За свой ответ учащийся может получить 6 баллов максимум. Оценивание ответа происходит по следующим критериям:
1. Решение коммуникативной задачи (3 балла максимум):
- Ответы на три поставленных вопроса.
- Ответы на дополнительные вопросы.
- Логичность высказывания (вступление, основная часть, заключение).
- Использование средств логической связи.
2. Лексико-грамматическое оформления высказывания (2 балла максимум)
3. Произносительная сторона речи (1 балл максимум)
Во время ответа учащиеся должны продемонстрировать следующие умения:
- сделать подробный рассказ по предложенной теме,
- логично излагать мысли,
- приводить аргументы по предложенной теме,
- использовать лексико-грамматические конструкции, которые соответствуют поставленной коммуникативной задаче,
- продемонстрировать разнообразный лексический запас и владение простыми и сложными грамматическими структурами.
При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию “Решение коммуникативной задачи (содержание)” всё задание оценивается в 0 баллов. В случае, если экзаменуемый читает текст, написанный во время подготовки к устному ответу, его ответ оценивается в 0 баллов.
В кодификаторе к экзамену перечислены все темы, которые могут попасться учащимся на экзамене, а именно:
- Межличностные взаимоотношения в семье.
- Межличностные взаимоотношения с друзьями и школе.
- Внешность и характеристики человека.
- Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе).
- Молодежная мода.
- Покупки. Карманные деньги.
- Переписка.
- Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены.
- Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка.
- Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности.
- Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи).
- Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру.
- Путешествие по странам изучаемого языка и по России.
- Технический прогресс.
- Глобальные проблемы современности.
- Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, интернет).
- Природа и проблема экологии. Здоровый образ жизни.
Одним из пунктов оценивания тематического монологического высказывания является его логичность, то есть наличие четкой структуры высказывания: вступления, основной части и заключения. Ниже приведены различные вариации фраз, с помощью которых учащиеся могут начинать и заканчивать свое высказывание.
POUR COMMENCER… Je voudrais vous parler de la littérature. / J’aimerais vous parler de la littérature. Permettez-moi de vous parler de la littérature. La musique joue un grand rôle dans ma vie. La musique a un rôle important dans … La lecture occupe une place importante dans ma vie. Pour moi, la lecture c’est très important. Pour moi, la lecture c’est une passion. Moi, j’adore l’art. … représente pour moi … Le problème de l’apprentissage des langues étrangères est très important de nous jours. Le théâtre fait une partie intégrante de la vie culturelle de tout pays. Le cinéma est consideré comme … La chanson tient une grande place dans ce pays. |
POUR TERMINER… Au total, je voudrais dire que… En somme, … En conclusion, … A la fin, … Pour conclure, … En bref, … Je voudrais conclure que … |
Также оцениванию подлежит использование языковых средств для передачи логических связей. Мы постарались составить таблицу таких языковых средств:
Pour exprimer son opinion | à (mon,
ton, son, notre, votre, leur) avis selon moi d’après moi pour moi … quant à moi, … en ce qui me concerne Je crois que Je pense que Je trouve que Je ne crois pas que … /Je ne trouve pas que … / Je ne pense pas que … + subjonctif |
Pour introduire une suite d’ idées | D’abord… puis… ensuite… de plus ...
enfin Premièrement … Deuxièment … Troisièment … En premier lieu … En second lieu (il n’y en a que deux) D’une part… d’une autre part Tout d’abord … Ensuite … De plus … Enfin D’un côté … de l’autre |
Pour introduire un exemple | Par exemple Ainsi comme tel |
Pour introduire une explication | C’est-à-dire Cela veut dire Autrement dit car en effet c’est que |
Pour introduire une oppposition | Mais pourtant cependant Toutefois En revanche |
Pour introduire une cause | parce que puisque car à force de grâce à (valorisant) à cause de (dévalorisant) |
Pour introduire une conséquence | Pour cette raison Pour ce motif par suite voilà pourquoi c’est pourquoi de ce fait |