Важность патриотического воспитания в школе

Разделы: Классное руководство


«… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,  как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого,  как от желания делать добро-сколько возможно больше  и сколько возможно лучше.» Н.А. Добролюбов.

«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству»  В. Г. Белинский.

I. Патриотизм  (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.

Вы можете себе представить компьютерную игру, где дети подражают Тимуру и его команде?  А кто из мальчишек сейчас мечтает о  карьере военного? Критический подход к российской действительности, "русскому национальному характеру" понимался многими философами нашего отечества не просто как совместимый с российским патриотизмом – он мыслился как неотъемлемое свойство и проявление этого патриотизма. В. Розанов писал: «...болит душа за Россию...  болит за её нигилизм. Если "да" (т.е. нигилизм) – тогда смерть, гроб. Тогда не нужно жизни, бытия.» Если Россия будет нигилистичной" – то России нужно перестать быть, и нужно желать, чтобы она перестала быть... Вот где зажата душа. Но как "нигилизм" пройдет, когда почти все нигилистично? даже мальчики? гимназисты?». Не та же проблема мучит нас и сегодня? Мы стоим у края пропасти, вот почему сегодня нравственно-патриотическое воспитание становится первостепенной задачей.  

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам брака и семьи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…государство не может существовать без базиса и надстройки. Базис-это экономика страны, а надстройка – это идея, дух, так сказать внутренний мир, идеологическая политика госдарства.»

Воспитывая молодое поколение мы обязаны противопоставить искуственно-созданным ценностям – истину. А истина заключается в том, что за деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к матери, детям, земле …..  родине. Любовь к родине называется патриотизмом. Человек любит не потому что … а вопреки всему. И нет таких слов,  которые бы смогли объяснить этот феномен.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

– проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

– утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

– создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

II. Содержание военно-патриотического воспитания

Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания подростков в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

– гражданственность;

– общенациональное в государственном масштабе;

– приоритет общественно-государственных интересов над личными;

– лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

– патриотизм, преданность своему Отечеству;

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

– самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором создания современного общества.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

III. Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность,
  • преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода.

Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма.

Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не от­дельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Воспитание на воинских традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников вооруженных конфликтов к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т. д.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем музея:

  1. Собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий.
  2. Охраняют памятники истории родного города, школы.
  3. Проводят культурно-массовую работу среди учащихся .

В ходе поисковой работы членами музея собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны, об учителях и выпускниках школы – участниках локальных войн.

Члены Музея постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, заполняют учетные карточки на каждого ветерана, оформляют альбомы о них, проводят экскурсии по новым экспозициям.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн, для учащихся 9 и 11 классов, по афганской и чеченской войнам для учащихся 8-11 классов. В Музее есть постоянно действующие экскурсионная и лекторская группы, которые выступают перед учащимися и гостями школы и проводят экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: “Учителя и выпускники нашей школы – защитники Отечества”; “Их именами названы улицы города”;  и др.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Особо стоит отметить направление “Я и моё Отечество”, предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, парад знаменных групп, встречи с участниками Великой Отечественной войны и военнослужащими Российской Армии,    акция «Письмо в прошлое» и безусловно классные часы и тематические экскурсионные дни. Все это в той или иной форме форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители,  преподаватели ОБЖ, учителя физического воспитания, учитель музыки, учителя истории.

Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы  и операция “Память” (возложение цветов к памятникам павшим в боях), и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков на асфальте “Нам мир завещано беречь”, и концерт 9 Мая.  Это и участие в конкурсе сочинений “Растим патриотов России”, это и  презентация “Их именами названы улицы и школы нашего города”,  конкурс макетов и рисунков ко Дню Победы о ветеранах педагогического труда, тружениках тыла. Кроме гуманитарных кружков и спортивных секций, ребята допризывного возраста посещают различные, как школьные, так и городские кружки технической направленности, военно-спортивные и военно-патриотические клубы и объединения.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Презентации к уроку:

  1. Промышленности СССР (Приложение 1)
  2. Пионеры-герои (Приложение 2)