Цель: формирование представлений о числе 0 и его свойствах, формирование умений правильно писать цифру 0
Задачи:
- Образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся устанавливать отношения между числами, для развития умения писать изученные цифры;
- Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
- Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать положение числа 0 в числовом ряду, знать свойства числа 0
- уметь правильно писать цифру 0, уметь применять свойства 0 в решении практических задач
Личностные:
- воспитывать у учащихся положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения;
- учить проявлять доброжелательность, внимательность и помощь к другим людям.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний
Этапы |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
ФОУД |
Формирование УУД |
Комментарии |
Самоопределение к учебной деятельности | Один, два, три, четыре, пять Я хочу успешным стать. Буду я стараться, Будет получаться. |
Создает эмоциональный настрой на деятельность | Испытывают эмоциональный подъем | Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений | Настраивание детей на работу | |
Актуализация опорных знаний | Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок математики? | Актуализирует имеющиеся знания с помощью заданий | Участвуют в обсуждении вопросов. | |||
– А что вы уже узнали на уроках математики, чему научились? | Направляет деятельность на повторение ряда чисел | Выполняют упражнения | Формирование умения анализировать, сопосталять, сравнивать | |||
– Посчитайте от 1 до 20, | Называют числа хором: 1, 2, 3, …20 | Ф |
Формирование умения слушать и понимать других. | |||
– от 13 до 20 – назовите соседей числа 9, 13. |
13, 14, 15,…20 8 и 10, 12 и 14 |
|||||
– В следующем задании ответ нужно
показать на числовом веере: – уменьши 7 на 2, |
Молча показывают ответы 5 |
И |
||||
Организует работу в группах, проводит проверку по слайду, подводит к обсуждению проблемных вопросов | Работают в группе, работают с информацией, представленной на слайде | Игра «Строим дом». На слайде – два домика, на крышах домиков расположены цифры 8, 9. Надо правильно «заселить» выражения, которые = 8, = 9 | ||||
«Заселите» в окошки домиков правильные
выражения. Постройте домик по образцу у себя на партах из геометрических фигур. |
Выбирают соответствующие выражения,
организуют самопроверку по слайду. 8 – 2 + 6, 5 + 3, 4 +
4, 1 + 7 |
Г |
||||
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение. | Ф |
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | ||||
– Как называются геометрические фигуры из которых состоит дом, какого они цвета? | – Прямоугольник, квадрат, треугольник – синий, фиолетовый, красный. | |||||
– Каких фигур не понадобилось для строительства дома? | – Кругов. | |||||
– Каким числом обозначить количество кругов? | – 0 | |||||
– Нуль – это сколько предметов? | – Нисколько | |||||
Постановка цели. Открытие нового | Создает проблемную ситуацию с помощью которой формулируется тема и цель урока. | Организуют повторение числового ряда, определяют проблему «лишняя цифра», формулируют на основе анализа ответы на проблемные вопросы | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | |||
Давайте посмотрим, как вы изучили числа. Расположите данные цифры в порядке возрастания. 3.5,7,2,9,1,4,0,6,8,0 |
Располагают магнитные цифры на доске и у себя на столах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 | И |
Определение «области знания и незнания» | |||
– Прочитайте, как у вас получилось | Отвечают на вопросы. | |||||
– Что вы заметили? | – Одна цифра осталась «лишняя». Это – нуль | |||||
– Назовите тему сегодняшнего урока. | Число 0 | |||||
– Как вы считаете, что мы узнаем сегодня на уроке? | Познакомимся с числом 0, цифрой 0, научимся её писать | |||||
– На что похожа цифра 0? | – Цифра вроде буквы О – это нуль, иль ничего. Круглый 0 такой хорошенький, но не знает ничегошеньки. | Ф |
||||
– Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль. | Дают ответы на поставленные вопросы: | |||||
– Где в жизни мы встречаемся с числом 0? | ||||||
– Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. | ||||||
– Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? | 10, 100, 500, 2000 | |||||
– А если ноль поставим слева от числа, то получим странные числа. Вам они встречались? | 01 – пожарная служба, 02 – полиция, 03 – скорая помощь, 04 – газовая служба | |||||
– Что можете сказать про 0, если сравнить сдругими числами? | Меньше любого числа | |||||
Первичное восприятие и усвоение нового материала с проговариванием во внешней речи | Организует работу в тетрадях, проверяет правильность написания цифры | И |
Формирование умения сопоставлять, сравнивать число 0 с другими числами, развитие умения распознавания цифры в знаковой среде | |||
Работа в тетрадях | Работают в тетрадях, контролируют правильность собственных записей. | |||||
– Сейчас мы будем учиться писать цифру 0. | ||||||
– А для чего нам нужно уметь её писать? | – Чтобы правильно писать большие числа. | |||||
– Откройте тетради. Положите с наклоном, сядьте прямо. | ||||||
– Сколько элементов у цифры 0? Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала. |
1 овал | |||||
– Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней. | ||||||
Физминутка | – А теперь следует немного отдохнуть | Организует физминутку | Это – правая рука, Это – левая рука, Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река. Обернулись мы и вот: Стало все наоборот. Слева – шумная дубрава, Справа – быстрая река, Неужели стала правой Моя левая рука? |
Владение монологической и диалогической формами речи | Показ движений руками | |
Закрепление изученного | Работа по рисункам на слайдах презентации | Побуждает к высказыванию своего мнения | Работают по рисункам на слайдах, высказывают свои предположения в парах. Формулируют ответы на поставленные вопросы. | П |
Формирование умения слушать и
понимать других Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
На слайде рисунки с мешочкам, в которых расположены фигуры или отсутствие фигур. Под мешочками – цифры. Следует совместить цифру с количеством предметов в «мешочках». |
– Что можете сказать о первой паре
совокупностей? – Что обозначают числа под мешочками? – Поставьте соответствующие знаки сравнения. |
– Слева три предмета обозначены цифрой
3, справа – пустой мешочек, обозначен цифрой 0 (для
первого случая) – Вторая совокупность: 0 предметов и 0 предметов – число 0 и число 0 (второй случай) – Третья совокупность: 0 предметов и 4 предмета – число 0 и число 4 (третий случай) Поставить знаки «больше», «равно» «меньше». |
|||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 0 8, 7 0, 0 1, 5 | Организует самостоятельную работу на карточках (Приложение 1) | Формулируют вывод, что 0 самое маленькое число. Проговаривают свойства 0 | Г |
||
Включение в систему знаний и повторение | Найдите в учебнике № 5, стр. 31. | Организует работу по учебнику, отрабатывает действия с 0 на числовом отрезке | Выполняют действия с 0 с помощью числового отрезка. | Умение ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. | ||
– Какое задание нужно выполнить? | – Надо с помощью числового отрезка
выполнить действия – Из 8 вычесть 0, получится 8, вычесть 5, двигаться влево на 5 шагов, получится 3, значит: 8 – 5 = 3 |
|||||
Физминутка для глаз | Вы очень хорошо постарались, давайте немного отдохнем и дадим отдохнуть нашим глазам. | Физминутка музыкальная. | ||||
Обобщение усвоенного | Разноуровневые задания на индивидуальных карточках | Организует работу на карточках. 1 уровень: 1 + 1 0 2 уровень: 9 – 1 – 3 + 2 3 уровень: 9 1 3 + 4 = 9 |
Выбирают один уровень заданий | И |
Коррекция знаний обучающихся | |
Рефлексия учебной деятельности | Подводит обучающихся к выводу о свойствах 0. | Формулируют вывод | Ф |
Фиксация нового содержания, изученного на уроке, проведение рефлексивного анализа учебной деятельности, оценивание собственной деятельности на уроке. | ||
– Вспомните, какой была тема урока? | Число и цифра 0. | |||||
– Какую цель ставили перед собой? | Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0. | |||||
– Какое свойство нуля запомнили? | 0 меньше любого числа | |||||
– Какое задание было самым легким,
трудным, интересным? – Какое задание показалось трудным? |
||||||
– Оцените свою работу: Среди смайликов, нарисованных на карточках, выбрать один, закрасить соответствующим цветом (зеленый – легко справлялись с заданием, синий – встречались с затруднениями, красный – было трудно на уроке) |
Оценивают свою деятельность – на карточке закрашивают смайлик | |||||
– Кто хочет получить домашнее задание? – Нарисуйте сказочную цифру 0. |