Открытый урок русского языка по теме "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • упорядочить знания детей о составе слова;
  • наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие-либо части.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;
  • сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
  • формировать навык грамотного написания слов;
  • развивать память, внимание, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой: Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы помогаем друг другу. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу.

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

– Сегодня на уроке мы отправимся по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, ещё раз познакомимся с частями слова.

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

Если вы уберете не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока. (Состав)

Какое значение может иметь слово “состав”?

Словарь Ожегова Состав – это (читает Вика из словаря).

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать? (Состав слова)

Путешествовать и закреплять знания будем на поезде “Состав слова” (Слайд 2. Презентация) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики.

Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию. (Слайд 3)

Дети под музыку песенки “Голубой вагон” выполняют упражнение по чистописанию.

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова. (Слайд 4)

– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.

– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)

– Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов)

– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова)

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5)

– Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)

– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)

- Выделите корень в этих словах.

– Что называется корнем слова?

(Слайд 6)

(На доске появляется определение корня слова).

– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

(Слайд 7)

- К нашему поезду добавляется вагончик “Корень” со словом “ход”.

(Звучит музыка песенки “Голубой вагон”)

– Продолжаем наше путешествие дальше.

IV. Знакомство с окончанием. (Слайд 8)

– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т.к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

- Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)

– Вставьте окончания слов зелёным цветом.

– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

(По щелчку появляются окончания слов)

– Изменялось ли значение слова “чеснок”, когда менялось окончание? (Нет)

– Для чего служат окончания? Спишите этот текст в тетрадь.

(Слайд 9) (На доске появляется определение окончания)

– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик с окончанием “и”. (Слайд 11)

– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

(Слайд 12) (Звучит звукозапись голосов живой природы).

V. Физкультминутка

– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

VI. Знакомство с приставками и суффиксами. (Слайд 14)

– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)

– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)

– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?

– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)

– Кот добавил приставку у- и суффиксы -ил-, получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

VII. Самостоятельная работа в группах. (Слайд 15)

(См. “Задания для работы в группах)

VIII. Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 16 )

– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16, 17)

– Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 18, 19 )

(Слайд 20)

- Для чего служит суффикс?

– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.

(Слайд 21)

– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т.д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т.д.)

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки “Голубой вагон” возвращаемся в класс. (Слайд 22)

IX. Закрепление

– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.

– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются). (Слайд 23)

– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

(Слайд 24) На доске появляются рифмовки: “Та часть слова, что изменяется, окончанием называется”.

Тест по группам (самостоятельно). Проверка. Какое слово у вас получилось?(знатоки)

Знатоки - кто это?

А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока?

X. Итог урока