Образование традиционно определяется как создание человеком соответствующего требованиям существующей в данное историческое время культуры. При этом культура понимается как воспроизводимая при смене поколений система образов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.
Развитие образования определяется социально-политическими, экономическими и культурными условиями общества. Наиболее тесной является взаимосвязь образования и культуры. Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение незрячих детей, анализ состояния их знаний и практических умений даёт основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство слепых и слабовидящих детей достигают высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учёбе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.
Развитие индустриального общества существенно обогатило культуру, расширило ее границы. Промышленная революция привела к возникновению практикоориентированного образования. Постепенно развиваются два вида образования: общее, направленное на освоение социокультурных технологий и воспитание личности, и профессиональное, ориентированное на освоение различных индустриальных, педагогических, медицинских, экономических и т.д. технологий и становление специалиста.
Развитие информационных технологий, появление мультимедийных средств отражения реальной и ирреальной действительности, широкое распространение психотехнологий приведут к изменению культуры, утверждению новой цивилизации.
Научно-техническая революция и бурный рост промышленного производства способствовали не только повышению качества жизни человека, но и отрицательно сказались на состоянии окружающей среды в ряде регионов нашей планеты. Реальностью стали глобальное потепление климата, возникновение озоновых дыр, кислотных дождей, распространение токсикантов и загрязнение воды, воздуха, почв, продуктов питания вредными химическими веществами, вымирание многих видов растений и животных, снижение биоразнообразия в результате деятельности растущего народонаселения.
Такое агрессивное наступление на природу является следствием низкого уровня экологического образования и экологической культуры. Для того, чтобы создать условия для возрождения биосферы Земли, необходимо, чтобы воспитание и привитие экологической культуры стало задачей и нормой на каждом этапе образовательной системы. Образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью.
В настоящие время экологическое образование и воспитание являются одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без этого невозможно формирование общественного экологического сознания.
Экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, который позволит усвоить и выполнять экологические и этические нормы, способствовать социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, выработать в будущем профессиональные навыки.
Ведущей конечной целью воспитания является формирование разносторонней личности гармоничного типа. В процессе экологического воспитания в современных условиях должны быть осознаны и поняты основные экологические принципы:
- всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек несет ответственность за все живое;
- природа была и всегда будет сильнее человека;
- природа вечна и бесконечна. Основой взаимоотношений с природой должно стать взаимодействие, а не противоборство;
- чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;
- угроза экологического кризиса стала грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;
- люди должны быть ориентированны и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от перепотребления (для развитых стран), установки на многодетную семью (для развивающихся стран), от экологической безответственности и вседозволенности.
Основными принципами стратегии экологического образования служат:
- приоритетность экологического образования как гуманитарной и социоестественной компоненты общего и профессионального образования;
- гуманистический принцип экологического образования на основе права человека на благоприятную среду жизни в сочетании с формированием нового типа мышления человека, способного к экологически целесообразной деятельности с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф;
- единство и взаимосвязь экологического образования, экологического просвещения, информированности и общественной активности населения в области экологии и охраны окружающей среды;
- участие граждан на всех этапах принятия решений по реализации любых проектов, затрагивающих использование природных ресурсов, а также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье людей;
- всеобщность экологического образования, обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения;
- эволюционность, историзм, природосообразность и культуросообразность экологического образования.
Непрерывность экологического образования, обусловлена:
- целесообразностью поэтапного овладения разнообразными знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе экологического образования и развития личности;
- необходимостью постоянного углубления и обновления сведений по мере быстрого научно-технического развития человечества;
- необходимостью обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем, обеспечивающих экологическое воспитание и образование;
- необходимостью обеспечить комплектность и междисциплинарность экологического образования, усчитываемая в форме как самостоятельных, так и междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин;
- необходимостью способствовать пониманию практического значения приобретаемых знаний с целью реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения;
- потребностью регионализации прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчающей быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей.
Высшим принципом экологического образования является формирование личности обучающегося на основе логики развития естественнонаучной культуры и ее тесном взаимодействии с гуманитарной культурой. Усвоение научной картины мира выражается в основных логических структурах, к которым относятся:
- интеллектуальная форма, выраженная отраслями естественных наук и натурфилософией;
- нравственно-правовая форма, выраженная системой нравственно-правовых норм и законов по отношению к природе и человеку как части природы;
- эстетическая форма, выраженная искусством.
Для обеспечения системы непрерывного экологического образования необходимо определить его статус в общей системе образования. Его статус определяется следующими принципиальными положениями:
- экологическое образование человека - важнейшая составная часть мировой культуры, непрерывного процесса познания и преобразования окружающей действительности;
- экологизация содержания образования и, следовательно, формирования мировоззрения человека, сохранения и созидания культурных ценностей - стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания особенно молодого поколения;
- признание и утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии в развитии образования на всех его этапах, начиная с семейного и дошкольного и заканчивая экологической сертификацией работающих специалистов;
Что дает экологическое образование отдельной личности, обществу и государству?
Значение для личности. Психофизиологической предпосылкой индивидуального экологического образования является замещение утраченного людьми "территориального" инстинкта в поддержании безопасной среды обитания экологически целесообразным поведением на основе экоцентрического типа экологического сознания.
Исходным моментом экологического образования является индивидуальность, проявляемая в особом отношении к природе и духовности. Духовное содержание не функционирует самостоятельно, а накладывается на природное и преломляется через него. Однако ценность индивидуального, субъективного зависит оттого, насколько оно наполнено объективным содержанием. К объективному в экологическом образовании относится:
- научное содержание;
- естественнонаучные традиции мирового и российского образования;
- общечеловеческие нормы и традиции нравственного отношения к природе.
Следовательно, главная ценность экологического образования как составной части естественнонаучного - это воспитание личности, которая в своей производственной и социальной деятельности руководствуется опытом мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как способ развития личности путем приобщения к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.
В системе обучения рассматриваются следующие уровни экологического образования: дошкольный, семейный, общеобразовательный (основная и полная средняя школа), профессиональный (средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения), послевузовский (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
Все этапы экологического образования рассматриваются в единой непрерывной системе, объединенные общей целью, как взаимосвязанные и преемственные звенья, имеющие свои рекомендуемые задачи, содержательные программы и технологии. Успех каждого звена зависит от результатов, достигнутых на предыдущих этапах.
В коррекционной школе при приоритете биологии в рамках экологического образования необходимо расширение диапазона экологических знаний через уроки химии, физики, географии, литературы и других гуманитарных дисциплин. Это дает возможность формировать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде, здоровью человека на основе правовых и нравственных норм. Эколого-ориентированное обучение должно не просто фиксировать достигнутый уровень знаний, а носить поисковый, проблемный характер.
Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в рамках дополнительного образования, понимания основ картины мира в младших классах школы, до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни, в том числе в процессе профессиональной деятельности.
Действующим законодательством провозглашена всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования.
Педагогический коллектив школы в своей работе руководствуется следующими принципами:
- принцип всеобщности - означает, что экологическое образование и воспитание осуществляется на всех этапах образовательной системы школы;
- принцип комплексности - подразумевает комплексное воздействие на сознание учащихся экологического образования и воспитания с учётом научно обоснованных методических требований;
- принцип непрерывности - означает право и обязанность учащихся, учителей, сотрудников, руководящих работников школы повышать уровень своих знаний и квалификацию через действующую систему образования и воспитания. Преподавание дисциплины экологического цикла осуществляется на всех ступенях образовательного комплекса: детский сад, школа, ссуз, вуз;
- принцип духовности – проявляется в процессе формировании у молодого человека жизненных духовных ориентации, потребностей к освоению и созданию ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;
- принцип единства процессов воспитания, обучения и развития личности учащихся с доминированием воспитательного потенциала в образовательной деятельности педагогического коллектива, стремящегося к созданию здоровьесберегающего пространства в учебном заведении;
- принцип индивидуализации, заключается в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных способностей в полной мере;
- принцип гуманитаризации подразумевает личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и учащихся в едином образовательно-воспитательном процессе, направленном на становление экологической культуры, гуманизацию межличностных отношений между учащимися, учителями, воспитателями.
Реализация указанных принципов происходит в процессе решения следующих задач:
- формирование чувства социальной ответственности за свои действия как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии страны, региона, школы, семьи, окружающих людей;
- эколого-мировоззренческое образование личности, обеспечивающее учащимся гармонично интеллектуальное развитие с опорой на систему эколого-научных знаний, ценностных ориентаций;
- нравственно экологическое воспитание учащихся, результатом которого является усвоение норм и правил общечеловеческой и экологической культуры, морали;
- формирование устойчивой потребности в самообразовании и самовоспитании личности;
- приобщение учащихся к системе культурных, исторических ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры страны, региона; традиций своего народа, края;
- формирование потребностей организовывать свою жизнь в соответствии с нормами коллективной жизни, опирающейся на правовые нормы, действующие в обществе; с учётом объективных законов природы;
- формирование у школьников экологической культуры в качестве осознанной личностью необходимости ответственно относится к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе.
Формирование у обучающихся ценностных ориентаций и нравственных норм поведения, направленных на сохранение окружающей природной среды;
осуществление процесса трансформации процессов экологического обучения и воспитания в самовоспитание, самообразование, самореализацию, социальную адаптацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, когда соблюдение экологических правил, норм экологической культуры переходит от стадии необходимости соблюдения в стадию осознанной необходимости.