Урок-семинар по теме «Спектр электромагнитных излучений»

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (92 МБ)


 «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны… Лик Земли ими меняется, ими в значительной мере лепится»
В.И.Вернадский

Обучающие цели урока:

  1. Усвоить следующие элементы неполного опыта учащихся в рамках отдельного урока: низкочастотное излучение, радиоволны, инфракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, гамма-лучи; их применение в жизнедеятельности человека.
  2. Систематизировать и обобщить знания об электромагнитных волнах.

Развивающие цели урока:

  1. продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний об электромагнитных волнах.
  2. показать комплексное решение проблем на основе знаний физики и информатики.
  3. способствовать развитию аналитико-синтетического и образного мышления, для чего побуждать учащихся к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
  4. формировать и развивать ключевые компетенции: информационную, организационную, самоорганизационную, коммуникационную.
  5. При работе в паре и в группе сформировать такие важные качества и умения школьника, как:
    желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от совместной деятельности;
    умение презентовать себя и свою работу;
    умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения результа­та предложенной цели);
    анализировать и оценивать полученный опыт взаимодействия.

Воспитательные цели урока:

  1. развивать вкус, акцентируя внимание на оригинальном дизайне презентации с эффектами анимации.
  2. воспитывать культуру восприятия теоретического материала с помощью компьютера для получения знаний об истории открытия, свойствах и применении электромагнитных волн
  3. воспитание чувства гордости за свою Родину, за отечественных ученых, которые работали в области электромагнитных волн, применили их в жизнедеятельности человека.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, электронная библиотека «Просвещение» диск 1 (10-11класс), материалы из интернета.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Изучение нового материала.

  1. Низкочастотное электромагнитное излучение: история открытия, источники и приемники, свойства и применение.
  2. Радиоволны: история открытия, источники и приемники, свойства и применение.
  3. Инфракрасное электромагнитное излучение: история открытия, источники и приемники, свойства и применение.
  4. Видимое электромагнитное излучение: история открытия, источники и приемники, свойства и применение.
  5. Ультрафиолетовое электромагнитное излучение: история открытия, источники и приемники, свойства и применение.
  6. Рентгеновское излучение: история открытия, источники и приемники, свойства и применение.
  7. Гамма - излучение: история открытия, источники и приемники, свойства и применение.

Каждая группа дома готовила таблицу:

λ История открытия Источники и приемники Свойства Применение
         

Историк изучал и записывал в свою таблицу историю открытия излучения,

Конструктор изучал источники и приемники различных типов излучений,

Теоретик-эрудит изучал характерные свойстваэлектромагнитных волн,

Практик изучал практическое применение электромагнитных излучений в различных сферах деятельности человека.

Каждый учащийся к уроку чертил 7 таблиц, одна из которых дома заполнялась им.

Учитель: Шкала ЭМ излучений имеет два раздела:

  • 1 раздел – излучение вибраторов;
  • 2 раздел – излучение молекул, атомов, ядер.

1 раздел делится на 2 части (диапазона): низкочастотное излучение и радиоволны.

2 раздел содержит 5 диапазонов: инфракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение и гамма-лучи.

Мы начинаем изучение с низкочастотных электромагнитных волн, координатору группы 1 предоставляется слово.

Координатор 1:

Низкочастотное электромагнитное излучение - это электромагнитные волны с длиной волны 107 - 105 м

C:\Documents and Settings\2011\Рабочий стол\Открытые уроки1\Шкала электромагнитных волн\90.jpg,,

История открытия:

Впервые обратил внимание на низкочастотные

электромагнитные волны советский физик Вологдин В.П., создатель современной высокочастотной электротехники. Он обнаружил, что при работе индукционных генераторов повышенной частоты возникали электромагнитные волны длиной от 500 метров до 30 км.

200px-Вологдин_В_П[1].jpg
Вологдин В.П.

Источники и приемники

Электрические колебания низкой частоты создаются генераторами в электрических сетях частотой 50 Гц, магнитными генераторами повышенной частоты до 200 Гц, а также в телефонных сетях частотой 5000 Гц.

Электромагнитные волны более 10 км называют низкочастотными волнами. С помощью колебательного контура можно получить электромагнитные волны (радиоволны). Это доказывает, что резкой границы между НЧ и РВ нет. НЧ волны генерируются электрическими машинами и колебательными контурами.

C:\Documents and Settings\2011\Рабочий стол\Открытые уроки1\Шкала электромагнитных волн\Lep.jpg

Свойства

Отражение, преломление, поглощение, интерференция, дифракция, поперечность ( волны с определённым направлением колебаний Е и В называются поляризованными ),

Быстрое затухание;

В веществе, которое пронизывает НЧ волны, индуцируются вихревые токи, вызывая глубокое прогревание этого вещества.

Применение

Низкочастотное электромагнитное поле индуцирует вихревые токи, вызывая глубокое нагревание – это индуктотермия. НЧ используется на электростанциях, в двигателях, в медицине.

Учитель: Расскажите о низкочастотном электромагнитном излучении.

Ученики рассказывают.

Учитель: Следующий диапазон – радиоволны, слово предоставляется координатору 2.

Координатор 2:

Радиоволны

C:\Documents and Settings\2011\Рабочий стол\Открытые уроки1\Шкала электромагнитных волн\16_1.jpg

Радиоволны - это электромагнитные волны с длиной волны от нескольких км до нескольких мм и частотой от 105 -1012 Гц.

История открытия

О радиоволнах впервые в своих работах в 1868 году рассказал Джеймс Максвелл. Он предложил уравнение, которое описывает световые и радиоволны, как волны электромагнетизма.

В 1896 году Генрих Герц экспериментально подтвердил

теорию Максвелла, получив в своей лаборатории радиоволны длиной в несколько десятков сантиметров.

В 1895году 7 мая А.С.Попов доложил Русскому физико-химическому обществу об изобретении прибора, могущего улавливать и регистрировать электрические разряды.

C:\Users\Computer\Desktop\RTEmagicP_Heinrich_Rudolf_Hertz_wikipedia_publique_txdam28037_e23b54.jpghttp://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//school.xvatit.com/images/d/d9/646.png&mb=imgdb_preview_2026C:\Users\Computer\Desktop\0_7cd98_73ae4e4f_L.jpeghttp://persons-info.com/userfiles/image/persons/0-10000/8000-9000/8096/GLAGOLEVA-ARKADEVA_Aleksandra_Andreevna1.gif

24 марта 1896года, используя эти волны, он передал на расстояние 250м первую в мире радиограмму из двух слов «Генрих Герц».

В 1924г. А.А. Глаголева-Аркадьева с помощью созданного ею массового излучателя получила еще более короткие ЭМ волны, заходящие в область ИКИ излучения.

М.А.Левитская, профессор Воронежского Государственного Университета в качестве излучающих вибраторов брала металлические шарики и маленькие проволочки, наклеенные на стекла. Ею получены ЭМ волны с длиной волны 30мкм.

М.В. Шулейкин разработал математический анализ процессов радиосвязи.

Б.А.Введенский разработал теорию огибания радиоволнами земли.

О.В.Лосев открыл свойство кристаллического детектора генерировать незатухающие колебания.

http://persons-info.com/userfiles/image/persons/0-10000/8000-9000/8096/GLAGOLEVA-ARKADEVA_Aleksandra_Andreevna1.gifC:\Documents and Settings\2011\Рабочий стол\Шкала электромагнитных волн\Шкала электромагнитных волн1\а\levitskaya[1].jpgШулейкин М. В.http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//forum.antradio.org/download/file.php%3Fid%3D17508%26t%3D1&mb=imgdb_preview_1048

Источники и приёмники

РВ излучаются вибраторами (антеннами, соединёнными с ламповыми или полупроводниковыми генераторами. В зависимости от назначения генераторы и вибраторы могут иметь разную конструкцию, но всегда антенна преобразует подводимые к ней ЭМ волны.

В природе существуют естественные источники РВ во всех частотных диапазонах. Это звёзды, Солнце, галактики, метагалактики.

РВ генерируются и при некоторых процессах, происходящих в земной атмосфере, например при разряде молний.

Принимаются РВ также антеннами, которые преобразуют падающие на них ЭМ волны, в электромагнитные колебания, воздействующие затем на приёмник (телевизор, радиоприёмник, ЭВМ и др.)

Свойства радиоволн:

Отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация, поглощение, короткие волны хорошо отражаются от ионосферы, ультракороткие проникают через ионосферу.

Влияние на здоровье человека

Как отмечают медики, наиболее чувствительными системами организма человека к электромагнитным излучениям являются: нервная, иммунная, эндокринная и половая.

Исследование воздействия радиоизлучения от мобильных телефонов на людей дает первые неутешительные результаты.

Еще в начале 90-х годов американский ученый Кларк обратила внимание, что здоровье улучшают …. радиоволны!

В медицине существует даже направление - магнитотерапия, а некоторые ученые, например, доктор медицинских наук, профессор В.А. Иванченко, использует работающие на этом принципе свои медицинские приборы в лечебных целях.

Кажется невероятным, но найдены частоты, губительные для сотен микроорганизмов и простейших, а на определенных частотах идет восстановление организма стоит на несколько минут включить прибор и, в зависимости от определенной частоты, органы, отмеченные как больные, восстанавливают свои функции, приходят в диапазон нормы.

Защита от негативного воздействия

Далеко не последнюю роль могут играть средства индивидуальной защиты на основе текстильных материалов.
Многие зарубежные фирмы создали ткани, позволяющие эффективно защищать организм человека от большинства видов электромагнитного излучения

Применение радиоволн

Телескоп – гигант позволяет вести радиоизмерения.

Комплекс «Спектр-М» позволяет анализировать в какой угодно области спектра любые образцы: твердые, жидкие, газообразные.

Уникальный микроэндоскоп повышает точность диагноза.

Радиотелескоп субмиллиметрового диапазона регистрирует излучение из части Вселенной, которая закрыта слоем космической пыли.

Компактная камера. Преимущество: возможность стирать снимки.

C:\Documents and Settings\2011\Рабочий стол\Открытые уроки1\Шкала электромагнитных волн\55.jpg

Радиотехнические методы и устройства применяются в автоматике, вычислительной технике, астрономии, физике, химии, биологии, медицине и т. д.

Микроволновое излучение используют для быстрого приготовления пищи в СВЧ-печах. 

Воронеж – город радиоэлектроники. Магнитофоны и телевизоры, радиоприемники и радиостанции, телефон и телеграф, радио и телевидение.

Учитель: Расскажите о радиоволнах. Сравните свойства низкочастотного излучения со свойствами радиоволн.

Ученики рассказывают. Короткие волны хорошо отражаются от ионосферы. Ультракороткие проникают через ионосферу.

Полностью с уроком можно ознакомиться в Приложении 1