводитель абитуриента и старшеклассника /Авто-сост. А.И. Деев/ - М.: Научно-технический центр “Университетский”,1996 г. – 96 с.
  3. Гусарева Н.Б. Теоретические основы биологии: 10-11 кл. – М.: ООО “Чистые пруды”, 2005 г. – 32 с. (Библиотечка “Первое сентября”, серия “Биология”.
  4. Циклов С.Б. Биология. Теория, тренинги, решения /серия “Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России”/ – М.: Изд. дом “Учительская газета”, 2012 г. – 496 с.

Для учащихся:

  1. Биология в таблицах и схемах (любое издание).
  2. Биология. Типовые тестовые задания (Сборник КИМов текущего года).
  3. Введенский Н.А. и др. Форсированный курс подготовки к экзамену по биологии. Учебное пособие – М.: Эксмо, 2006 г. – 544 с.
  4. Реймерс Н.Н. Основные биологические понятия и термины – М.: Просвещение, 1988 г.