Интегрированное занятие «Чудесные превращения» (развитие речи, музыка, изодеятельность)

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: способствовать формированию интереса к окружающему миру, получению реалистических представленийо жизни бабочек, особенностях их развития и строения, с помощью взаимосвязи природы, музыки и изобразительной деятельности.

Оборудование: презентация “Чудесные превращения”, музыка Э.Грига “Бабочка”; веселая, плавная музыка для изодеятельности, заготовки бабочек из плотного картона по количеству детей, пластилин разных цветов.

Ход занятия

Ребята отгадайте загадку:

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
В ярком платье модница,
Пить нектар торопиться.

(Ответы детей).

Правильно, это бабочка. По каким словам вы догадались, что это бабочка? (Ответы детей).

Послушайте, какую музыку о бабочке сочинил норвежский композитор Эдвард Григ. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить бабочку.

Воспитатель включает отрывок из пьесы “Бабочка” Э. Грига. Дети слушают, закрыв глаза.

Какое настроение музыки? (Весёлое, нежное, легкое, плавное.) Правильно, музыка звучит легко, изящно. Можно представить, что маленькая,весёлая,игривая бабочка перелетает с цветка на цветок.

Мы знаем пальчиковую гимнастику “Бабочки”, давайте проведем ее:

Золотые усики, (кисти рук поднимаем вверх на уровне груди, широко расставив пальцы, начинаем быстро шевелить пальцами)
Глазки словно бусинки, (соединяем в “колёсико”-глазки большой и указательный пальцы каждой руки отдельно, остальные пальцы поднимаем вверх)
Крылья расписные,
Мы бабочки лесные! (скрещиваем кисти рук и машем ими как крыльями)
Хоботки точёные, (соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и выполняем круговые движения, остальные пальцы в это время сжимаем в кулаки)
Лапки золочёные, (переворачиваем вверх-вниз ладошки обеих рук)
Крылья расписные,
Мы бабочки лесные! (скрещиваем кисти рук и машем ими как крыльями)

Ребята, как вы думаете, в природе все бабочки одинаковые? (Ответы детей). Ни в поле, ни в лесу не встретишь и двух одинаковых. Это художница-природа постаралась и так по-разному разрисовала бабочек. Бабочки настолько красивы, что никого не могут оставить равнодушным. В том числе и композиторы, поэты и писатели посвящают свои произведения бабочкам.

Поэт Афанасий Фет, например, сочинил такое стихотворение о бабочке:

Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Я хочу рассказать вам одну очень интересную историю.(Слайд 2)

На одной цветочной поляне жила была очень яркая бабочка, целыми днями она веселилась и порхала над поляной,(Слайд 3) а когда стала взрослой – отложила под листочком яички. (Слайд 4) Через некоторое время из яичек появились личинки-гусеницы, которые сразу же захотели покушать.Они так много ели, что увеличились в тысячу раз!

(Слайд 5) Одна из этих гусениц была особенно веселой. Она любовалась красивыми цветами на полянке, играла и веселилась с другими гусеничками среди больших и малых травинок. (Слайд 6) Все гусенички радовались солнцу, жевали сочные травинки и никуда не торопились. Жизнь была прекрасна и беззаботна. Но в один прекрасный день гусенички поняли, что произойдет что-то необычное. Пришло время для превращения. Ребята, как вы думаете, какое превращение произойдет с нашей гусеничкой?

(Ответы детей).

Правильно, (Слайд 7) наша гусеничка начала превращаться в куколку. Она трудилась без устали(Слайд 8) и наконец, превращение свершилось. Гусеничка обернула себя ниточками и получился кокон.Гусенице было совсем не страшно в своем коконе. Она уснула и увидела чудесные сны.Ребята, а вы знаете, какой будет гусеничка, когда проснется?(Ответы детей).

Прошло время, наша гусеничка проснулась и обнаружила, что ей стало тесно в коконе. (Слайд 9) Гусеничка решила выбраться из него. Это оказалось не так-то просто. Путь к солнцу был тяжелым. С большим трудом гусеничка выбралась из узкого кокона. (Слайд 10) Она увидела чудесные цветы, нежную травку и яркое, теплое солнце. Гусеничка узнала свою полянку и была очень рада.(Слайд 11) Она взглянула на свое отражение в капельке росы, оказавшейся рядом с ней. И что же это! Гусеничка себя не узнала! Какие прекрасные яркие крылья у нее за спиной! Гусеничка превратилась в бабочку.

Ребята, а давайте и мы превратимся в бабочек. Для этого нам надо встать со своих стульчиков и вспомнить нашу физминутку “Превращение в бабочку”:

Этот странный дом без окон
У людей зовётся “кокон”. (дети медленно переступают с ноги на ногу и поворачиваются вокруг себя)
Свив на ветке этот дом, (дети вращают согнутыми в локтях руками “наматывая  нитки”)
Дремлет гусеница в нём. (дети складывают две ладошки вместе и помещают под правую щеку, голова наклонена)
Спит без просыпа всю зиму. (дети перекладывают ладошки под левую щеку)
Но зима проходит мимо - (дети совершают взмах прямыми руками вверх, затем вниз)
Март, апрель, капель, весна... (дети хлопают руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (дети потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (дети рисуют одновременно двумя ладонями круг)
Гусенице не до сна. (дети грозят указательным пальцем одной руки)
Стала бабочкой она! (дети поворачиваются, бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Молодцы, ребята, а хотите узнать, что же было дальше с нашей подружкой, превратившейся в бабочку? Занимайте свои места на стульчиках, продолжим нашу историю:

Расправив свои прекрасные крылья, бабочка полетела ввысь. Теперь она любоваться красотой поляны с высоты своего полета. Но вдруг на одной из травинок она увидела совсем незнакомых ей гусениц. И бабочка вспомнила своих друзей гусениче, она стала всматриваться в траву, но друзей нигде не было... Бабочка растерялась, села на большую ромашку и загрустила.

Ребята, куда же подевались все ее друзья?

(Ответы детей).

Как же нам помочь бабочке, развеселить ее?

(Ответы детей).

Молодцы! Ребята, я предлагаю вам сделать новых друзей для нашей бабочки. Ведь когда вместе собираются много друзей, то совсем некогда скучать и грустить. Вы согласны?(Ответы детей)

Приглашаю вас занять места за столами. На каждом столе несколько заготовок для будущих бабочек. Вам нужно выбрать одну заготовку и превратить ее в настоящую прекрасную бабочку украсив крылышки и тельце бабочки с помощью пластилина.

Дети садятся за столы, где приготовлены заготовки бабочек, вырезанные из картона, а также кусочки пластилина разных цветов), и приступают к работе. Во время работы звучит музыка.

После завершения работы всех бабочек раскладывают на общем столе. В центре бабочка-образец, приготовленная воспитателем заранее.

Ребята, какие красивые необычные бабочки у нас получились. А есть ли среди них одинаковые? (Ответы детей)

Действительно ведь и в природе редко встретишь двух одинаковых бабочек! Ребята, а у ваших бабочек есть имена? Расскажите о них.

(Несколько детей рассказывают о своих бабочках)

Теперь все наши бабочки подружились. Надеюсь, что им никогда уже не будет грустно.Ребята, посмотрите, а какая бабочка здесь самая нарядная? Самая аккуратная? Самая веселая?Что вам больше всего запомнилось на занятии? Что вы узнали нового?

Наше занятие подошло к концу. Спасибо.

Использованные материалы.

  1. Конспект интегрированного занятия аппликация и окружающий мир “Превращение гусеницы”. http://kk.convdocs.org/docs/index-216792.html
  2. Конспект занятия по теме: “Насекомые” (старшая группа) http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-zanyatiya-tema-nasekomye-starshaya-gruppa
  3. Интегрированное занятие (музыка + экология) в старшей группе "Бабочки вокруг нас". http://50ds.ru/psiholog/2344-integrirovannoe-zanyatie-muzyka---ekologiya-v-starshey-gruppe-babochki-vokrug-nas.html
  4. Фет. Cтихи http://zateevo.ru/?section=page&alias=fet