Занятие-практикум "По ступенькам к лидерству"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • продемонстрировать учащимся их потенциал к самосовершенствованию и выработке качеств лидера;
  • развивать у учащихся познавательный интерес, поощрить у учащихся желание к достижению своего наибольшего  потенциала;
  • способствовать воспитанию умения работать сообща, согласовывать свои действия, совместно трудиться на общее благо.

Предварительная подготовка:

  • проведено тестирование «Я – лидер»;
  • учащиеся подготовили инсценировку стихотворения и сценки;
  • ученики 2 классов нарисовали  рисунки людей гражданских профессий, которые помогают людям;

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • верёвка, фартук, платок, одеяльце;
  • бумага для плаката (формат А-3), фотографии и рисунки, фломастеры, бланки рецептов, клей;
  • конверты с заданиями, 5 частей пазла «СЕРДЦЕ», таблички с названиями команд;
  • конфеты для поощрения команд.

Ход занятия

Для участия в этой игре, все ребята   прошли тест «Я – лидер»  у себя в классе. Среди учеников параллели 2 классов учителя выявили ребят, которые обладают лидерскими качествами. Сегодня эти ребята примут участие в игре «По ступенькам к лидерству».

(В класс приглашаются участники игры из пяти вторых  классов. В каждой команде 5 человек, они выбирают  себе место за 5 столами. На каждом столе табличка с надписью: «Гражданственность», «Честность», «Заботливость», «Уважение», «Ответственность»)

– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете участвовать в игре «По ступенькам к лидерству».

СЛАЙД №1 (Приложение 1)

Посмотрите на слайд. Какое слово в нём зашифровано? (Лидер.)

– Кто такой лидер?  Что означает это слово? (Ответы ребят)

СЛАЙД №2      

– Заглянем в толковый  словарь русского языка Ожегова:

  • Лидер – спортсмен, идущий первый в соревновании.
  • Лидер – корабль, возглавляющий группу судов.
  • Лидер – руководитель группы людей.

СЛАЙД № 3

Лидер это не тот человек, который обладая  властью, совершает то, что хочет. Лидер это человек, который отвечает за свои поступки и обладает такими чертами характера, как ответственность, гражданственность, уважение, честность и забота.

Именно так в нашей игре мы решили назвать ваши команды. А теперь представимся.

(Ребята отвечают хором)

2а – «УВАЖЕНИЕ»!

2б – «ЗАБОТЛИВОСТЬ»!

2в – «ЧЕСТНОСТЬ»!

2г – «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»!

2д – «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»!

Выступление 2 г класса.

СЛАЙД №4

Человек должен быть гражданином. Хорошие люди – граждане. Они думают не только о близких, но и о других людях. Они заботятся о благосостоянии своего города, страны, планеты. Они готовы помочь в любую минуту даже незнакомым людям.

Хорошим примером совместных действий послужило происшествие, случившееся в одном из районов Татарстана несколько лет назад. Двухлетняя девочка по имени Даша упала в глубокий и узкий колодец. Это происшествие привлекло внимание всей страны и вызвало активную помощь всего местного населения.

Сегодня мы разыграем историю Даши.

Сценка.

Мама (в фартуке, косынке): – Даша! Даша! Иди домой! Даша! Пора домой!

Даша (плачет): – Мамочка, помоги!

Мама: – О, Даша, маленькая моя! Держись! Дашенька, доченька, не плачь!

Идёт мимо сосед.

Сосед: – Что случилось? Ой, какое несчастье! Я позову на помощь!

Помогите, пожалуйста! (Обращается к сидящим детям).

Девочка в беде, помогите! (Обращается к следующему ребёнку).

(Звонит по телефону.)

– Это МЧС? Девочка упала в узкий глубокий колодец. Записывайте адрес.

– Это скорая помощь? Помогите девочке, записывайте адрес.

– Это милиция? Нужна ваша помощь!

(В это время один человек сбегал, принёс верёвку, обвязал себя, и его опустили в колодец.  Девочка спасена.)

Беседа.

– Что вы чувствуете, после разыгрывания этой сценки? (Волнение за девочку, удовлетворение, что девочка спасена).

– Кто помог маленькой Даше? (Люди, которые оказались рядом).

– Как вы поступите, если кто-то окажется в беде и попросит вас о помощи?

(Ответы ребят)

– Это было лучшим проявлением гражданственности, все действовали сообща, каждый осознал беду и делал всё возможное.

Гражданственность – это одно из качеств лидера.

Выступление 2 в класса.

– Ребята, я хочу остановиться еще на одном качестве лидера.

– Сегодня на наше занятие я принесла конфеты и хотела бы раздать их всем учащимся, на ком имеются белые банты.

– Как вы считаете, честно ли я поступаю? Почему? (Ответы ребят)

– А сейчас я хочу, чтобы вы обратили внимание  на поступок мальчиков из рассказа В.Осеевой.

СЛАЙДЫ К РАССКАЗУ (Приложение 2)

– Кто из мальчиков поступил правильно?

– Какое качество характера помогло мальчику правильно поступить?

Честность – одно из важных качеств лидера. Мы все хотим, чтобы люди обращались с нами честно и поэтому сами всегда должны быть честны по отношению к другим.

Выступление 2б класса.

СЛАЙД №5

– Вы слышите звукозапись сирены « Скорой помощи».

– Что это может означать? (Кто-то нуждается в помощи)

– Сегодня, вы члены команды «Забота 03». Может быть, вы и не спасёте чьей-то жизни,  но вы можете рассказать нам, как вы можете проявить свою заботу.

СЛАЙД №6-9

Посмотрите на эти слайды, подумайте:

– Кто нуждается в нашей с вами заботе?

– Какими хорошими делами мы можем им помочь? (Ответы ребят)

Заботливость – это признак взросления. Помогайте людям и это вернётся к вам добром!

Выступление 2а класса.

СЛАЙД №10

1) Что такое уваженье?
Это – разум и терпенье
Глубина души и взгляды
Часть заслуг,  друзей награды.

2) Уважай себя и взрослых
Ты подумай! Это просто!
Уважай друзей, подруг,
С пониманьем, а не вдруг!

3) Уважай и понимай!
Принципам своим внимай!
Не дави авторитетом!
Помни! Будь ты ЧЕЛОВЕКОМ!

Обсуждение слайдов.

– Какое отношение имеет эта картина к понятию уважение?

(Независимо от цвета кожи и расовой принадлежности, необходимо уважать каждого гражданина нашей Земли).

СЛАЙД №11

– Объясните, какие поступки положительные, а какие отрицательные? Что необходимо изменить в поведении детей?

СЛАЙД №12

– Общение – это залог успеха. Кто из этих персонажей добьется большего взаимопонимания и почему?

СЛАЙД №13

– Как бы вы поступили на месте этих персонажей и почему?

А сейчас мы посмотрим сценку.

Инсценировка стихотворения «Случай в трамвае».

Мальчик сидел
У окошка трамвая
По сторонам
Из окошка зевая.
Рядом стоял,
Возвращаясь домой.
С папкой в руках
Гражданин молодой.
Мальчик, заметив
Такую картину,
Место своё
Уступил гражданину.
Долго не стал
Гражданин возражать –
Старших положено
Всем уважать.
Было в трамвае
И людно, и тесно,
И гражданин
Уступил свое место;
Он усадил
Пожилого мужчину,
Сунул под лавку
Его же корзину.
Только недолго
Сидел и мужчина
Важной была
И на это причина:
Как не уважить
Почтенного старца,
Мог ли мужчина
На месте остаться?
Старец, довольный,
В окошко глядит,
Мимо него
Новый город летит.
Все изменилось – в погоде,
В природе,
А уваженье
Осталось в народе.

– Почему же каждый из персонажей поступил именно так?

Выступление 2 д класса.

– У каждого человека есть свои обязанности: перед семьёй, перед обществом. И от того, как человек их выполняет, можно сказать, ответственный  он или нет.

– Все вы любите смотреть мультфильмы. Сегодня я вам предлагаю посмотреть отрывок  из мультфильма «Маша и медведь» и взглянуть на поступки героев с другой стороны.

(Просмотр отрывка из мультфильма.) (Приложение 3)

СЛАЙД №14

– Почему Миша бросился ночью спасать Машу после всех её проделок?

– Как это его характеризует? (Ответственный).

– Что значит «быть ответственным»? (Доводить дело до конца, делать то, что порой не хочется,  наводить за собой порядок, добросовестность.)

– А какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, делать уроки, помогать по дому …)

– Что случается,  если вы их не выполняете? (Плохие отметки, ругают, кому-то приходится делать  эту работу за вас).

Быть ответственным - значит выполнять свой долг, свои обязанности. Значит, поступать ответственно. Качество достойное лидера.

СЛАЙД  №15  Физминутка

СЛАЙД №16  Практическая часть занятия.

– У  каждой команды на столе лежит конверт. Возьмите его и прочитайте. Ваша задача за определённое время выполнить задание и обосновать свой ответ.

Задание для команды «Гражданственность»:

  1. Создать плакат из фотографий, рисунков, где люди гражданских профессий кого-нибудь спасают. (Это могут быть представители различных служб, таких, как МЧС, 01, 02, 03, 04, 06).
  2. Придумать и написать девиз. Варианты: Будь хорошим гражданином! Береги свою Родину!

Задание для команды «Честность»:

Собрать пословицы. Объяснить смысл пословиц.

  1. Правда всего дороже.
  2. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Задание для команды «Заботливость»:

– Заботливость – это одна из составляющих счастья и лекарство от одиночества. Вспомните то время, когда вам было грустно, больно, одиноко, боязно, холодно или хотелось есть, и кто-то помог вам и был с вами добр. Ваше задание: выписать рецепты заботливости. (Ребята получают бланки рецептов и фломастеры).

Задание для команды «Уважение»:

Игра «Делай так» и «Не делай так». Разложите карточки в две группы. Правила уважения – в группу «Делай так», то как нельзя обращаться – в группу «Не делай так».

  1. Вежливо обращайся с другими. Этим ты показываешь уважение.
  2. Не оскорбляй, не унижай, не угнетай других, не обращайся с ними дурно.
  3. Уважай индивидуальность окружающих.
  4. Воздержись от неуместных комментариев о других людях.
  5. Суди о людях по их достоинствам.
  6. Не используй других в своих целях.

Задание для команды «Ответственность»:

– Стихотворение рассыпалось. Прочитайте строчки  и поменяйте их местами так, чтобы получилось стихотворение:

Тем радостней,
Пусть льётся пот с лица –
Когда всё сделал до конца.
Пусть труд тяжёл,

– Как понимаете эти строчки?

– Какая пословица перекликается с этим стихотворением?

Каждая команда показывает свои работы. Доказывает правильность своих суждений.

Завершение занятия. Итоги.

– Вы замечательно справились со своими заданиями. Награда вам – это соединение частей пазла в единое целое.

(Части пазла с названиями «Гражданственность», «Честность», «Ответственность», «Уважение», «Заботливость» – ребята выкладывают на доске.)

– Что за предмет вы собрали? (Сердце)

– Сегодня на занятии  вы доказали, что лидер может быть только тот человек, который владеет этими качествами.

– Каждый раз, когда вы проявляете честность, уважение, верность, прямоту, можете держать данное обещание, вы завоёвываете доверие друзей, родителей, учителей. Это очень  трудная работа – завоевать доверие окружающих. Пройдёт много времени, прежде чем вы этого добьётесь.

– А теперь представьте такую картину. (Учитель убирает одну из частей сердца.)

– Что может произойти с сердцем? (Ответы ребят)

– Так, каждый раз, когда вы на словах и в делах пренебрегаете этими качествами – вы теряете доверие. Будьте лидерами, которым можно доверять!

1 ученик:
Знают взрослые и дети,
Знает умный и простак –
Жить нельзя на белом свете
Как-нибудь и кое-как.

2 ученик:
Ты берись за дело ловко,
Всех порадуй и утешь.
Хочешь сшить себе обновку –
Семь раз смерь, один отрежь.

3 ученик:
Не кладётся сверху печка,
Не пекут в лапте пирог.
Строишь мостик через речку –
Строй не вдоль, а поперёк.

4 ученик:
Если плохо – то не надо,
Если делать – то с умом.
В каждом деле есть отрада,
А успех - в тебе самом!

(В конце занятия участники хором поют песню «Кораблики дружбы» музыка И. Сазонова, слова К. Розанов)

Поощрительный приз «конфеты» ребята получают в конце занятия.