Тема урока: Связь развития монументального искусства со стабильным экономическим положением в государстве (На примере обустройства московского Кремля при Иване III)
Цель урока: сформировать у учащихся представление об ансамбле московского Кремля времен Ивана III как о символе мощи столицы единого Русского государства. Проследить связь возвышения Москвы, укрепление экономической стабильности и влияние этих факторов на развитие московского зодчества.
Задачи
Образовательные
- Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с кремлевским зодчеством.
- Использование знаний из экономической сферы для понимания исторического феномена – расцвета московского монументального строительства.
- Развитие у учащихся умения анализировать и критически осмысливать материал.
- Повторение и использование терминов: денежная система, налоги, госзаказ, цена, общественное благо
- Изучение конструктивных особенностей, выделение ренессансных черт в архитектуре Успенского собора.
Развивающие
- Закрепление навыка использования знаний из различных областей для оценки исторических и художественных явлений.
- Использование способности видеть с помощью художественных объектов связь времен в окружающем городском пространстве
Воспитательные
- Создание навыка работать на уроке в условиях музея
- Создание общекультурных навыков поведения в исторических местах
- Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России.
- Развитие культуры работы в группах
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- развивать навык смыслового чтения - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
- интегрировано воспринимать информацию из разных областей знаний;
- работать с информацией в разных формах (рисунок, текст, таблица) .
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- работать по плану, находить и исправлять ошибки.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- излагать свое мнение, аргументируя его;
- организовывать работу в группе;
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- осознавать эстетическую ценность русской культуре, воспитывать уважительное отношение к родному городу, гордость за него;
- воспитывать в себе уважение к культурному наследию;
- развивать достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Урок предполагается проводить на территории Кремля.
Для проведения урока используется раздаточный материал (см. приложения).
Краткий план хода урока
пункт |
содержание |
время |
1 |
Организационный момент |
2 мин |
2 |
Объявление темы урока |
1 мин |
3 |
Вводное слово учителя с использованием графического материала Загадка, включающая механизм работы класса в историческом месте. Раздаточный материал |
8 мин |
4 |
Деление на 3 группы. Работа в группах: историки, искусствоведы, экономисты |
2 мин |
5 |
Историки предлагают ряд вопросов, связанных с временем правления Ивана III. На основе полученных ответов все группы описывают историческую ситуацию, позволившую преобразить Кремль Москвы. Учитель корректирует. Раздаточный материал Приложение 2 |
8 мин |
6 |
Далее слово получают экономисты
|
8 мин |
7 |
Далее слово получают искусствоведы.
|
8 мин |
8 |
Подведение итога урока |
8 мин |
Вступительное слово учителей:
Учитель экономики: Сегодня мы с вами проводим урок на территории Московского Кремля.
Учитель МХК: Начнем наш урок с загадок.
Приложение 1
Учитель экономики: Отец нашего героя в ходе ожесточенной войны за московский престол был пленен и ослеплен, однако, победил своих соперников и снова вернулся к власти. В двенадцать лет наш герой стал соправителем своего слепого отца. Этого князя впервые в истории России принявшего титул "государя всея Руси", по праву можно назвать созидателем единого Российского государства. В его правление Россия установила тесные связи со странами Западной Европы, Османской империей, Персией (Ираном). Перед вами портреты трех русских государей, о ком из них идет речь?
Ученики: Об Иване III.
Учитель МХК: Она была племянницей последнего византийского императора Константина и дочерью правителя провинции Морея (современная Греция) Фомы. После гибели Византии ее семья бежала в Рим под покровительство Папы Римского. Устраивая ее брак с русским князем, Папа Римский надеялся на расширение католичества на Восток, на территорию России. Однако он ошибся в выборе союзницы. Став русской царицей, она способствовала укреплению православия, обустройству Кремля. Кто она?
Ученики: Софья Палеолог.
Учитель экономики: благоустройству Кремля великий князь, а впоследствии государь всея Руси, отдал много времени и сил. Государство укреплялось, дань Орде Москва перестала платить, Иван III упорядочил налогообложение, разделил налоги на прямые и косвенные, провел перепись населения, определил размеры налогов и налогоплательщиков. Казна наполнялась, стало возможным осуществить грандиозный, госзаказ.
Учитель МХК: Москве предстояло стать столицей единого Русского государства. Мощь и красоту, уверенность в величии русской земли должны были являть храмы и палаты Кремля.
Разбиваемся на 3 группы. Готовясь к уроку, вы работали в 3-х направлениях. Часть из вас была историками, часть искусствоведами, часть – экономистами. Все вы изучали период правления Ивана III, каждая группа в своем направлении. Теперь вы выступите экспертами друг у друга.
Ученики делятся на группы.
Учитель экономики: Начинают историки. Чудо, которое возникло в сердце нашей Родины – Кремль стал бурно обустраиваться тогда, когда гениальный правитель нашей страны привел ее к миру, население занялось ремеслами и созидательным трудом. Хозяйство приносит прибыль, в стране стабильность, в казне деньги. Можно подумать и о монументальном искусстве.
Ученики – историки раздают свои вопросы и помогают на них ответить.
Приложение 2
Учитель МХК: Огласите, пожалуйста, ответ на первый вопрос. Назовите имя мастера, отливавшего пушки для артиллерии Ивана III.
Ученики: Аристотель Фиораванти
Учитель экономики: Какие исторические события вы отнесли к эпохе правления Ивана III?
Ученики: Присоединение Новгорода, "Стояние на Угре", Союз с Крымским ханством, Судебник - свод законов государства.
Учитель МХК: Как изменился титул Великого князя?
Ученики: Иван III стал именовать себя государем всея Руси.
Учитель экономики: Вы видите как стабильность экономическая влияет на политику, искусство – всю жизнь государства. Не битва – стояние, враг ушел, слишком сильны русские. Сколько дел государственного масштаба можно себе позволить. Дадим же слово экономистам.
Ученики – экономисты раздают свои вопросы и помогают на них ответить.
Приложение 3
Учитель экономики: Для чего использовалась соха в крестьянском хозяйстве?
Ученики: Для вспахивания земли.
Учитель экономики: Как назвалась монета?
Ученики: Копейка
Учитель экономики: Почему работа иностранных мастеров оплачивалась пушниной?
Ученики: Русская пушнина высоко ценилась в Европе.
Учитель экономики: Что можно сказать о главных экономических преобразованиях? Как они помогли созданию чуда, которое перед вами?
Ученики: Сбор налогов обеспечил приток средств в царскую казну, правительство выделяет средства для найма мастеров из Италии для обустройства Кремля.
Учитель экономики: А под силу частным лицам такое строительство?
Ученики: Нет, это только под силу государству.
Учитель экономики: Теперь это называли бы госзаказ. А как называется то, что создается на государственные деньги для общего пользования?
Ученики: Общественное благо.
Учитель МХК: Давайте же дадим слово искусствоведам. Поговорим об этом прекрасном общественном благе.
Ученики – искусствоведы раздают свои вопросы и помогают на них ответить.
Приложение 4
Учитель МХК: Старый Успенский собор был разобран зимой 1471-1472 года, новый собор был завершен 1479 году. Строительство сопровождалось различными перипетиями: возведенный до самых сводов собор рухнул ночью 20 мая 1474 года. Причинами этого назвались как плохое качество известкового раствора, так удивительное для Москвы событие - "трус", или землетрясение. Приглашенный из Италии Аристотель Фиорованти следовал указаниям Великого князя и строил храм, подобно владимирскому собору, но делал это по-своему, " по своей хитрости", не как московские мастера, а "в кружало да правило"[1]. Скажите, пожалуйста, как мы назвали бы эти инструменты сегодня?
Ученики: циркуль и линейка.
Учитель МХК: Правильно.
12 августа 1479 года собор был освящен. Успенский собор соединяет в себе черты русской и итальянской архитектуры. Фасада храма разделены на равные прясла вертикальными лопатками и, подобно владимирскому Успенскому собору, украшены аркатурно-колончатым поясом. Храм перекрыт крестовыми сводами, уникальными для того времени, Традиционные столбы древнерусского храма здесь заменили колонны[1].
На этом обустройство столицы московского государства не закончилось. Был, взведен Благовещенский собор (1489), казнохранилище - Казенный двор, малые набережные палаты, Грановитая палата, заменены башни и обновлены стены Кремля. Архангельский собор - последний храм, выполненный по заказу Ивана III, был завершен после смерти государя. Это далеко не полный перечень преобразований, произошедших на московской земле в эпоху правления Ивана III.
Учитель экономики: Подводим итог. Объём работ, выполненных на по благоустройству Московского Кремля огромен. «Прекрасно украшенное», таких масштабов как Кремль, может возникнуть только на основе госзаказа и только в состоянии стабильной экономической ситуации в государстве.
Список использованной литературы:
- Крюкова Е.Н. Московский Кремль. От княжеской крепости до царской резиденции. -М. 2012.
- Кремль - школа. Эпоха Ивана III и московский кремль. Вспомогательные материалы к курсу истории для учащихся. -М. 2013
- Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. -М. 1990
Использованные ресурсы
http://www.kreml.ru/img/uploaded/files/MaterialsInvestigations/part03/v03s02_Florya.pdf
http://ic.pics.livejournal.com/agritura/16089606/423908/423908_640.jpg
http://alternathistory.org.ua/files/291010_rossiya-pravopreemnitsa-zolotoi-ordy.jpg
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Marguerite_d%27Angoul%C3%AAme_by_Jean_Clouet.jpg?uselang=ru
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/Maryna_Mniszch%C3%B3wna.JPG?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Great_standing_on_the_Ugra_river_2.jpg?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ivan_Kalita.jpg?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vasil2b.gif?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ivan_III_of_Russia_3.jpg?uselang=ru http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st010.shtml