Планируемые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
|
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
|||
Условия реализации урока |
|||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование | ||
http://www.town.ural.ru/ship/news http://world-war2.chat.ru/ http://9may.ru/http://www.pobediteli.ru/http://www.genstab.ru/milit.htm http://pobeda.rambler.ru http://www.vokrugsveta.ru http://blokada.otrok.ru/ http://www.museum.ru http://images.yandex.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EB%EE%EA%E0%E4%E0_%CB%E5%ED%E8%ED%E3%F0%E0%E4%E0 http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=391 http://p-w-w.ru/index.php?topic=6247.0 |
1. Данилов А.,А., Косулина Л.Г., Брандт
М.Ю. История России. XX – начало XXIвв. – М.:
Просвещение, 2010. 2. История России. XXв. Хрестоматия./ Составители Данилов А.,А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение, 2007 3. Бешанов В. В. Ленинградская оборона. – М.: ACT, Мн.: Харвест, 2005 |
1. Великая Отечественная война:
1941-1945: Энциклопедия. – М., 1985. 2. Гражданская война и Интервенция в СССР: Энциклопедия. – М., 1983. 3. История Отечества: справочник школьника. – М., 1996. 4. История Отечества: Энциклопедический словарь. – М., 1996. 5. История России XX в.: Справочник – М., 2002. |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал с индивидуальными заданиями для групп. | ||
Основные понятия: блокада,
«Дорога жизни», дистрофия Форма проведения урока: внеклассное мероприятие с использованием системно-деятельностного подхода или урок открытия нового знания. |
ХОД УРОКА
Этап урока (название, время, цели) |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: осознанное вхождение ученика в пространство учебной деятельности. Продолжительность: 1-2 мин. |
Показывает слайд с фотографией
блокадного хлеба и начинает беседу. Слайд 1. В этом году исполняется 70 лет снятию блокады с города Ленинграда. С 2007 года в Российской Федерации вышел Федеральный закон «О днях воинской славы в Российской Федерации», где это событие названо ДНЕМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ. Слайд 2. |
Отвечают на вопросы: – Ребята, что вы
видите на слайде? |
– Кусочек хлеба. |
– Умения делать обобщающие и оценочные выводы. | Устанавливать причинно-следственные
связи; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
II. Постановка учебной задачи
(проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: выстроить «древо целей» для деятельности на уроке. Продолжительность: 2 мин. |
Какие вопросы мы должны с вами изучить,
как историки? (план выводится на экран по мере
называния отдельных пунктов учащимися). Слайд 3. Планы Гитлера о захвате Ленинграда. Слайды 4-5. |
– Изучение каких вопросов поможет узнать о блокаде города Ленинграда наибольшую информацию? | Ответы: – Начало Блокады. |
Способность применять понятийный аппарат исторического знания | – целеполаганию, включая
постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную; |
III. Решение учебной задачи
(проблемной задачи) Цели: организовать поиск решения через побуждающую к выдвижению и проверке гипотез работу групп (диалог), через интерактивную беседу. Продолжительность: 1. 10 минут. |
1. Разбивает детей на 5 групп. Раздает
листы с заданиями (карта для заполнения) и тексты
с историческим содержанием.
Организует проверку работы групп через доклады учеников у доски со воей картой. Корректирует тезисы и выводит на экран карту окружения Ленинграда. Слайд 6. |
Выполняют задания по группам: изучают
текст, формулируют краткие выводы и заносят их в
контурную карту. Ребята вывешивают свои карты на доску. |
Работа в группах.
Защита своих результатов. |
Умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России; объяснять причины их общности и различий; формулировать частные и общие выводы о результатах своих исследований. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные
|
2. Организует работу в группах о жизни в
городе. Организует проверку работы групп через
доклады учеников по своей теме, параллельно
сменяя слайды презентации по темам: Слайды 8-19. Приложение 2 |
2. Заполняют кластер «Жизнь блокадного Ленинграда» и вывешивают его на доску. | 2. Защита своей групповой работы | |||
3. Организует работу в группах по
текстам документов и воспоминаний детей войны: 1, 2 группа – «Дети блокады» Слайды 20-28. 3, 4 группа – «Голод» Слайды 29-34. 5 группа – «Дорога жизни» Слайд 35. |
3. Ребята письменно отвечают на вопросы: 1, 2 группа: – Какие проблемы стояли перед детьми во время
блокады, как их решали? 3, 4 группа: – Причины голода в Ленинграде? 5 группа: – Что вы знаете о «Дороге жизни»? |
3. Дискуссия. | |||
4. Организация групповой работы с текстами и защита в виде синхронической таблицы «Прорыв блокады», «Снятие блокады». | 4. Заполнить синхроническую таблицу «Прорыв блокады», «Снятие блокады». | 4. Представление своей таблицы на доске. | |||
5. Рассказывает ребятам о памятниках,
посвященных блокаде, и книгах о блокаде дополняя
слова иллюстрациями презентации. Слайды 39-46. «Минута молчания» под «Реквием»Моцарта. Слайд 47. |
5. «Минута молчания» | 5. «Минута молчания» | |||
IV. Рефлексия деятельности
(итог урока) Цель: – организовать первичное применение нового
знания; Продолжительность: 15 мин |
1. Организация итоговой дискуссии. | Беседа: – Как вы думаете, каковы итоги блокады? – Какова численность погибших во время блокады? – Какие выводы из этих трагических событий должны сделать мы – люди XXI века? |
1. Участие в дискуссии. | Способность применять понятийный аппарат, анализ, сравнение и оценка исторических событий. | – адекватно использовать
речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и
письменной речью; строить монологическое
контекстное высказывание; – адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; – уважение к истории, культурным и историческим памятникам. |
2. Задание – написать письмо
(Солдатский треугольник) ленинградцам,
блокадникам. (Научить ребят сворачивать письмо –
треугольник). Какие слова вы бы хотели им сказать? Что спросить? На какие вопросы ответьть? |
2. Ребята пишут письма и сворачивают их треугольниками. | ||||
3. Домашнее задание: Найти информацию о родственниках, знакомых – участниках блокады и сделать доклад о них и их воспоминаниях. |