Урок в Кремле (интегрированный урок: МХК + экономика)

Разделы: Экономика, МХК и ИЗО


Тема урока: Связь развития  монументального искусства со стабильным экономическим положением в государстве (На примере обустройства московского Кремля при Иване  III)

Цель урока: сформировать у учащихся представление об ансамбле московского Кремля времен Ивана III как о  символе мощи столицы единого Русского государства. Проследить связь возвышения Москвы, укрепление экономической стабильности и влияние этих факторов на развитие московского зодчества.

Задачи

Образовательные

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при  знакомстве с кремлевским зодчеством.
  2. Использование знаний из экономической  сферы для понимания исторического феномена – расцвета московского монументального строительства.
  3. Развитие  у учащихся умения анализировать и критически осмысливать материал.
  4. Повторение и использование терминов: денежная система, налоги, госзаказ,   цена, общественное благо
  5. Изучение конструктивных особенностей, выделение ренессансных черт в архитектуре Успенского собора.

Развивающие

  1. Закрепление навыка использования знаний из различных областей для оценки исторических и художественных явлений.
  2. Использование способности видеть с помощью художественных объектов связь времен в окружающем городском пространстве

Воспитательные

  1. Создание навыка работать на уроке в условиях музея
  2. Создание общекультурных навыков поведения в исторических местах
  3. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России.
  4. Развитие культуры работы в группах

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 

  1. развивать навык смыслового чтения - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
  2. интегрировано воспринимать информацию из разных областей знаний;
  3. работать с информацией в разных формах (рисунок, текст, таблица) .

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
  2. выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
  3. работать по плану, находить и исправлять ошибки.  

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. излагать свое мнение, аргументируя его;
  2. организовывать работу в группе;

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. осознавать эстетическую  ценность русской  культуре,  воспитывать уважительное отношение к родному  городу, гордость за него;
  2. воспитывать в себе уважение к культурному наследию;
  3. развивать достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Урок предполагается проводить на территории Кремля.

Для проведения урока используется раздаточный материал (см. приложения).

Краткий план хода урока

пункт

содержание

время

1

Организационный момент

2 мин

2

Объявление темы урока

1 мин

3

Вводное слово учителя с использованием  графического материала Загадка, включающая механизм работы класса в историческом месте. Раздаточный материал
Приложение 1.

8 мин

4

Деление на  3 группы. Работа в группах: историки, искусствоведы, экономисты

2 мин

5

Историки предлагают ряд вопросов, связанных с временем правления Ивана III. На основе полученных ответов все группы описывают историческую ситуацию, позволившую  преобразить  Кремль  Москвы.  Учитель корректирует. Раздаточный материал Приложение 2

8 мин

6

Далее  слово получают экономисты

  1. Экономисты предлагают тест-викторину: Экономические преобразования на Руси во время правления Ивана III. На основе ответов   все группы составляют сообщение об экономической политике Ивана III.  Учитель корректирует
  2. Приложение  3

8 мин

7

Далее  слово получают искусствоведы.

  1. Искусствоведы предлагают заполнить исследовательские карты. На основе выполненных работ делаются заключения о московском архитектурном стиле и о влиянии на него итальянских зодчих. Учитель корректирует
  2. Приложение  4

8 мин

8

Подведение итога урока
С помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что «прекрасно украшенное», таких масштабов как Кремль, может возникнуть  только на основе госзаказа и только в состоянии стабильной экономической ситуации в государстве.

8 мин

Вступительное слово учителей:
Учитель экономики: Сегодня мы с вами проводим урок на территории Московского Кремля.
Учитель МХК: Начнем наш урок с загадок.
Приложение 1

Учитель экономики: Отец нашего героя в ходе ожесточенной войны за московский престол был пленен и ослеплен, однако, победил своих соперников и снова вернулся к власти. В двенадцать лет наш герой стал соправителем своего слепого отца. Этого князя впервые  в истории России принявшего титул "государя всея Руси", по праву можно назвать созидателем единого Российского государства. В его правление  Россия установила тесные связи со странами Западной Европы, Османской империей, Персией (Ираном). Перед вами портреты трех русских государей, о ком из них идет речь?
Ученики: Об  Иване  III.
Учитель МХК: Она была племянницей последнего византийского императора Константина и дочерью правителя провинции Морея (современная Греция) Фомы. После гибели Византии ее семья бежала в Рим под покровительство Папы Римского. Устраивая ее брак с русским князем, Папа Римский  надеялся на расширение католичества на Восток, на территорию России. Однако он ошибся в выборе союзницы.   Став русской царицей, она способствовала укреплению православия,  обустройству Кремля.   Кто она?
Ученики: Софья Палеолог.

Учитель экономики: благоустройству Кремля великий князь, а впоследствии государь всея Руси, отдал много времени и сил. Государство укреплялось, дань Орде Москва перестала платить, Иван  III  упорядочил налогообложение, разделил налоги на  прямые и косвенные, провел перепись населения, определил размеры налогов и налогоплательщиков. Казна наполнялась, стало возможным осуществить грандиозный, госзаказ.

Учитель МХК: Москве предстояло стать   столицей  единого Русского государства. Мощь и красоту, уверенность в величии русской земли должны были являть храмы и палаты Кремля.
Разбиваемся на 3 группы.  Готовясь к уроку, вы работали в 3-х направлениях. Часть из вас была историками, часть искусствоведами, часть – экономистами. Все вы изучали период правления Ивана III, каждая группа в своем направлении. Теперь вы выступите экспертами друг у друга.

 Ученики делятся на группы.

Учитель экономики: Начинают историки. Чудо, которое возникло в сердце нашей Родины – Кремль стал бурно обустраиваться тогда, когда гениальный правитель нашей страны привел ее к миру, население занялось ремеслами и созидательным трудом. Хозяйство приносит прибыль,  в стране стабильность, в казне деньги. Можно подумать и о  монументальном искусстве.

Ученики – историки раздают  свои вопросы и помогают на них ответить.
Приложение 2

Учитель МХК: Огласите, пожалуйста,  ответ на первый вопрос. Назовите имя мастера, отливавшего пушки для артиллерии Ивана III.
Ученики: Аристотель Фиораванти    

Учитель экономики:  Какие исторические события вы отнесли  к эпохе  правления  Ивана III?
Ученики: Присоединение Новгорода, "Стояние на Угре", Союз с Крымским ханством, Судебник - свод законов государства.

Учитель МХК: Как изменился титул Великого князя?
Ученики: Иван III стал именовать себя государем всея Руси.

Учитель экономики:  Вы видите как стабильность экономическая влияет на политику, искусство – всю жизнь государства. Не битва – стояние, враг ушел, слишком сильны русские. Сколько дел государственного  масштаба можно себе позволить. Дадим же слово экономистам.

Ученики – экономисты раздают  свои вопросы и помогают на них ответить.
Приложение 3

Учитель экономики:  Для чего использовалась соха в крестьянском хозяйстве?
            Ученики: Для вспахивания земли.

Учитель экономики:  Как назвалась монета?
            Ученики: Копейка

Учитель экономики:  Почему работа иностранных мастеров оплачивалась пушниной?
            Ученики: Русская пушнина высоко ценилась в Европе.

Учитель экономики: Что можно сказать о главных экономических преобразованиях? Как они помогли созданию чуда, которое перед вами?
            Ученики:  Сбор налогов обеспечил приток средств в царскую казну, правительство выделяет средства для найма мастеров из Италии для обустройства Кремля.

Учитель экономики:  А под силу частным лицам такое строительство?
            Ученики: Нет, это только под силу государству.

Учитель экономики: Теперь это называли бы госзаказ. А как называется то, что создается на государственные деньги для общего пользования?
            Ученики: Общественное благо.

Учитель МХК: Давайте же дадим слово искусствоведам.  Поговорим об этом прекрасном общественном благе.
Ученики – искусствоведы раздают  свои вопросы и помогают на них ответить.
Приложение 4

Учитель МХК:  Старый Успенский собор был разобран зимой 1471-1472 года,  новый собор был завершен 1479 году. Строительство сопровождалось различными перипетиями: возведенный до самых сводов собор рухнул ночью 20 мая 1474 года. Причинами этого назвались как плохое качество известкового раствора, так удивительное для Москвы событие - "трус", или землетрясение. Приглашенный из Италии Аристотель Фиорованти следовал указаниям Великого князя и строил храм, подобно владимирскому собору, но делал это по-своему, " по своей хитрости", не как московские мастера, а "в кружало да правило"[1]. Скажите, пожалуйста, как мы назвали бы эти инструменты сегодня?
Ученики: циркуль и линейка.

Учитель МХК:  Правильно.
12 августа 1479 года собор был освящен. Успенский собор соединяет в себе черты русской и итальянской архитектуры. Фасада храма разделены на равные прясла вертикальными лопатками и, подобно владимирскому Успенскому собору, украшены аркатурно-колончатым поясом. Храм перекрыт крестовыми сводами, уникальными для того времени, Традиционные столбы древнерусского храма здесь заменили колонны[1].
На этом обустройство столицы московского государства не закончилось. Был, взведен Благовещенский собор (1489), казнохранилище - Казенный двор, малые набережные палаты, Грановитая палата, заменены башни и обновлены стены Кремля. Архангельский собор  - последний храм, выполненный по заказу Ивана III, был завершен после смерти государя. Это далеко не полный перечень преобразований, произошедших на московской земле в эпоху правления  Ивана III.
Учитель экономики: Подводим итог. Объём работ, выполненных на по благоустройству Московского Кремля огромен. «Прекрасно украшенное», таких масштабов как Кремль, может возникнуть  только на основе госзаказа и только в состоянии стабильной экономической ситуации в государстве.

Список использованной литературы:

    1. Крюкова Е.Н. Московский Кремль. От княжеской крепости до царской резиденции. -М. 2012.
    2. Кремль - школа. Эпоха Ивана III и московский кремль. Вспомогательные материалы к курсу истории для учащихся. -М. 2013
    3. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. -М. 1990

Использованные ресурсы

http://www.kreml.ru/img/uploaded/files/MaterialsInvestigations/part03/v03s02_Florya.pdf
http://ic.pics.livejournal.com/agritura/16089606/423908/423908_640.jpg
http://alternathistory.org.ua/files/291010_rossiya-pravopreemnitsa-zolotoi-ordy.jpg
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Marguerite_d%27Angoul%C3%AAme_by_Jean_Clouet.jpg?uselang=ru
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/Maryna_Mniszch%C3%B3wna.JPG?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Great_standing_on_the_Ugra_river_2.jpg?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ivan_Kalita.jpg?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vasil2b.gif?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ivan_III_of_Russia_3.jpg?uselang=ru http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st010.shtml