Цели:
- упорядочить знания детей о составе слова;
- наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие-либо части.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;
- сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- формировать навык грамотного написания слов;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой: Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы помогаем друг другу. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу.
Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.
– Сегодня на уроке мы отправимся по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, ещё раз познакомимся с частями слова.
На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.
Если вы уберете не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока. (Состав)
Какое значение может иметь слово “состав”?
Словарь Ожегова Состав – это (читает Вика из словаря).
Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать? (Состав слова)
Путешествовать и закреплять знания будем на поезде “Состав слова” (Слайд 2. Презентация) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики.
Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).
– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.
II. Упражнения по чистописанию. (Слайд 3)
Дети под музыку песенки “Голубой вагон” выполняют упражнение по чистописанию.
III. Повторение об однокоренных словах и корне слова. (Слайд 4)
– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало
вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
(Е. Измайлов. Как растут слова)
– Какое здесь слово-корень? Выпишите
однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в
этих словах.
(Слайд 5)
– Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
– Записать одним словом:
1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок
– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах.
– Что называется корнем слова?
(Слайд 6)
(На доске появляется определение корня слова).
– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.
(Слайд 7)
- К нашему поезду добавляется вагончик “Корень” со словом “ход”.
(Звучит музыка песенки “Голубой вагон”)
– Продолжаем наше путешествие дальше.
IV. Знакомство с окончанием. (Слайд 8)
– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т.к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.
- Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)
ЧЕСНОК
В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .
– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Вставьте окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.
(По щелчку появляются окончания слов)
– Изменялось ли значение слова “чеснок”, когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания? Спишите этот текст в тетрадь.
(Слайд 9) (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик с окончанием “и”. (Слайд 11)
– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)
(Слайд 12) (Звучит звукозапись голосов живой природы).
V. Физкультминутка
– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.
(Слайд 13).
VI. Знакомство с приставками и суффиксами. (Слайд 14)
– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у- и суффиксы -ил-, получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)
- А зачем нужны приставки и суффиксы?
VII. Самостоятельная работа в группах. (Слайд 15)
(См. “Задания для работы в группах)
VIII. Проверка самостоятельной работы.
(Слайд 16 )
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16, 17)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 18, 19 )
(Слайд 20)
- Для чего служит суффикс?
– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.
(Слайд 21)
– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т.д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т.д.)
– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки “Голубой вагон” возвращаемся в класс. (Слайд 22)
IX. Закрепление
– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются). (Слайд 23)
– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).
– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?
(Слайд 24) На доске появляются рифмовки: “Та часть слова, что изменяется, окончанием называется”.
Тест по группам (самостоятельно). Проверка. Какое слово у вас получилось?(знатоки)
Знатоки - кто это?
А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока?
X. Итог урока