Цели:
- продемонстрировать учащимся их потенциал к самосовершенствованию и выработке качеств лидера;
- развивать у учащихся познавательный интерес, поощрить у учащихся желание к достижению своего наибольшего потенциала;
- способствовать воспитанию умения работать сообща, согласовывать свои действия, совместно трудиться на общее благо.
Предварительная подготовка:
- проведено тестирование «Я – лидер»;
- учащиеся подготовили инсценировку стихотворения и сценки;
- ученики 2 классов нарисовали рисунки людей гражданских профессий, которые помогают людям;
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- верёвка, фартук, платок, одеяльце;
- бумага для плаката (формат А-3), фотографии и рисунки, фломастеры, бланки рецептов, клей;
- конверты с заданиями, 5 частей пазла «СЕРДЦЕ», таблички с названиями команд;
- конфеты для поощрения команд.
Ход занятия
Для участия в этой игре, все ребята прошли тест «Я – лидер» у себя в классе. Среди учеников параллели 2 классов учителя выявили ребят, которые обладают лидерскими качествами. Сегодня эти ребята примут участие в игре «По ступенькам к лидерству».
(В класс приглашаются участники игры из пяти вторых классов. В каждой команде 5 человек, они выбирают себе место за 5 столами. На каждом столе табличка с надписью: «Гражданственность», «Честность», «Заботливость», «Уважение», «Ответственность»)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете участвовать в игре «По ступенькам к лидерству».
СЛАЙД №1 (Приложение 1)
Посмотрите на слайд. Какое слово в нём зашифровано? (Лидер.)
– Кто такой лидер? Что означает это слово? (Ответы ребят)
СЛАЙД №2
– Заглянем в толковый словарь русского языка Ожегова:
- Лидер – спортсмен, идущий первый в соревновании.
- Лидер – корабль, возглавляющий группу судов.
- Лидер – руководитель группы людей.
СЛАЙД № 3
– Лидер это не тот человек, который обладая властью, совершает то, что хочет. Лидер это человек, который отвечает за свои поступки и обладает такими чертами характера, как ответственность, гражданственность, уважение, честность и забота.
Именно так в нашей игре мы решили назвать ваши команды. А теперь представимся.
(Ребята отвечают хором)
2а – «УВАЖЕНИЕ»!
2б – «ЗАБОТЛИВОСТЬ»!
2в – «ЧЕСТНОСТЬ»!
2г – «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»!
2д – «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»!
Выступление 2 г класса.
СЛАЙД №4
Человек должен быть гражданином. Хорошие люди – граждане. Они думают не только о близких, но и о других людях. Они заботятся о благосостоянии своего города, страны, планеты. Они готовы помочь в любую минуту даже незнакомым людям.
Хорошим примером совместных действий послужило происшествие, случившееся в одном из районов Татарстана несколько лет назад. Двухлетняя девочка по имени Даша упала в глубокий и узкий колодец. Это происшествие привлекло внимание всей страны и вызвало активную помощь всего местного населения.
Сегодня мы разыграем историю Даши.
Сценка.
Мама (в фартуке, косынке): – Даша! Даша! Иди домой! Даша! Пора домой!
Даша (плачет): – Мамочка, помоги!
Мама: – О, Даша, маленькая моя! Держись! Дашенька, доченька, не плачь!
Идёт мимо сосед.
Сосед: – Что случилось? Ой, какое несчастье! Я позову на помощь!
Помогите, пожалуйста! (Обращается к сидящим детям).
Девочка в беде, помогите! (Обращается к следующему ребёнку).
(Звонит по телефону.)
– Это МЧС? Девочка упала в узкий глубокий колодец. Записывайте адрес.
– Это скорая помощь? Помогите девочке, записывайте адрес.
– Это милиция? Нужна ваша помощь!
(В это время один человек сбегал, принёс верёвку, обвязал себя, и его опустили в колодец. Девочка спасена.)
Беседа.
– Что вы чувствуете, после разыгрывания этой сценки? (Волнение за девочку, удовлетворение, что девочка спасена).
– Кто помог маленькой Даше? (Люди, которые оказались рядом).
– Как вы поступите, если кто-то окажется в беде и попросит вас о помощи?
(Ответы ребят)
– Это было лучшим проявлением гражданственности, все действовали сообща, каждый осознал беду и делал всё возможное.
Гражданственность – это одно из качеств лидера.
Выступление 2 в класса.
– Ребята, я хочу остановиться еще на одном качестве лидера.
– Сегодня на наше занятие я принесла конфеты и хотела бы раздать их всем учащимся, на ком имеются белые банты.
– Как вы считаете, честно ли я поступаю? Почему? (Ответы ребят)
– А сейчас я хочу, чтобы вы обратили внимание на поступок мальчиков из рассказа В.Осеевой.
СЛАЙДЫ К РАССКАЗУ (Приложение 2)
– Кто из мальчиков поступил правильно?
– Какое качество характера помогло мальчику правильно поступить?
Честность – одно из важных качеств лидера. Мы все хотим, чтобы люди обращались с нами честно и поэтому сами всегда должны быть честны по отношению к другим.
Выступление 2б класса.
СЛАЙД №5
– Вы слышите звукозапись сирены « Скорой помощи».
– Что это может означать? (Кто-то нуждается в помощи)
– Сегодня, вы члены команды «Забота 03». Может быть, вы и не спасёте чьей-то жизни, но вы можете рассказать нам, как вы можете проявить свою заботу.
СЛАЙД №6-9
Посмотрите на эти слайды, подумайте:
– Кто нуждается в нашей с вами заботе?
– Какими хорошими делами мы можем им помочь? (Ответы ребят)
Заботливость – это признак взросления. Помогайте людям и это вернётся к вам добром!
Выступление 2а класса.
СЛАЙД №10
1) Что такое уваженье?
Это – разум и терпенье
Глубина души и взгляды
Часть заслуг, друзей награды.
2) Уважай себя и взрослых
Ты подумай! Это просто!
Уважай друзей, подруг,
С пониманьем, а не вдруг!
3) Уважай и понимай!
Принципам своим внимай!
Не дави авторитетом!
Помни! Будь ты ЧЕЛОВЕКОМ!
Обсуждение слайдов.
– Какое отношение имеет эта картина к понятию уважение?
(Независимо от цвета кожи и расовой принадлежности, необходимо уважать каждого гражданина нашей Земли).
СЛАЙД №11
– Объясните, какие поступки положительные, а какие отрицательные? Что необходимо изменить в поведении детей?
СЛАЙД №12
– Общение – это залог успеха. Кто из этих персонажей добьется большего взаимопонимания и почему?
СЛАЙД №13
– Как бы вы поступили на месте этих персонажей и почему?
А сейчас мы посмотрим сценку.
Инсценировка стихотворения «Случай в трамвае».
Мальчик сидел
У окошка трамвая
По сторонам
Из окошка зевая.
Рядом стоял,
Возвращаясь домой.
С папкой в руках
Гражданин молодой.
Мальчик, заметив
Такую картину,
Место своё
Уступил гражданину.
Долго не стал
Гражданин возражать –
Старших положено
Всем уважать.
Было в трамвае
И людно, и тесно,
И гражданин
Уступил свое место;
Он усадил
Пожилого мужчину,
Сунул под лавку
Его же корзину.
Только недолго
Сидел и мужчина
Важной была
И на это причина:
Как не уважить
Почтенного старца,
Мог ли мужчина
На месте остаться?
Старец, довольный,
В окошко глядит,
Мимо него
Новый город летит.
Все изменилось – в погоде,
В природе,
А уваженье
Осталось в народе.
– Почему же каждый из персонажей поступил именно так?
Выступление 2 д класса.
– У каждого человека есть свои обязанности: перед семьёй, перед обществом. И от того, как человек их выполняет, можно сказать, ответственный он или нет.
– Все вы любите смотреть мультфильмы. Сегодня я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и медведь» и взглянуть на поступки героев с другой стороны.
(Просмотр отрывка из мультфильма.) (Приложение 3)
СЛАЙД №14
– Почему Миша бросился ночью спасать Машу после всех её проделок?
– Как это его характеризует? (Ответственный).
– Что значит «быть ответственным»? (Доводить дело до конца, делать то, что порой не хочется, наводить за собой порядок, добросовестность.)
– А какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, делать уроки, помогать по дому …)
– Что случается, если вы их не выполняете? (Плохие отметки, ругают, кому-то приходится делать эту работу за вас).
Быть ответственным - значит выполнять свой долг, свои обязанности. Значит, поступать ответственно. Качество достойное лидера.
СЛАЙД №15 Физминутка
СЛАЙД №16 Практическая часть занятия.
– У каждой команды на столе лежит конверт. Возьмите его и прочитайте. Ваша задача за определённое время выполнить задание и обосновать свой ответ.
Задание для команды «Гражданственность»:
- Создать плакат из фотографий, рисунков, где люди гражданских профессий кого-нибудь спасают. (Это могут быть представители различных служб, таких, как МЧС, 01, 02, 03, 04, 06).
- Придумать и написать девиз. Варианты: Будь хорошим гражданином! Береги свою Родину!
Задание для команды «Честность»:
Собрать пословицы. Объяснить смысл пословиц.
- Правда всего дороже.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Задание для команды «Заботливость»:
– Заботливость – это одна из составляющих счастья и лекарство от одиночества. Вспомните то время, когда вам было грустно, больно, одиноко, боязно, холодно или хотелось есть, и кто-то помог вам и был с вами добр. Ваше задание: выписать рецепты заботливости. (Ребята получают бланки рецептов и фломастеры).
Задание для команды «Уважение»:
Игра «Делай так» и «Не делай так». Разложите карточки в две группы. Правила уважения – в группу «Делай так», то как нельзя обращаться – в группу «Не делай так».
- Вежливо обращайся с другими. Этим ты показываешь уважение.
- Не оскорбляй, не унижай, не угнетай других, не обращайся с ними дурно.
- Уважай индивидуальность окружающих.
- Воздержись от неуместных комментариев о других людях.
- Суди о людях по их достоинствам.
- Не используй других в своих целях.
Задание для команды «Ответственность»:
– Стихотворение рассыпалось. Прочитайте строчки и поменяйте их местами так, чтобы получилось стихотворение:
Тем радостней,
Пусть льётся пот с лица –
Когда всё сделал до конца.
Пусть труд тяжёл,
– Как понимаете эти строчки?
– Какая пословица перекликается с этим стихотворением?
Каждая команда показывает свои работы. Доказывает правильность своих суждений.
Завершение занятия. Итоги.
– Вы замечательно справились со своими заданиями. Награда вам – это соединение частей пазла в единое целое.
(Части пазла с названиями «Гражданственность», «Честность», «Ответственность», «Уважение», «Заботливость» – ребята выкладывают на доске.)
– Что за предмет вы собрали? (Сердце)
– Сегодня на занятии вы доказали, что лидер может быть только тот человек, который владеет этими качествами.
– Каждый раз, когда вы проявляете честность, уважение, верность, прямоту, можете держать данное обещание, вы завоёвываете доверие друзей, родителей, учителей. Это очень трудная работа – завоевать доверие окружающих. Пройдёт много времени, прежде чем вы этого добьётесь.
– А теперь представьте такую картину. (Учитель убирает одну из частей сердца.)
– Что может произойти с сердцем? (Ответы ребят)
– Так, каждый раз, когда вы на словах и в делах пренебрегаете этими качествами – вы теряете доверие. Будьте лидерами, которым можно доверять!
1 ученик:
Знают взрослые и дети,
Знает умный и простак –
Жить нельзя на белом свете
Как-нибудь и кое-как.
2 ученик:
Ты берись за дело ловко,
Всех порадуй и утешь.
Хочешь сшить себе обновку –
Семь раз смерь, один отрежь.
3 ученик:
Не кладётся сверху печка,
Не пекут в лапте пирог.
Строишь мостик через речку –
Строй не вдоль, а поперёк.
4 ученик:
Если плохо – то не надо,
Если делать – то с умом.
В каждом деле есть отрада,
А успех - в тебе самом!
(В конце занятия участники хором поют песню «Кораблики дружбы» музыка И. Сазонова, слова К. Розанов)
Поощрительный приз «конфеты» ребята получают в конце занятия.