Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о Солнечной системе.
- Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.
- Познакомить учащихся с явлением смены дня и ночи.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес
- Развивать мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к урокам окружающего мира.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация “Планеты Солнечной системы” , учебник “Окружающий мир. 4 класс”, глобус, доска, пластилин.
Ход урока
1. Орг. момент.
Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися.
- Ребята, знаете ли вы, как называется наша планета.
- А где находится наша планета?
- А какие еще планеты вы знаете?
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планетами Солнечной системы.
Слайд 1.
4. Сообщение нового материала.
Слайд 2.
- Посмотрите на слайд и скажите, какие планеты входят в состав Солнечной системы?
- В каком порядке они расположены?
- Какой по счету является Земля?
Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты не испускают своего собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.
Сравнение размеров планет Солнечной системы.
Земля - сравнительно небольшая планета. Ее диаметр = 12 740 км. Самая большая планета – Юпитер. Самая маленькая – Плутон.
Слайд 3. У большинства планет есть спутники. У Земли только один спутник – Луна. У Марса два спутника, у Сатурна – тридцать.
Слайд 4. Ученые астрономы изучают планеты с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций.
Слайд 5. Первым человеком, спустившимся на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг.
Слайд 6. Рассмотрим картинку. Давайте попробуем описать явление смены дня и ночи.
Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии - земной оси. Вращается Земля С запада на восток. Полный оборот она совершает за сутки. Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена – день. На противоположной – ночь.
Слайд 7. Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время подобного оборота вокруг Солнца равно одному году.
5. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики
“Планеты солнечной системы”
Ребенок – солнце, в центре круг выполняет движения вместе с другими детьми.
Хоровод планеты водят - дети взявшись за руки идут по кругу
В вышине на небосводе - руки поднять вверх
Заключили Солнце в круг - взялись за руки
И летят за другом друг - легкий бег по кругу
По порядку все планеты назовет любой из нас
Меркурий – раз,
Венера – два,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
6. Закрепление изученного материала.
Слайд 8. Назови планеты Солнечной системы.
Задание с сигнальными карточками.
Если утверждения верны, то поднимите зеленую карточку, если нет – то красную.
- У Земли 30 спутников.
- Марс – самая большая планета.
- Все планеты движутся вокруг Солнца.
- Спутник Земли – Луна.
Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют разные размеры. Расположи модели планет на картонке в порядке их удаления от Солнца. Подпиши названия планет.
7. Итог урока.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. Стр. 9-15.