Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.
В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:
1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.
Комплексно-тематическое планирование
Тема |
Развернутое содержание работы |
|
|
Подтема |
Итоговые мероприятия |
||||||||
До свиданья, лето
|
Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и помощника воспитателя Продолжать знакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. |
Сентябрь |
I |
День знаний |
Праздник «Книга – лучший друг» |
||||||||
II |
До свиданья, лето
|
Вечер загадок |
|||||||||||
III |
Что нам лето подарило |
Выставка поделок |
|||||||||||
IV |
Кладовая природы (Грибы, ягоды) |
Кукольный спектакль |
|||||||||||
Осень |
Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. |
Октябрь |
I |
Царство деревьев |
Викторина |
||||||||
II |
Золотая осень
|
Осенний праздники по плану музыкального руководителя |
|||||||||||
III |
Пернатые друзья |
Досуг |
|||||||||||
IV |
Комнатные цветы |
Выставка «Осенняя палитра» |
|||||||||||
Это наша Родина |
Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. |
Ноябрь |
I |
Транспорт |
Развлечение |
||||||||
II |
Дом, семья |
Выставка рисунков «Моя семья» |
|||||||||||
III |
Мой город |
Презентация
|
|||||||||||
IV |
Моя страна |
Осенняя ярмарка «Кот Федот и кошка Матрешка» |
|||||||||||
V |
Моя родина Россия |
Праздник по плану музыкального руководителя «День матери»
|
|||||||||||
Зима |
Расширять представление детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы |
Декабрь |
I |
Зимний пейзаж |
Выставка рисунков |
||||||||
II |
Животные Арктики и Антарктики |
Вечер открытий |
|||||||||||
III |
Дикие животные и птицы зимой |
Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». |
|||||||||||
IV |
Новый год |
Новогодний праздники по плану музыкального руководителя |
|||||||||||
Январь |
II |
Зимние забавы |
Кукольный спектакль. Досуг.
|
||||||||||
III |
Зимние виды спорта |
Развлечение «Ладушки-ладошки», «Сюрпризы сладкого дерева» |
|||||||||||
IV |
Зима в городе |
Конкурс зимних стихов. |
|||||||||||
День защитника Отечества |
Расширять представления о Российской армии. Знакомить с родами войск, военными профессиями. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины). |
1 – 23 февраля |
I |
Профессии пап, инструменты, бытовая техника |
Фольклорное развлечение «Масленица» |
||||||||
II |
Военная техника |
Выставка «Мой папа – солдат» |
|||||||||||
III |
Наша Армия |
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. «День Российской армии» |
|||||||||||
Международный женский день |
Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами. |
24 февраля – 8 марта |
IV |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны |
Выставка детского творчества «Букет для мамы» |
||||||||
I |
Мамочка, любимая, добрые дела |
Праздники, посвященные 8 марта по плану музыкального руководителя |
|||||||||||
Народная культура, традиции |
Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства. |
Март |
II |
Народная игрушка, декаративно-прикладное искусство |
Фотовыставка «Моя мама – невеста» |
||||||||
III |
Русский быт (мебель) |
События |
|||||||||||
IV |
Родной край – Урал |
Городской фестиваль «Каменская радуга» |
|||||||||||
Весна |
Формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. |
Апрель |
I |
Природа весной |
Развлечение «День смеха» |
||||||||
II |
Космос |
Праздник «Весна на птичьем дворе», «Это розовое слово «Привет»» |
|||||||||||
III |
Сказочная неделя |
Викторина |
|||||||||||
IV |
Животные весной |
Вечер загадок |
|||||||||||
V |
Моя деревня |
Досуг |
|||||||||||
Скоро лето |
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям войны. Показать преемственность поколений защитников Родины. Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, признаках лета. Расширять обобщенные представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь людей, животных и растений, природа «расцветает», оживает. |
Май |
I |
Первоцветы |
Выставка |
||||||||
II |
День победы |
Праздник «Светлый праздник-День Победы» Экскурсия к обелиску |
|||||||||||
III |
Насекомые (Водный мир) |
Весеннее развлечение «Божья коровка, черная головка» |
|||||||||||
IV |
Летние виды спорта, (безопасность) |
Выпускной праздник |
|||||||||||
Лето |
1 – 30 июня |
|
Праздник «Наперегонки с летом» |
|