Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

1. Закреплять знания учащихся о написании парных согласных, умения подбирать проверочные слова.
2. Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность.
3. Формировать орфографическую зоркость, познавательную активность.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и мне. Начнем урок.

* На уроке наши глаза смотрят и все видят.

* Наши уши слушают и все слышат.

* Наши головы хорошо думают.

II. Минутка чистописания.

– Смотрите внимательно на изображение. Какие буквы здесь спрятались? Назовите их.

Составьте из этих букв пары (назвать лишние буквы).

А теперь красиво запишите буквы парами, как на таблице, но сначала разогреем пальчики.

III. Пальчиковая гимнастика (“бинокль”, “башенка”, “замок”).

IV. Кто из вас догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

– Тема сегодняшнего урока – “Правописание звонких и глухих согласных”.

Мы будем учиться правильно записывать слова со звонкими и глухими согласными.

– Давайте еще раз назовем звонкие и глухие согласные парами.
– Почему называем согласные звуки звонкими? (Они произносятся с голосом.)
– Почему называем согласные звуки глухими? (Произносятся без голоса.)

Закрепление.

V. 1) На доске слова:

Тру., ду., хле., обе., кру., гря.ки, сне.ки

– Как правильно написать данные слова? Докажите.
– Итак, какое правило вы знаете, как нужно писать слова со звонкими и глухими согласными (ответы детей; – читают заранее выученное стихотворение).
– Откройте учебники, прочтите правила.

2) Игра “Заменялки”.

Нужно одним словом назвать данные выражения и записать эти слова.

– Крупное промышленное предприятие (завод).
– Крупный населенный пункт (город).
– Прием пищи в середине дня (обед).
– Как называют граждан любой страны (народ).

(Проверка, обратная связь, как знают словарные слова.)

– Составить и записать два предложения с этими словами.

3) Послушайте отрывок из сказки. Сказка “Доктор Айболит”.

(Картинки из сказки.)

– Как называется сказка? Кто её написал? Каких животных лечил Доктор Айболит?

– Запишите, каких животных вы видите на картинках, подберите проверочные слова:

медведь-медведи, лев– львы, жираф-жирафы, уж-ужи

Физкультминутка.

Мелкие шажки – раз,два, три
Легкие прыжки – раз, два, три,
Повороты резко – раз, два, три,
И поклоны низко – раз, два, три,
Вот и вся зарядка – раз,два, три,
Мягкая посадка – раз, два, три.

В ходе выполнения упражнений на мониторе появляются слова:

шажки –,
прыжки –,
резко –,
низко – ,
зарядка – ,
посадка.

Дети подбирают проверочные слова и делают вывод.

Гимнастика для глаз.

4) Игра “Корректор”.

– Сейчас поиграем в игру “Корректор”. Кто такие корректоры? Это люди, которые исправляют ошибки в текстах, когда печатают газеты, книги, журналы. Корректорами сейчас будете вы.

У каждого из вас карточки. Нужно списать предложения, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их. Затем обменяться тетрадями, проверить написанное у товарища, поставить оценку на полях.

Работа по карточкам:

Среди ре… их бере … прячутся кре.кие боровики. Розовеют мокрые сырое.ки. В ельнике растут сколь.кие грузди. На ни.ких пнях жмутся дру. к дру.ке опята.

(Взаимопроверка.)

VI. Домашнее задание дифференцированно по карточкам.

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

Раздаются карточки с вопросами.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать звонкие и глухие согласные на конце?

Ответить на вопросы на карточках.

VIII. Итог.

Что помогло на уроке вашему грамотному письму? (Правило.)

Все было понятно?

Было интересно?

Чтобы правильно писать, нужно серьезно относиться к изучению правил, стараться их запомнить.

А сейчас отгадайте слово, которое я зашифровала.

Список используемой литературы

  1. Плешакова Е.П. Русский язык: коррекциионо-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2006.