Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.
Задачи:
- Образовательная: формировать умение решать текстовые задачи, видеть разные подходы к анализу задач и различные способы их решения; совершенствовать умение и навыки умственных действий: сравнение, сопоставление, установление взаимосвязи, наблюдение, исследование.
- Развивающая: развивать учебную и познавательную мотивацию, внимание и речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся;
- Воспитательная: формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
Оборудование:
- Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, картинки с изображением морковок (с текстами задач), картинки с изображением бочонков мёда (с текстом задачи для самостоятельной работы)
- Для учащихся: учебник, рабочие тетради, сигнальные карточки.
Этапы |
Ход урока |
Примечание |
|
I. Организационный момент | Слайд №2 | ||
II. Вводная беседа | – Сегодня я приглашаю вас в
увлекательное путешествие по математической
сказке. Наше путешествие будет идти под девизом,
который написан на слайде. Прочитаем его.
|
Слайд №3 | |
III. Актуализация знаний | Устный счет (работа со слайдами).
|
Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 |
|
IV. Определение темы урока | – Сегодня мы с вами окажемся в сказке,
которую вам читали ваши родители, а теперь вы
можете читать ее сами. – Давайте отгадаем, как называется эта сказка. Кто-то
от кого-то укатился далеко, |
Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 |
|
V. Блиц-турнир. |
– Давайте проверим. Возьмите в руки зеленые ручки. (Во время проверки учитель читает еще раз и на слайде верный ответ выделяется другим цветом). |
Задания читает учитель (повторяет 2 раза)
Слайд №10 |
|
Работа над понятием «задача» | – А какой овощ любит заяц? (Морковь)
– Верно! У вас на партах лежат морковки, но это не простые морковки, на них вы найдете задание. Нам нужно решить это задание и тогда мы укатимся от Зайчика. – Ребята, на листочках написаны тексты. Если текст является задачей, вы ставите «+». Если нет – «–».
Проверка: |
Приложение 2 Слайд №11 |
|
VI. Физкультминутка | Колобок, колобок, Колобок — румяный бок По дорожке покатился И назад не воротился. Встретил мишку, волка, зайку, Всем играл на балалайке. У лисы спел на носу, – Больше нет его в лесу. |
Идут в полуприседе, поставив руки на
пояс. Бегут на носочках, держа руки на поясе.
Встав лицом в круг, изображают медведя, волка,
зайца. Изображают игру на балалайке. Пляшут вприсядку. Разводят руками. |
|
VII. Решение задач | – Вот мы и ушли от зайца, но вдруг по
дороге нам встретился Волк. Волк принес нам
загадку, и чтобы уйти от Волка нам нужно ее
разгадать.
– Верно, и сегодня мы с вами будем решать
задачи. – В тетради пишем слово «задача». |
Слайд №12
Слайд №13 |
|
Комментированная запись условия задачи | – Что сказано о количестве пирожков на
второй тарелке? (Их на 4 больше), значит
отрезок, которым мы обозначим вторую тарелку,
нарисуем больше, а что означает выражение больше
на 4 (столько же да еще 4). – Покажем это пунктиром, и обозначим насколько больше. – А, что нам нужно узнать в задаче? (Cколько пирожков на 2-й тарелке) – Как мы это узнаем? (Действием сложения) – Запишем решение в тетрадь. 5 + 4 = 9 (п.) – Напишем ответ. Ответ: на второй тарелке 9 пирожков. |
||
VIII. Самостоятельное решение задачи | – Кто же дальше встретился на пути
Колобка? (Медведь) Задача от Медведя. У Медвежонка Умки было 8 бочонков меда, а у его друга Татошки на 3 бочонка меньше. Сколько всего бочонков было двух медвежат? – Подчеркните условие задачи желтым цветом. Подчеркните вопрос задачи красным цветом. (на слайде с проверкой). – Сможем мы сразу узнать сколько бочонков было у двух медвежат? (Нет). – Почему нет? (Мы не знаем, сколько было у Татошки). – Как найти, сколько бочонков меда было у Татошки? Каким действием? (Сложением). – А затем мы сможем ответить на вопрос задачи? |
Приложение 3 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 |
|
IX. Работа с доской (решение примеров) | – Что же у нас очень сильно любит
медведь? (Мед) – Итак, чтобы уйти от медведя нам нужно, оставить медведю меда, посмотрите на партах у некоторых из вас лежат бочонки с медом, на них написаны примеры давайте их решим. (Решение на доске и в тетради) 12 – 4 + 8 = 16 14 – 8 – 4 = 2 13 – 3 + 5 = 15 15 – 10 + 3 = 8 8 + 2 – 5 = 5 |
После разбора задачи, самостоятельное составление чертежа и решение с проверкой на слайде. | |
XI. Математические задачи в стихах (устно) | – И вот нам встретилась Лиса. Нам нужно
выполнить задание, чтобы Лиса не съела нашего
Колобка. *** Как под елкой встали в круг *** Подарил утятам ежик |
Слайд №18 (После решения каждого примера из бочонка вылетает ответ) |
|
XII. Итог урока | – Итак, ребята, наш урок подошел к концу.
– Что сегодня делали на уроке? – Кто испытывал трудности при работе? – Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить? – Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика». – Спасибо за урок! С вами было интересно работать. |
Слайд №20 |
Литература
- М.М. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова, Математика для 2 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2001 – 2005 г.г.
- Н. Г. Уткина, Материалы к урокам математики в I-II классах. М.: Просвещение, 1984.
- А.Н. Чернявская, Задания для устных вычислений на уроках математики в 1 классе. /Программа 1-3/. Оса: «Росстани», 1993.
- Н.Л. Галеева, Е.С. Гостимская, Г.Ю. Евдокимова и др. Сто приёмов для учебного успеха на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2008.