"День воинской славы России: 27 января 1944 г. – День снятия блокады города Ленинграда"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • умения давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, последствия, историческое значение),
  • классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (сферы общественной жизни и др.),
  • делать обобщающие и оценочные выводы;
Регулятивные:
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии Оборудование
http://www.town.ural.ru/ship/news
http://world-war2.chat.ru/
http://9may.ru/http://www.pobediteli.ru/http://www.genstab.ru/milit.htm
http://pobeda.rambler.ru
http://www.vokrugsveta.ru
http://blokada.otrok.ru/
http://www.museum.ru
http://images.yandex.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EB%EE%EA%E0%E4%E0_%CB%E5%ED%E8%ED%E3%F0%E0%E4%E0
http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=391
http://p-w-w.ru/index.php?topic=6247.0
1. Данилов А.,А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXIвв. – М.: Просвещение, 2010.

2. История России. XXв. Хрестоматия./ Составители Данилов А.,А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение, 2007

3. Бешанов В. В. Ленинградская оборона. – М.: ACT, Мн.: Харвест, 2005

1. Великая Отечественная война: 1941-1945: Энциклопедия. – М., 1985.

2. Гражданская война и Интервенция в СССР: Энциклопедия. – М., 1983.

3. История Отечества: справочник школьника. – М., 1996.

4. История Отечества: Энциклопедический словарь. – М., 1996.

5. История России XX в.: Справочник – М., 2002.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал с индивидуальными заданиями для групп.
Основные понятия: блокада, «Дорога жизни», дистрофия

Форма проведения урока: внеклассное мероприятие с использованием системно-деятельностного подхода или урок открытия нового знания.

ХОД УРОКА

Этап урока (название, время, цели)

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: осознанное вхождение ученика в пространство учебной деятельности.

Продолжительность: 1-2 мин.

Показывает слайд с фотографией блокадного хлеба и начинает беседу.

Слайд 1.

В этом году исполняется 70 лет снятию блокады с города Ленинграда. С 2007 года в Российской Федерации вышел Федеральный закон «О днях воинской славы в Российской Федерации», где это событие названо ДНЕМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ.

Слайд 2.

Отвечают на вопросы:

– Ребята, что вы видите на слайде?
– Что особенного в этом кусочке?
– В каком городе пекли такой хлеб?
– Как давно это было?

 

– Кусочек хлеба.

– Он маленький, некачественный, неаппетитный.
– В блокаданом Ленинграде.
– 70 лет назад.

– Умения делать обобщающие и оценочные выводы. Устанавливать причинно-следственные связи;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей 
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: выстроить «древо целей» для деятельности на уроке.

Продолжительность: 2 мин.

Какие вопросы мы должны с вами изучить, как историки? (план выводится на экран по мере называния отдельных пунктов учащимися).

Слайд 3.

Планы Гитлера о захвате Ленинграда.

Слайды 4-5.

– Изучение каких вопросов поможет узнать о блокаде города Ленинграда наибольшую информацию? Ответы:

– Начало Блокады.
– В осаждённом городе.
– Дети блокады.
– Голод.
– Дорога жизни.
– Освобождение.
– Память о блокаде и людях.

Способность применять понятийный аппарат исторического знания

– целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: организовать поиск решения через побуждающую к выдвижению и проверке гипотез работу групп (диалог), через интерактивную беседу.

Продолжительность:

1. 10 минут.
2. 15 минут.
3. 15 минут
4. 15 минут.
5. 5 минут

1. Разбивает детей на 5 групп. Раздает листы с заданиями (карта для заполнения) и тексты с историческим содержанием.

Приложение 1

Организует проверку работы групп через доклады учеников у доски со воей картой.  Корректирует тезисы и выводит на экран карту окружения Ленинграда.

Слайд 6.

Выполняют задания по группам: изучают текст, формулируют краткие выводы и заносят их в контурную карту.

Ребята вывешивают свои карты на доску.

Работа в группах.

 

 

Защита своих результатов.

Умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России; объяснять причины их общности и различий; формулировать частные и общие выводы о результатах своих исследований. Регулятивные:
  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
2. Организует работу в группах о жизни в городе.

Организует проверку работы групп через доклады учеников  по своей теме, параллельно сменяя слайды презентации по темам:
– блокадная квартира;
– спасение культурных памятников;
– культурная жизнь блокадников;
– бомбежки;
– труд блокадников.

Слайды 8-19.

Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

2. Заполняют кластер «Жизнь блокадного Ленинграда» и вывешивают его на доску. 2. Защита своей групповой работы
3. Организует работу в группах по текстам документов и воспоминаний детей войны:

1, 2 группа – «Дети блокады»

Слайды 20-28.

Приложение 7

3, 4 группа – «Голод»

Слайды 29-34.

Приложение 8

5 группа – «Дорога жизни»

Слайд 35.

Приложение 9

3. Ребята письменно отвечают на вопросы:

1, 2 группа:

– Какие проблемы стояли перед детьми во время блокады, как их решали?
– Как  дети –блокадники помогали взрослым?
– Какие мечты были у детей войны? Какие надежды?
– Хотели ли бы вы оказаться на месте этих детей?

3, 4 группа:

– Причины голода в Ленинграде?
– Каковы минимальные нормы хлеба в городе и когда?
– Каковы последствия голода?

5 группа:

– Что вы знаете о «Дороге жизни»?
– Почему она так называется?
– Где она проходила?
– Каково значение этой дороги для Ленинграда?

3. Дискуссия.
4. Организация групповой работы с текстами и защита в виде синхронической таблицы «Прорыв блокады», «Снятие блокады».

Приложение 10

4. Заполнить синхроническую таблицу «Прорыв блокады», «Снятие блокады». 4. Представление своей таблицы на доске.
5. Рассказывает ребятам о памятниках, посвященных блокаде, и книгах о блокаде дополняя слова иллюстрациями презентации.

Слайды 39-46.

«Минута молчания» под «Реквием»Моцарта.

Слайд 47.

Приложение 11

5. «Минута молчания» 5. «Минута молчания»
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель:

– организовать первичное применение нового знания;
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности;

Продолжительность: 15 мин

1. Организация итоговой дискуссии. Беседа:
– Как вы думаете, каковы итоги блокады?
– Какова численность погибших во время блокады?
– Какие выводы из этих трагических событий должны сделать мы – люди XXI века?
1. Участие в дискуссии. Способность применять понятийный аппарат, анализ, сравнение и  оценка исторических событий. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
– адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
– уважение к истории, культурным и историческим памятникам.
2. Задание – написать письмо  (Солдатский треугольник) ленинградцам, блокадникам. (Научить ребят сворачивать письмо – треугольник).
Какие слова вы бы хотели им сказать? Что спросить? На какие вопросы ответьть?
  2. Ребята пишут письма и сворачивают их треугольниками.
3. Домашнее задание:

Найти информацию о родственниках, знакомых – участниках блокады и сделать доклад о них и их воспоминаниях.